Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 февраля 2011 12:04

В общем, дело принимает социальный оборот

В общем, дело принимает социальный оборот

25 февраля 2011 года в отеле Марриотт Гранд прошла первая конференция цикла «Культура.Бизнес.РФ» по теме «Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса», организованная агентством «Национальные Бизнес Форумы». Конференция прошла в 3 сессиях. Внутри каждой сессии участники и гости мероприятия могли услышать совершенно разные по форме и содержанию выступления. Предлагаем вашему вниманию подробный рассказ о конференции.



В своих докладах участники конференции поднимали наболевшие вопросы и проблемы самых разных сегментов российской киноиндустрии как с точки зрения общих тенденций, цифр и фактов, так и в контексте недавнего заседания Правительственного Совета по развитию кинематографии, которое, напомним, состоялось в Белых Столбах 1 февраля 2011 года. Любопытно, что многие докладчики, начиная свое выступление или подходя к его ключевому моменту, прежде чем озвучить важную или спорную точку зрения, считали своим долгом сослаться не только на указ или распоряжение, но и на мнение или замечание премьер-министра России Владимира Путина. То и дело звучали фразы «Мы считаем, и наше мнение полностью совпадает с мнением Председателя Правительства РФ, что…», «Как верно недавно отметил Владимир Путин…» или «И здесь мы абсолютно согласны с нашим премьер-министром…». Но пока непонятно, с чем связано появление этой новой традиции. Что это: желание подстраховать себя, свои расчеты и свое мнение или свидетельство доверия к власти со стороны киносообщества?



Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по культуре актриса Елена Драпеко (тема доклада «Механизмы государственного регулирования киноиндустрии») напомнила всем присутствующим, что до 1986 года в СССР 81% всех киноустановок находились в сельской местности. И поэтому сегодня трагедия заключается в том, что покупательная способность населения малых городов, сел и поселков городского типа крайне низкая. Как следствие, ни владельцев кинотеатральных сетей, ни прокатчиков эти территории просто не интересуют. Елена Драпеко также назвала сегодняшнюю ситуацию с кинопрокатом и кинопоказом холодной информационной войной, где идет жестокая борьба за власть и влияние в социокультурном пространстве России. Несложно догадаться, что отечественное кино пока стабильно проигрывает в этой борьбе: «Собственный рынок, свое публичное информационное пространство мы окончательно уступили иностранцам. Поэтому необходимо принять поправки к закону о поддержке национального кинематографа и обеспечить государственную поддержку в прокате российским фильмам тех видов и жанров, которые не могут иметь коммерческого успеха – например, артхауса, анимационного или научно-популярного кино. Через кинематограф формируется личность, поэтому засилье зарубежной продукции представляет серьезную угрозу для воспитания нашей молодежи. Нужно либо защитить наш рынок, поставив определенные преграды на пути иностранного кино, либо строить альтернативную, государственную систему проката. Потому что информационное пространство страны тоже является объектом национальной безопасности».  



Директор НИИ киноискусства киновед Дмитрий Караваев в своем докладе «Зритель в кинотеатре: мотивации, предпочтения, альтернативы» нарисовал портрет современного, «диванного» зрителя. Речь шла о том, что если для советского человека поход в кино был равносилен посещению музея или театра и эмоционально подпитывал его, то современный зритель не готов в свой выходной тратить время на дорогу, очередь за билетами и собственно просмотр ради самого фильма. Кино стало элементом так называемого «агрегатного» досуга, когда просмотр фильма предпочитают совмещать с шопингом, обедом и другими развлечениями. К тому же вседоступность других прокатных площадок – телевидения и Интернета – подавляет активность современного зрителя и сужает возможности проката российских фильмов: «Я посмотрел телепрограмму за 23 февраля и увидел, что только по 5 федеральным каналам там показали 11 новых российских фильмов и 5 из них производства 2010 года», – говорит Караваев. В качестве возможной меры борьбы с телевидением Дмитрий Караваев называет временные ограничения на телепоказ или продажу на телевидение сокращенных, купированных версий фильмов, как это делалось в СССР. Но при желании практически любой фильм сейчас можно скачать из Интернета. Так что в конкуренции с домашним просмотром, считает Караваев, выход один: повышать качество показа и комфортность просмотра в кинотеатре. Киновед также отметил, что нам необходимо искать новые культурно-досуговые ниши, куда бы мог внедриться кинопоказ: «На мой взгляд, одной из таких ниш располагает туристический бизнес. В культурно-развлекательную программу для иностранных туристов входит посещение музеев, театров и даже метро. А почему не организовать туры с просмотром программ лучших отечественных фильмов? Если в каждой гостинице оборудовать зал с видеопроекцией, его можно эффективно использовать». Впрочем, из этого предложения не совсем ясно, как показ наших фильмов иностранным туристам должен мотивировать российского «диванного» зрителя и заставить его ходить в кино.



Генеральный директор Movie Research Company Олег Иванов в рамках доклада «Целевые показатели развития киносети и меры государственного регулирования» продемонстрировал аудитории результаты очередного исследования компании. На этот раз исследование касалось недостающих кинозалов. Самым проблемным сегментом по количеству залов стали города с численностью от 20 до 100 тыс. человек: в настоящее время на 930 таких городов приходится всего 193 зала. «Чтобы обеспечить приемлемый уровень доступа населения к кинопоказу, - говорит Иванов, - общее число кинозалов в этих городах необходимо увеличить более чем в восемь раз, со 193 до 1662». Однако, по мнению Иванова, рост числа залов сам по себе не способен обеспечить кассовый успех российского кино. Для полноценного развития проката необходимо, чтобы одновременно с этим повышалось качество и конкурентоспособность отечественных фильмов и работали меры государственной поддержки кинопроката. Одну их таких мер Генеральный директор MRC видит в дотировании показа фильмов отечественного производства  в кинотеатрах малых и средних городов: «Объем таких дотаций должен составить не менее 1 млрд. рублей в год. Государственная дотация в размере 50 рублей на один билет позволит обеспечить долю российских фильмов в общих кассовых сборах на уровне 35%».



Некий элемент «смуты» в размеренный ход конференции внес заместитель председателя КиноСоюза режиссер документального кино Виталий Манский, чья тема доклада была заявлена как «Профессиональный взгляд на российский кинопрокат». Однако выйдя на трибуну, Манский неожиданно заявил, что их организация принципиально не готовила доклад для конференции: «На наш взгляд, для того чтобы докладывать о профессиональном взгляде на такой серьезный вопрос, необходимо сначала провести серьезную экспертизу, причем рассматривая не кинопрокат в отдельности, а кинопрокат в контексте всей современной киноиндустрии. КиноСоюз существует как площадка для ответственного профессионального обсуждения острых вопросов киноиндустрии. Чтобы, соединив воедино все точки зрения по каждому вопросу, потом уже не чьи-то конкретные интересы лоббировать в разговоре с государством, а выражать некое консолидированное мнение сообщества, уже прошедшее через фильтр всех наших внутренних обсуждений и споров. Нужно понять, какое кино мы хотим снимать и прокатывать, потому что за красивыми разговорами о российском кино, как правило, стоят такие фильмы, как «Наша Russia: Яйца судьбы», поскольку именно они и становятся лидерами проката. Мы на это кино хотим давать дотации, как предлагал Олег Иванов? Я лично считаю, что на такие фильмы нужно накладывать сверхналоги, чтобы их становилось меньше».



Свои доклады также представили: начальник управления статистики и аналитики ФГУП ГИВЦ Министерства культуры РФ Сергей  Мокров, директор НП «Киноальянс» Дмитрий Казуто, генеральный директор компании «Нева фильм» Олег Березин, руководитель компании «Asia Cinema» Арсений Кузьминич, ректор Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова Игумен Петр (Еремеев), президент кинофестиваля «Золотой витязь» актер Николай Бурляев, генеральный директор группы компаний «Главкино» Илья Бачурин, руководитель компании «Рекун синема» Илья Неретин, генеральный директор компании «Синема 1080» Владимир Самойлов, руководитель отдела рекламы и PR компании Asia Trade Music Светлана Скакун. К великому разочарованию журналистов, многие из заявленных участников и почетных гостей, включая ведущих продюсеров, представителей Правительства и Фонда кино, в зале не присутствовали.



Конференция «Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса» стала первой из цикла «Культура. Бизнес. РФ». Следующая конференция цикла, уже ожидаемая участниками первой, запланирована на апрель 2011 года.
Автор:
Наталия Осипова
Реклама