Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 июля 2013 11:42

Азия на Moscow Business Square: Фокус на Южную Корею

Азия на Moscow Business Square: Фокус на Южную Корею

24 июня 2013 года на Moscow Business Square прошел круглый стол «Киноиндустрия Южной Кореи: национальная политика в области кино и возможности сотрудничества России и Кореи в сферах кинопроизводства и дистрибуции». Представители Министерства Культуры, Спорта и Туризма, корейского кинофонда KOFIC и крупнейшей корейской корпорации индустрии развлечений CJ E&M рассказали о состоянии кинорынка страны и представили статистику по кинематографу Южной Кореи.

Центральной темой прошедшего в рамках ММКФ форума Moscow Business Square стала возможность партнерства с азиатскими кинорынками – в частности, с Южной Кореей. Надо сказать, что мода на южнокорейскую поп-культуру c конца 90-х постепенно захватила солидную часть земного шара, получив распространение не только в родной Азии, но и в Латинской Америке, Европе, Северной Африке, Ближнем Востоке и Океании. Для обозначения этого явления даже придумали специальный термин – «корейская волна». Мировой успех сопутствует и корейскому кино, без которого, кажется, не обходится нынче ни один уважающий себя кинофестиваль. Между тем кинорынок Южной Кореи входит в десятку лидеров и каждый год демонстрирует стабильный рост.

Итак, немного цифр. В 2012 году корейский рынок занял 7-е место по объему бокс-офиса. Общая прибыль киноиндустрии составила $1.480 млрд, из которых $1.27 млрд принес кинотеатральный прокат. Посещаемость выросла до 194 млн (для сравнения: в 2011 – 159 млн, в 2003 – 119 млн). На душу населения пришлось в среднем 3.83 посещения кинотеатра в год (в 2011 году – 3.15, в 2003 – 2.5). Количество экранов увеличилось до 2081. Всего в прошлом году в прокат в Южной Корее был выпущен в общей сложности 631 фильм (из них – 175 картин корейского производства).

korean market

Южная Корея – одна из тех немногих стран, где национальное кино успешно конкурирует с голливудским. Если посмотреть на сводную таблицу корейского бокс-офиса за 2013 год, можно увидеть, что в шестерке самых кассовых лент «Железный человек 3» – единственный американский фильм, да и он занял второе место, уступив южнокорейскому хиту «Чудо в камере №7» Ли-Хван Кена.

Столь высокая популярность национального продукта отчасти объясняется системой квот: с 60-х в Корее действует закон, обязывающий кинотеатры показывать корейское кино определенное число дней в году. Однако было бы ошибкой списывать успехи кинематографа Южной Кореи на одни лишь государственные ограничения. Например, в 1993-м, несмотря на высокие квоты (от 106 до 146 дней в году), доля национального кино в корейском прокате упала до 16%, но уже к 1999 году за счет бурного развития отрасли выросла до 40%. В середине 2000-х под давлением голливудских студий квота была сокращена до 73 дней, тем не менее, доля корейских фильмов по-прежнему держится в районе 40-50%. В 2011 году она составила 51.9%, в 2012 году – 58.8%.

market share

Подъему корейского кино во многом способствовала интенсивная государственная поддержка. Главная организация, ответственная за помощь южнокорейскому кино – это Korean Film Council (KOFIC), работающая под патронажем Министерства культуры, спорта и туризма. В сферу ответственности консульства входят не только прямые инвестиции в кинопроекты, но и разнообразные обучающие программы, статистика, анализ состояния индустрии, научные разработки в технологической сфере, сбор данных по бокс-офису. Также KOFIC запустил онлайн-платформу для работы с правами на фильмы, через которую осуществляются продажи и ведутся переговоры между правообладателями и интернет-сервисами.

Внутри KOFIC работает множество подразделений, департаментов и фондов – в частности, фонд поддержки производства и продвижения корейских фильмов. Большую часть его бюджета ($430 млн) составляют государственные дотации и поступления от 3% налога на билеты в кино, который временно введен на период с 2007 по 2014 годы. Кроме того, у KOFIC есть отдельная программа по поддержке независимого кино, короткометражек и анимации. Консульство помогает и кинопоказчикам, субсидируя 25 артхаусных кинотеатров на общую сумму $784 тысячи и синематеку в Сеуле.

Южная Корея, как и многие другие страны, активно экспериментирует на поле копродукции. Из совместных фильмов последних лет можно вспомнить, например, эротическую драму «Никогда навсегда» (США/Южная Корея), «Путь воина» (Новая Зеландия /США/Южная Корея), «Une vie toute neuve» (Франция/Южная Корея). Для развития международного сотрудничества у KOFIC тоже имеются специальные программы. И речь, опять же, не только о чисто финансовой помощи. В числе прочего KOFIC организует индустриальный форум и показы корейских картин за рубежом, поддерживает специальный англоязычный интернет-портал о корейском кинобизнесе KoBiz.

kobiz

КоBiz представляет собой огромную базу данных по южнокорейскому кино. На сайте собраны данные по бокс-офису, здесь можно узнать о правилах копродукции, получить информацию по корейским фильмам, рынкам и фестивалям, посмотреть корейские ленты онлайн, скачать пособие по съемкам в Корее. Кстати, при съемках зарубежного фильма на территории Южной Кореи государство готово вернуть продюсеру до 30% потраченных в стране денег, кроме того иностранные съемочные группы имеют право воспользоваться помощью и льготами региональных кинокомиссий.

Самые влиятельные игроки корейского кинорынка – большие продюсерские компании, дистрибьюторы и владельцы киносетей: именно они являются главными инвесторами в производство фильмов. Лидерство делят два гиганта – CJ E&M (43 фильма в 2012 году) и Lotte Entertainment (44 фильма в 2012 году). Обе компании занимаются одновременно и производством, и дистрибьюцией, и показом – CJ E&M владеет самой крупной сетью мультиплексов CGV и кинотеатрами Primus Cinema, а Lotte Entertainment – сетью Lotte Cinema. Не менее важную роль в корейской киноиндустрии играют многочисленные инвестиционные фонды, вложения которых покрывают до 30-40% производственных затрат на кино.

Корейская система инвестирования в фильм основана на принципе долевого финансирования. Инвесторы делятся на основных инвесторов и субинвесторов. Первые, вкладывая наибольшую часть капитала, получают права на дистрибьюцию и ответственны за сбор средств, управление процессом съемок, расчет прибыли и затрат, эксплуатацию прав. Вторым достается часть прибыли или прав на фильм. Стандартная схема распределения доходов такова: кинотеатры получают 50% от продажи билетов, а другую половину передают дистрибьютору. Из этих денег (плюс доходы от интернет-дистрибьюции, ТВ и др.) дистрибьютор забирает себе 10% комиссию. После вычета производственных затрат чистая прибыль делится между инвесторами (60%) и производственной компанией (40%).

profits share

Пример фонда, вкладывающего средства в кинопроизводство – Union Global Contents Investment Fund. Одно из его направлений – корейские международные проекты: копродукция, зарубежные фильмы с корейским участием и корейские фильмы с иностранными инвестициями или зарубежными предпродажами. Фонд управляется венчурной компанией Union Investment Partners, которая, в свою очередь, инвестирует не только в кино, но также в игровую и музыкальную индустрию, и является учредителем десяти разных фондов. Среди кинопроектов, поддержанных Union Investment Partners — «Сквозь снег» Пон Джунхо (релиз намечен на 2013 год), «Кодовое имя – Шакал» Пэ Хен Чжуна, находящийся на этапе постпродакшена «The Last Knights» с Клайвом Оуэном и Морганом Фриманом.

Возможно ли сотрудничество таких далеких во всех возможных смыслах рынков, как Корея и Россия? Почему бы и нет. C 2000 года в Россию было продано порядка 100 корейских фильмов, «Путь воина» собрал в российских кинотеатрах $1.2 миллиона, а «Война динозавров» $2.2 миллиона. Ну а судя по внушительной статистике нелегальных скачиваний южнокорейских картин, российский рынок, определенно, может быть заинтересован в расширении корейского присутствия. С российским кино в Корее дела обстоят гораздо хуже: его почти не показывают, а те редкие картины, что выходят в прокат, не могут похвастать большими сборами – «Щелкунчик» – $31 тыс, «Звездные собаки Белка и Cтрелка» – $280 тыс, «Ключ саламандры» – $43 тысячи. По мнению представителей корейской киноиндустрии, в Корее нужно создавать и раскручивать бренд «российское кино».

Быть может, связующей ниточкой между кинематографиями двух стран могла бы стать копродукция. Звучит фантастично, но на самом деле в этом нет ничего невозможного. На круглом столе Moscow Business Square был представлен российско-корейский проект Павла Чухрая «Месть» по рассказу Анатолия Кима. Фильм находится на этапе разработки сценария. В основе сюжета – история молодого корейца, в 30-40х годах потерявшего на родине близких и по завету отца обязанного совершить кровную месть. Разыскивая убийцу своей младшей сестры он, волей обстоятельств, попадает в Россию, на остров Сахалин. Оператором выступит Максим Осадчий. Композитором – Алексей Айги. В ролях будут задействованы Полина Агуреева, Анна Михалкова, Сергей Гармаш, Владимир Машков, Иван Охлобыстин, Андрей Мерзликин, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Алексей Кравченко, Артур Смольянинов. Со стороны Южной Кореи проектом занимается корейский продюсер, с которым в данный момент ведутся переговоры об объеме его участия в производстве картины.
Автор:
Дарья Горячева
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама