Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 сентября 2014 14:06

Кино Экспо 2014: Время легких денег закончилось, пришло время думать

Кино Экспо 2014: Время легких денег закончилось, пришло время думать

24 сентября 2014 года в рамках КИНО ЭКСПО прошел круглый стол «Тенденция развития кинотеатрального показа в новой реальности», посвященный анализу состояния рынка кинотеатрального показа в России, а также поиску и обсуждению явных и скрытых точек роста. В дискуссии приняли участие аналитики, представляющие ведущие внутриотраслевые СМИ и исследовательские компании. Модерировал мероприятие Олег Березин, руководитель компании Невафильм.

Круглый стол стал завершающей частью конференции, «Бизнес кинотеатров. Развитие в новой реальности», на которой обсуждались актуальные вопросы связанные с текущим состоянием кинопоказа в России. На конференции был представлен ряд докладов, анализирующих проблемы и тренды киноиндустрии.

Кино Экспо 2014, круглый стол "Бизнес кинотеатров: развитие в новой реальности"

Текущее состояние рынка кинопоказа и его проблемы и тренды

Последние пять лет рынок кинопоказа, как может показаться на первый взгляд, демонстрировал уверенный рост. Год от года увеличивалась как сумма кассовых сборов, так и количество посещений, но этот рост обусловлен увеличением количества экранов и ростом цены кинобилета. Согласно данным компании Невафильм Research, валовый доход на экран последние 5 лет был стабильным и оставался на уровне примерно 13,5 миллионов рублей. Количество посещений на экран за то же время снизилось на 25%, а инфляция составила свыше 30%, снизился и курс рубля, что очень важно, поскольку значительная часть расходов показчиков привязана к валюте. Все это привело к резкому снижению рентабельности кинопоказа, при одновременно увеличивающейся конкуренции за счет открытия новых залов.

Потенциал роста кинотеатральной аудитории ограничивается еще и все расширяющимися возможностями легального просмотра фильмов в сети. Однако стоит отметить, что от демонстрации через различные формы альтернативного показа продюсеры получают сравнительно небольшой доход, не дающий и в долгосрочной (5-10 лет) перспективе возможности окупаемости полнометражного фильма даже с низким бюджетом. Поэтому, этот сегмент рынка будет оставаться вторичным по отношению к кинотеатральному показу.

Еще одной тенденцией последнего года стало сокращение предложения со стороны нишевых и, прежде всего, артхаусных компаний. С рынка ушли сразу несколько дистрибьюторов, которые раньше занимались прокатом фестивального кино. Как заявляют аналитики из FilmTake.com, это уже привело к падению стоимости прав в этом сегменте на территорию России и СНГ.

Кино Экспо 2014, круглый стол "Бизнес кинотеатров: развитие в новой реальности", Александр Дьяков, Андрей Белый, Ксения Леонтьева

Достаточно негативную ситуацию усугубляют дополнительные риски снижения доходности, возникшие с недавними законодательными инициативами. Некоторые эксперты со скепсисом относятся к возможностям и перспективам лоббирования интересов кинотеатрального сообщества в органах государственной власти. Тем не менее, как показывает практика последнего времени, скоординированные действия организаций, отстаивающих интересы киносообщества, например Киноальянса, постепенно меняют ситуацию и способствуют налаживанию диалога с различными органами государственной власти. Это особенно важно в столь чувствительных для отрасли вопросах, как ограничение показа зарубежных фильмов или не прошедшая недавно в Госдуме инициатива по запрету рекламы перед сеансами.

В целом в последние несколько лет наблюдается ухудшение предпринимательского климата в области кинопоказа. Об этом свидетельствуют и стабильно низкие цифры показателя индексов предпринимательских настроений, которые регулярно замеряют портал ПрофиСинема и исследовательская компания Невафильм Research.

Точки роста

Возможности роста и развития кинотеатрального показа в России есть. Поскольку валовый доход любого предприятия, работающего на рынке, определяется количеством покупателей и ценой предложения, то для того, чтобы определить потенциальные точки роста, необходимо проанализировать возможности по увеличению цены либо аудитории.

Кино Экспо 2014, круглый стол "Бизнес кинотеатров: развитие в новой реальности", главред Профисинема Нина Ромодановская

Возможности роста цены кинобилета и сопутствующих услуг ограничены потребительской способностью населения, и, по единодушному мнению экспертов, практически исчерпаны. Соответственно, единственной возможностью увеличить рентабельность бизнеса для небольших кинотеатров на сегодня является работа со зрительской аудиторией, полагает главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская: «В условиях высокой конкуренции особенно остро стоит вопрос дифференцированного предложения аудитории контента и связанных с кинопоказом услуг, формирования у каждого конкретного кинотеатра своей лояльной аудитории, ее привлечения и удержания. Для выполнения этой задачи каждому кинотеатру необходимо разработать стратегию, руководствуясь которой, можно было бы последовательно, опираясь на понимание своей целевой аудитории, формировать репертуарную политику и создавать наиболее комфортные условия для своих зрителей».

Универсального рецепта успеха современного кинотеатра не существует. Однако можно выработать общий подход к формированию успешной стратегии развития. Он заключается в оценке конкурентной среды, определении потенциальной целевой аудитории и изучении, по меткому определению Александра Лужина из Movie Research, причин, почему потенциальные зрители не ходят в кино, с последующим созданием комплексной стратегии, позволяющей создать уникальные и комфортные условия для целевой аудитории.

Кино Экспо 2014, круглый стол "Бизнес кинотеатров: развитие в новой реальности", Ксения Леонтьева, Александр Лужин, Олег Березин

Уже сейчас есть достаточно много удачных примеров. Это и управление репертуарной политикой, для создания «кинотеатра для интеллектуалов» (например «Дом кино» из Санкт-Петербурга, кинотеатры «Пионер» или «35мм» из Москвы) - замечательная стратегия для мегаполиса. Или создание уникального предложения для родителей с детьми, позволяющего детям от 4 лет смотреть кино самостоятельно, отдельно от родителей, но в комфортных и безопасных условиях (проект «Мувик» от «Формулы кино»).

Все успешные концепции, представленные в рамках конференции, не похожи друг на друга. Приходит время разных кинотеатров для разной целевой аудитории. По словам Олега Тофанюка, директора кинотеатра «Победа» из Новосибирска: «Время легких денег, когда строишь мультиплекс и получаешь стабильный доход, прошло. Пришло время думать головой».
Автор:
Матвей Ромодановский

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Санкт-Петербургский международный Контент Форум

Фоторепортажи по теме Санкт-Петербургский международный Контент Форум

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама