Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 июня 2015 13:13

На MBS обсудили перспективы жанра хоррор в современном отечественном кино

На MBS обсудили перспективы жанра хоррор в современном отечественном кино

22 июня 2015 года на деловой площадке 37 Московского Международного Кинофестиваля Moscow Business Square (MBS) состоялись презентации новых финских и австрийских кинопроектов, юридическая мастерская «Как защитить свои интересы при получении финансирования и дистрибуции фильма», двусторонние встречи и круглые столы. Особенности независимого кинопроизводства хорроров и научной фантастики обсудили на специальном инди-имаджинариуме.

Moscow Business Square (MBS), Инди-имаджинариум

У жанрового кино с минимальным бюджетом в современной России хорошие перспективы. Обычно их производство стоит дешево, а собирают они хорошую кассу. Для публики ужастики часто бывают привлекательнее комедий. Всем нравится экономическая составляющая хоррора, но наши продюсеры часто оказываются не в тренде. Чтобы задать моду, начать что-то новое, надо обладать продюсерской смелостью. Участники встречи признали, что некоторые продюсеры хотят заработать на хоррорах, но сами не смотрят такие фильмы, боятся их смотреть и считают всех, кто делает ужастики – ненормальными людьми.

В России вообще нет традиции хоррора. Особенность этого жанра в том, что он работает с обыденной, нормальной реальностью, которую нарушает аномальными явлениями. В России просто не формируется та реальность, которую можно разъесть кислотой хоррора. Такие фильмы интересны двум категориями зрителей: сытым и счастливым, которые хотят пощекотать свои нервы и, как ни странно, несчастным людям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах. Так, в 1930-х годах в США, во время великой депрессии, многие зрители шли на ужастики, чтобы почувствовать несущественность своих проблем: происходящее на экране оказывалось страшнее реальности. При этом жанр хоррора не так прост, как кажется, ведь необходимо показать историю борьбы героя со своим внутренним монстром.

Moscow Business Square (MBS), Инди-имаджинариум

Многие российские хорроры получились неудачными, поскольку создавались по зарубежным лекалам, без адаптации под наши реалии. Эти ужастики не соответствуют нашему культурному коду, а потому остаются чуждыми и непонятными зрителю. Похоже, в фильме «Пиковая дама. Черный обряд», который выйдет в российский прокат 27 августа 2015, получилось достичь русского звучания. Режиссер этой картины Святослав Подгаевский дебютировал в жанре ужасов лентой «Владение 18»: фильм получился неудачным, зато Святослав опробовал выбранный метод, освоил законы жанра и нащупал верные пути в создании фильма ужасов. Благодаря этому «Пиковая дама. Черный обряд» вышла уже более зрелым, осмысленным хоррором.

Режиссеры часто хотят снимать чисто жанровое кино, но совершают ряд ошибок. Бывает, они пытаются совместить несколько жанров и не могут отсечь все лишнее. Бывает, продюсеры недооценивают важность грамотного маркетинга, продвижения картины в тесной связи с целевой аудиторией фильма. Базовая идея продвижения должна быть вшита в сценарий или грамотно придумана на этапе создания проекта. Кинематографисты основное внимание уделяют производству, но это только половина пути: после создания картины ее надо грамотно продвинуть.

Moscow Business Square (MBS), Инди-имаджинариум

Испанский продюсер Хуан Гордон, прославившийся хоррорами, признался, что стал работать в этом жанре по стечению обстоятельств. В первом случае он хотел сотрудничать с конкретным режиссером, а тот желал делать хоррор. Во втором – ему попал в руки фильм, который пришлось полностью переделать, снять заново: так появилась «Пещера», на днях выходящая в российский прокат. Хуан отметил, что не считает этот жанр второсортным. Главное – наличие хорошего сценария и режиссера. В фильмах ужасов его привлекает требовательность: кинематографисты, работающие в этом жанре, строги к себе, внимательны к ритму, тщательно создают атмосферу. Секрет хорошего хоррора заключается в крепкой актерской игре на уровне большой драмы, великолепном владении звуковой палитрой и первоклассной музыке.

В мероприятии приняли участие: Всеволод Коршунов (сценарист, киновед, редактор, куратор программ Московской школы кино), Иван Ксенофонтов (кинопродюсер), Дмитрий Петров (сценарный и режиссерский агент), Андрей Стемпковский (режиссер, сценарист фильмов «Лесополоса», «Обратное движение», «Разносчик»), Святослав Подгаевский (кинорежиссер картины «Пиковая дама. Черный обряд»), Анатолий Сергеев (промо- и кинопродюсер, независимый дистрибьютор, режиссер, сценарист), Евгений Лошак (генеральный директор компании «КиноЕсть»), Анна Гудкова (программный директор «Культбюро»), Дмитрий Пищулин (продюсер, кинорежиссер), Денис Данилов (сценарист, киноэксперт), Хуан Гордон (продюсер, Испания) и другие. Некоторые спикеры шутили, что, видимо, за круглым столом собрались все, кто сейчас в России занимается хоррорами, и некоторые с грустью отмечали, что этот жанр у нас пока не развит и находится на старт-апе, однако хорошие коммерческие перспективы, интерес зрителей и стремление авторов снимать такое кино рано или поздно должны породить новую волну русских ужастиков.
Автор:
Алёна Сычёва
Реклама