Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 июня 2008 16:37

Кинематография России. Часть 1.

Кинематография России. Часть 1.

1.              Резюме

Настоящий материал подготовлен специалистами независимой исследовательской компании Movie Research Company (ЭмЭрСи) в качестве рабочей основы при подготовке общественного доклада «О состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года», который будет подготовлен к конференц‐форуму «РОССИЙСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ‐2008: АНОНС БУДУЩЕГО». Данные рабочие материалы содержат основные количественные показатели, характеризующие актуальное состояние киноотрасли и её динамику.

2.              Из истории кинематографии России

Кинематография России имеет вековую историю. Первые киносеансы в России были организованы братьями Люмьер в Москве и Санкт-Петербурге в мае 1986 года. В тот же период французскими операторами был снят первый на территории России фильм - о вступлении на престол Николая II в Кремле.

История русского художественного кинематографа связана с созданием фильма «Стенька Разин» (1908, др. названия «Стенька Разин и княжна», «Понизовая вольница»), который стал короткометражной экранизацией фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», написанной по мотивам сюжета известной песни Д.Садовникова «Из-за острова на стрежень». Фильм спродюсирован Александром Дранковым, который стал первым российским кинопредпринимателем. Премьера этого фильма, состоявшаяся 15 октября 1908 года, считается датой рождения отечественной кинематографии в России.

Александр Хажонков основал первую отечественную кинофабрику, что способствовало бурному развитию производства кинофильмов. От момента выхода первого фильма в 1908 году уже через два года, в 1910 году, было выпущено 30 картин, в 1911-м – 73, в 1914 - 330.

Следует отметить, что многие из фильмов этого периода изготавливались по западным образцам. Тем не менее, национальный кинематограф развивался, на него стали оказывать влияние богатейшие культурные традиции России и ее художественное наследие.

Число кинозалов к 1914 году превысило 4 тысячи, ежедневно их могли посетить более 2 млн. зрителей. В России постепенно зарождалась традиция коллективного просмотра кинокартин на широком экране, сохранившаяся до наших дней. Непосредственно перед 1917 годом отечественный кинематограф достиг определенного уровня, был накоплен производственный опыт, в лучших фильмах освоены демократические традиции русской литературы, пополнялись кадры творческих работников.

Революция и последовавшая за ней гражданская война разрушили практически все, что было создано в области кино до начала революционных преобразований. Многие творческие работники покинули страну, вывезя с собой фильмы, пленку, ценное оборудование. От дореволюционных кинофабрик остались голые стены.

Для восстановления кинопроизводства 27 августа 1919 года был принят Декрет о национализации кинопромышленности, но развитие наметилось лишь с переходом к НЭПу. В 1924 году была создана государственная организация «Совкино», которая объединила разрозненные киноорганизации РСФСР («Севзапкино», «Кино-Москва», «Пролеткино» и др.), наладила регулярное производство новых фильмов, восстановила и расширила киносеть.

Эти первые успешные шаги позволили советскому кино уже к концу 20-х годов отвоевать значительную часть отечественного прокатного пространства, прежде практически полностью захваченного зарубежными фильмами. Но главное - в кино пришло новое поколение мастеров: С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, А.Довженко, Д.Вертов и др. Поставленные ими фильмы «Броненосец «Потемкин», «Мать», «Земля», «Человек с киноаппаратом» стали классикой отечественного и мирового кино, вызвали настоящий взрыв интереса не только к молодой, еще только нарождавшейся советской кинематографии, но и к нашей стране в целом.

30-е годы ознаменовались приходом в кино звука. Творческие и производственные конфликты в период перехода к звуку во многом разрешались благодаря работам российских изобретателей систем звукового кино - А.Шорина и П.Тагера.

Успехи и растущий авторитет советской кинематографии были отмечены мировой кинообщественностью. На первых международных кинофестивалях в Венеции фильмы советских киностудий уверенно брали главные призы, обходя конкурентов из Голливуда и самых продвинутых европейских кинематографий.

Период Великой отечественной войны стал серьезным испытанием для советской кинематографии. В срочном порядке были эвакуированы киностудии, фабрики кинопленки, заводы киноаппаратуры, базы кинопроката, учебные, научно-технические и прочие киноорганизации. В считанные недели советская кинематография была перебазирована в глубокий тыл и буквально с колес начала работу в новых условиях. В 40-х самыми известными стали фильм «Александр Невский» (1938), историческая драма Сергея Эйзенштейна и Александра Васильева, выпущенная на экраны в 1938, и «Иван Грозный» (часть 1 - 1944, часть 2 - 1958).

После войны кинематограф, как и вся страна, залечивал раны. С началом хрущевской оттепели отечественное кино начинает быстро оживать. В 1956 году снят «Сорок первый» Григория Чухрая, в 1957-м появляются «Летят журавли» М.Калатозова, ошеломившие тогда весь мир. С этого момента начинается период общего подъема отечественной кинематографии, происходит ее техническое перевооружение, начинается массовое производство цветных фильмов, быстро и качественно осваиваются новые формы кинозрелищ - широкоэкранное, широкоформатное и панорамное кино, развернуто производство телевизионных фильмов.

Период «малокартинья» завершен, правительство выбирает курс на быстрое и масштабное расширение кинопроизводства. Уже в 1953 году советская кинематография производит 20 художественных фильмов, т.е. ровно в два раза больше, чем год назад. В следующем 1954 году снова следует удвоение объема кинопроизводства и дальше - снимается уже 45 фильмов. В 1958 году на экране 66 новых советских лент. К 1960 году советское кино преодолевает рубеж в 100 картин и уверенно продолжает наращивать производственный потенциал. По решению правительства реконструируются большинство старых киностудий в ряде союзных республик (Литве, Латвии, Эстонии, Молдавии, Казахстане), ударными темпами создаются новые. Так называемый период «застоя», 70-е – 80-е годы, в творческом отношении оказался золотым веком отечественного кино.  

Распад Советского Союза принес значительное ослабление позиций национального кино. В течение более чем десятилетия приходили в негодность, закрывались или перепрофилировались кинотеатры. Сократилось кинопроизводство, наблюдалось падение профессионального уровня кинематографии. Кризис, по мере его углубления, приобретал системный характер.

В начале нового века негативные процессы в кинематографии удается преодолеть. Новые национальные игровые фильмы сначала появляются на экране, а затем постепенно все активнее выходят на широкий экран. Строятся новые кинотеатры и современные кинозалы, число которых к настоящему времени приблизилось к 1,5 тысяч. Ежегодно происходит рост числа выпускаемых национальных фильмов, возрастает доля отечественного кино на экранах страны. Постепенно возрождаются национальные кинематографические кадры, зарождаются основы коммерческого кино, кинопредпринимательства, постепенно создается культура отечественного кинопродюсерства.

3.            Показатели динамики роста 2002-2007

Текущая ситуация на российском кинопрокатном рынке характеризуется высокими темпами роста кассовых сборов от проката отечественных и зарубежных фильмов. Увеличивается не только общий объем кассовых сборов, но и доля сборов от проката отечественных фильмов. Сборы растут за счет увеличения числа национальных фильмов, появления кинокартин, получивших признание массовой зрительской аудитории, расширения сети кинотеатров и кинозалов, а также за счет повышения цен на билеты. Просматривается направление спроса киноаудитории - массовый зритель готов платить больше, если предлагаемый ему продукт отвечает его запросам, выполнен на высоком постановочном, исполнительском и техническом уровне, а кинообслуживание осуществляется на современном качественном уровне.

Общий показатель роста объемов российского аудиовизуального рынка представлен на диаграмме.

Диаграмма 1. Кассовые сборы 2002-2007, млн. руб.

Факторами, ограничивающими рост кассовых сборов, являются недостаточная платежеспособность населения, низкий уровень доступа в современные кинотеатры для большинства населения ввиду существенной дифференциации объемов и уровня кинообслуживания по регионам и территориям (на сегодняшний день постоянная зрительская аудитория кинотеатров не превышает 14 млн. человек), недостаточное количество фильмов, способных привлечь зрителей в кинотеатры.

Весьма показательным является рост присутствия на российском аудиовизуальном рынке отечественных фильмов. Не секрет, что в прежние годы большинство из созданных картин не доходило до зрителя по причине отсутствия интереса к ним со стороны прокатных организаций. Тенденции последних лет показывают, что эта проблема все более уверенно преодолевается. Важно при этом, что увеличивается не только количество кинолент, признаваемых агентами прокатного рынка, но и величина валового сбора от их демонстрации зрителю, то есть налицо признание отечественного кинопродукта его конечным потребителем.

Динамика показателей, характеризующих развитие рынка отечественного кино, представлена в таблице.

Показатели

Годы

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество названий российских кинофильмов в прокате, ед.

 

42

40

50

60

69

85

Валовой сбор по итогам кинопоказа российских кинофильмов, млн. руб.

 

194

254

936

2636

3082

4353

Средний сбор от проката национального кинофильма, млн. руб.

 

4,6

6,4

18,7

43,9

44,7

51,2

Темп прироста кассы кинопроката российских фильмов, %

 

223

31

268

182

17

41

Темп прироста количества российских фильмов в прокате, %

 

8

-5

25

20

15

23

Темп прироста среднего сбора от проката одного российского фильма, %

 

188%

37%

195%

135%

2%

15%

Таблица 1. Тенденции развития рынка российских фильмов, 2002-2007.

В 2007 году в прокат вышло 85 отечественных фильмов, что на 23% больше, чем в 2006 году. Кассовые сборы всех российских фильмов составили рекордную величину - почти 4353 млн. рублей Это на 40% больше, чем за предыдущий год и в 22 раза больше, чем в 2002 году. Средний валовой сбор от проката одного российского фильма увеличился за 2007 год на 15 % и достиг 51,2 млн. рублей.

На протяжении последних лет интерес зрительской аудитории к отечественному кино постоянно повышается. Об этом свидетельствует рост доли кассовых сборов отечественных кинофильмов в общих кассовых сборах с 2002 года в 9 раз с 3% до 28%, при том, что соотношение количества российских и зарубежных фильмов, представленных фильмов на кинопрокатном рынке остается примерно одинаковым. Данные о динамике соотношения доли кассовых сборов от отечественных и зарубежных фильмов представлены на диаграмме.


 

Диаграмма 2. Кассовые сборы зарубежных и отечественных фильмов, 2002-2007.

Достигнутая доля валового сбора национальных фильмов в общей сумме доходов по результатам кинопроката сопоставима с несколькими зарубежными странами, где осуществляется существенная государственная поддержка кинопроизводства и кинопроката, применяются методы квотирования (Франция, Южная Корея, Иран).

Фильм

Прокатная компания

Кассовые сборы,   млн. руб.

Копии

Наработка на копию, тыс. руб.

1

Ирония Судьбы. Продолжение

20 Век Фокс СНГ

533,6*

914

583,9

2

Волкодав

ЦПШ

475,6

601

791,4

3

Жара

Гемини

358,9

600

598,2

4

Любовь-морковь

Наше кино/Каропрокат

318,9

427

746,8

5

Бой с тенью 2

ЦПШ

296,1

583

507,9

6

Код апокалипсиса

Каропрокат

200,4

656

305,5

7

12

Каропрокат

172,1

357

482,1

8

Монгол

Наше кино

163,9

456

359,5

9

Слуга государев

Каскад

153,8

385

399,6

10

День выборов

Каропрокат

153,5

500

307

*Кассовые сборы указаны за 2007 год

Таблица 2. Десять наиболее кассовых фильмов 2007.

Доля валовых сборов 10 указанных фильмов в общей величине кассовых сборов отечественных кинокартин составила 65%. Такое распределение кассовых сборов характерно для игрового кино во всех странах с молодым и быстрорастущим рынком кинопроката и соответствует мировым тенденциям развития киноиндустрии. Звездными становятся отдельные проекты, тогда как значительная часть выпускаемой кинопродукции не обеспечивает в прокате высоких кассовых сборов, либо вообще не выходит в прокат и тиражируется для домашнего просмотра.

В целом, появление нескольких российских кинокартин с высокой посещаемостью и суммой кассовых сборов является свидетельством постепенного развития отечественного кинопроизводства и кинопроката, повышении конкурентоспособности российских фильмов. С ростом количества названий фильмов, собирающих в прокате более 50-75 млн. рублей, доля десяти самых кассовых фильмов в общем валовом сборе российских кинолент будет снижаться. Уже сегодня показатель концентрации валовых сборов российских фильмов, который в 2004 году достигал 91%, ежегодно снижается приблизительно на пять процентных пунктов.

Следует отметить, что в 2003-2006 гг. количество зарубежных кинолент на российском кинопрокатном рынке оставалось практически неизменным, тогда как присутствие отечественных картин ежегодно увеличивалось на 10 названий. 2007 год стал рекордным как по общему количеству фильмов, представленных на рынке, так по приросту отечественных и зарубежных картин. И хотя в абсолютном выражении прирост зарубежных кинолент опередил прирост отечественных фильмов (43 названия против 16), но по темпам роста значительно от него отстал (18 % против 23,0 %). Данные о динамике количества фильмов на российском кинопрокатном рынке за период 2002-2007 гг., представлены на диаграмме.

Диаграмма 3. Фильмы в прокате, 2002-2007.

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама