Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 марта 2009 12:10

Круглый стол «Антикризисные стратегии финансирования кинопроизводства».

Круглый стол «Антикризисные стратегии финансирования кинопроизводства».

18 марта на 6-й Специализированной Выставке услуг кино- и телепроизводства Cinema Production Service был организован круглый стол «Антикризисные стратегии финансирования кинопроизводства» (при поддержке Гильдии продюсеров России). Мероприятие модерировал начальник экспертно-аналитического отдела Министерства культуры РФ Алексей Сохнев.

В круглом столе приняли участие генеральный директор Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский, генеральный директор ОАО «ТПО Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького» Станислав Ершов, старший вице-президент ОАО АКБ «Росбанк» Юлия Голыгина, управляющий директор UniCredit Markets & Investment Banking Леонид Виндман, президент Intra Communications, Inc. Сергей Каратаев, генеральный директор Sony Pictures Television Russia Мария Мамедова, генеральный директор Russian World Studios Юрий Сапронов, генеральный продюсер «Пролайн фильм» Андрей Сигле, президент «Кино без границ» Сэм Клебанов, продюсеры Владимир Кильбург и Евгений Гиндилис и другие представители кинобизнеса.

В ходе обсуждения обозначились два наиболее острых вопроса: как государство может помочь киноиндустрии выстоять в нелегкие кризисные времена и проблемы ко-продукции.

Большинство спикеров сошлись во мнении, что государство обязано регулировать взаимоотношения на рынке кино. «Сегодня закон соблюдается местами» - отметил Дмитрий Рудовский, говоря о фактическом отсутствии наказания за производство и распространение нелегальных DVD-копий. Сэм Клебанов также считает, что государство могло бы помочь кинематографистам окупать свое кино, борясь с пиратством.

Владимир Кильбург сказал, что представители власти должны перейти на сторону киносообщества и начать поддерживать его интересы. Пока же продюсеры вынуждены самостоятельно искать решения большинства проблем. Одна из них заключается в отсутствии выгоды для кинотеатров прокатывать фильм больше двух недель. Государству, по мнению Владимира Кильбурга, следовало бы на законодательном уровне урегулировать данный вопрос.
При этом, как заметил Дмитрий Рудовский, киносообщество должно создать лоббистские группы, которые бы предлагали законопроекты и следили, чтобы принимались именно те законы, которые нужны.

Разошлись участники круглого стола во мнениях по вопросу, способно ли кинопроизводство обойтись без финансовой поддержки государства. Станислав Ершов считает, что государство на сегодняшний день выступает в роли основного продюсера, ежегодно выделяя по 60-70 миллионов долларов на создание фильмов. На его взгляд, кинокартины могут окупиться только в долгосрочной перспективе, однако средства «играть в долгую» есть только у государства.

Сэм Клебанов не согласился с тем, что в России принципиально невозможно снимать кино без участия государства. В связи с этим создатель проекта «Горячие новости» посоветовал отечественным продюсерам быть «гораздо более открытыми к окружающему миру, участвовать в ко - продукции и снимать кино, которое в большей степени имеет шансы на прокат за пределами нашей страны». «Российское кино должно перестать быть местечковым явлением» - сказал Сэм Клебанов.
Однако, по мнению Дмитрия Рудовского, создание ко - продукции – занятие очень тяжелое. Картина, произведенная совместно с другим государством, должна соответствовать целому ряду условий. В том числе и тематически быть ориентированной на западного зрителя. С этим высказыванием не согласился Евгений Гиндилис. Продюсер отметил, что ко-продукция выгодна с точки зрения проката. По данным проведенного в Европе подробного исследования, фильмы, снятые при участии нескольких стран, приносят значительно больше прибыли. Владимир Кильбург считает, что прежде чем выходить за пределы России, необходимо наладить «совместное производство» внутри страны.

Андрей Сигле призвал не бояться западных партнеров. «Они готовы сотрудничать, если производимые фильмы соответствуют их культурному уровню» - сказал генеральный продюсер «Пролайн фильм». По его мнению, иностранные компании не всегда с радостью откликаются на предложения о взаимодействии с российскими кинопроизводителями по двум причинам. Им не нравится стремление наших продюсеров присвоить часть средств, выделенных на производство картины, и пассивность россиян в представлении проектов в Европе.

UniCredit Markets & Investment Banking – иностранный банк, инвестирующий на территории России и странах СНГ. Представитель UniCredit Markets & Investment Banking Леонид Виндман выступил в качестве независимой стороны и рассказал о сегодняшней ситуации на мировом рынке. За последние семь-восемь лет наблюдался явный рост в экономике. Он был обусловлен достаточно высокой ликвидностью бизнеса, который осваивал новые рынки. Только в 2005-2007 гг. сумма инвестиций составила 470 миллиардов долларов. Россия была одной из стран, в которую активно вкладывали деньги. Полученные средства дали возможность многим российским компаниям значительно вырасти. Они стали хорошо развиваться как на российском, так и на мировом рынке. В числе этих компаний оказались «Лукойл», «Северсталь», «МТС», «Перекресток» и многие другие. За последние полгода ситуация сильно ухудшилась. Многие банки прекратили свое существование. Компании стали думать лишь о своем выживании. Мировая ликвидность российского бизнеса сильно понизилась. В 2008 году отток капиталов из России составил 50 миллиардов долларов. Объем финансирования значительно уменьшился. Исчезли инвесторы, которых могло интересовать вложение средств в кинематограф.

UniCredit Markets & Investment Banking не инвестировал киноиндустрию. Были два или три успешных проекта, профинансированных другими иностранными инвесторами. Это проекты таких компаний, как «СТС», «Дарьял ТВ», «Синема Сити». Финансирование осуществлялось за счет венчурного капитала. UniCredit Markets & Investment Banking заинтересован поддерживать искусство. Однако в ближайшие 6-12 месяцев это невозможно.

Леонид Виндман сказал, что инвестиции в киноотрасль можно разделить на три категории. Деньги частных предпринимателей, которые не смотрят на прибыльность проекта, а вкладывают средства, потому что он им нравится. Помощь государства, чаще всего оценивающего проект с точки зрения его социальной значимости. И банковские инвестиции, о которых шла речь выше. Последний, финансовый, подход включает в себя анализ рынка, стабильности компании, получающей средства, и прогноз движения денежных потоков. У российских банков нет опыта финансирования киноиндустрии, им не хватает навыков. Для того чтобы отрасль развивалась, по мнению Леонида Виндмана, необходимо обучать отечественные банки вкладывать средства в кинопроизводство.

Автор:
Мария Мухина
Реклама