Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 июня 2009 12:32

Вопросы кинематографии на Парламентских слушаниях

Вопросы кинематографии на Парламентских слушаниях

25 июня 2009 года в Малом зале Государственной Думы состоялись Парламентские слушания на тему «Обеспечение развития российской кинематографии в целях формирования ценностных установок, соответствующих интересам российского общества и стратегическим задачам развития страны».

Инициатором такой встречи кинематографистов с представителями власти выступил Комитет Государственной Думы по культуре. Под началом главы Комитета, депутата от фракции «Единая Россия» Григория Ивлева был разработан проект рекомендаций Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительству РФ, Министерству экономического развития, Министерству финансов, Министерству внутренних дел, Министерству культуры, органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Без малого четырехчасовое обсуждение вопросов совершенствования российской кинематографии было необходимо для того, чтобы профессионалы скорректировали данный проект рекомендаций и, внося свои предложения, разработали к нему дополнения.

Парламентские слушания по вопросам кинематографии (фотограф - Александр Костомаров)

Заместитель Министра культуры РФ Александр Голутва подробно рассмотрел проблемы игрового, документального и анимационного кино. Он отметил низкий уровень качества художественных фильмов, снимаемых при государственной поддержке. Главная проблема неигровых картин состоит в их невостребованности. Документалисты, по мнению Александра Голутвы, должны тесно взаимодействовать с коммерческими телеканалами, а также переходить на производство фильмов-программ, затрагивающие остросоциальные темы. Отсутствие инновационных технологий мешает развиваться научно-популярному кино.

Система поддержки проката отечественных фильмов должна быть двухуровневой – так считает Заместитель Министра культуры РФ. Всем картинам, производство которых финансирует государство, нужно помочь дойти хотя бы до ограниченного проката. Продюсеров наиболее успешных у зрителей фильмов следует поощрять. По мнению Александра Голутвы, стоит субсидировать расходы продюсеров по выпуску кинокартин в прокат (реклама, печать копий) в размере 10 процентов.

Заместитель Министра культуры РФ считает, что все ощутимее становится проблема, связанная с необходимостью увеличивать число экранов. 68 процентов кинозалов находится в больших городах (с населением более 500 тысяч человек), при этом в городах с меньшим населением кинотеатры строить нерентабельно. Кроме того, Александр Голутва видит необходимость в изменении критериев присуждения картине статуса «национального фильма», расширив возможность для иностранного участия в бюджете картины с 30 до 50 процентов. Господдержка кинематографии на следующий год, по убеждению Заместителя Министра культуры РФ, должна составлять не менее 4,3 млрд. рублей.

Председатель Комитета Государственной Думы по культуре Григорий Ивлев согласен с тем, что озвученная Александром Голутвой сумма оправдана. В будущем, по его мнению, объем государственного финансирования необходимо довести до 6 млрд. рублей, как и планировалось ранее. Депутаты Государственной Думы, как сообщил Григорий Ивлиев, инициировали принятие изменений в Федеральный закон (126-ФЗ), и теперь существуют два направления финансирования: госзаказ национально значимых лент и выделение субсидий на проекты участников кинопроцесса в рамках расходов федерального бюджета на кинематографию. Идею необходимости госзаказа на важные кинопроекты поддержало большинство выступавших после Председателя Комитета Государственной Думы по культуре. При этом, по мнению Григория Ивлиева, распределять средства и развивать отрасль должны сами кинематографисты.

Парламентские слушания по вопросам кинематографии, выступление Михаила Швыдкого (фотограф - Александр Костомаров)

Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой предложил выходить на зарубежный рынок пакетами фильмов. «Именно так, в свое время, американцы завоевали наши экраны». Он напомнил, что продюсерские компании – это малый и средний бизнес. Было бы очень хорошо распространить на них ту же систему поддержки, что и для малого и среднего бизнеса в других отраслях. Михаил Швыдкой задал риторический вопрос: «кого финансирует государство: художников или публику, которая должна развиваться?» и добавил, что «мало говорится о том, какие фильмы получаются на выходе». По его мнению, «должен быть социальный заказ на хорошее кино».

«Государство имеет право спросить о качестве фильмов, снимаемых за его деньги» - сказал Заместитель Министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский и добавил, что в период кризиса именно оно будет основным инвестором в кино. «Без государственной поддержки не обойтись, но она должна быть временной и сокращаться по мере развития отрасли». Заместитель Министра экономического развития перечислил свои рекомендации по укреплению киноиндустрии. В этой связи было сказано о необходимости развивать кинотеатральную сеть, найти современный ответ на проблему пиратства (по мнению Станислава Воскресенского, требуется изобретение новой бизнес-модели), наладить цивилизованную систему кинопроката, заняться продвижением российского кино за рубежом – на льготных условиях предлагать пакеты фильмов.

Кинокритик Кирилл Разлогов пояснил собравшимся, что 25% отечественных картин на российских экранах – это очень много. Конечно, только два-три фильма, «пропаганда» которых идет по телевидению, имеют настоящий коммерческий успех, но, как считает Кирилл Разлогов, ни в коем случае нельзя уменьшать количество производимых картин. Такое решение убийственно для отрасли. Кинокритик сказал, что система финансирования фильмов должна быть многоканальной. Нужно создать несколько комиссий, которые бы состояли из людей, придерживающихся разных точек зрения. Тогда на экраны будут попадать непохожие друг на друга картины. Расширение многообразия продукции должно стать стратегической задачей. Раньше частный капитал способствовал «разновкусию», но в связи с кризисом негосударственных инвестиций стало меньше. По мнению Кирилла Разлогова, необходимо создать фонд для ко-продукции со странами СНГ.

Парламентские слушания по вопросам кинематографии, выступление Никиты Михалкова (фотограф - Александр Костомаров)

Председатель Союза Кинематографистов Никита Михалков возразил всем планирующим выходить на международный рынок, сказав, что «пока, кроме полиэтиленовых пакетов, нам нечего представлять за рубежом». В своем выступлении он уделил пристальное внимание тому, что в силу прерванной традиции передачи мастерства и массы проблем в системе образования «потеряна культурная основа режиссуры». «Без базы профессионалов среднего звена все наши начинания будут совершенно бессмысленными». По мнению Никиты Михалкова, госзаказ необходим, и реализовываться он должен людьми, которым интересна тематика и проблематика таких фильмов. Председатель СК в очередной раз предложил облагать налогом «чистые» DVD-диски и направлять полученные средства на поддержку ветеранов, финансирование дебютов и «фильмов не для всех».

На проблеме отсутствия зрительской культуры подробно остановился депутат Государственной Думы, режиссер Станислав Говорухин.

От Гильдии продюсеров России выступили Президент Гильдии Ренат Давлетьяров и член Правления Гильдии, актер и продюсер Алексей Гуськов.

В своем ярком и экспрессивном выступлении Алексей Гуськов отметил, что в настоящее время киноиндустрия терпит огромные убытки. По разным оценкам, от 20 до 30% доходов от проката картины оседает в однозальных кинотеатрах. «Причем с этих денег государство не получает налоги», - добавил он. Бороться с этим можно только путем введения электронного билета. Когда все кинотеатры будут подключены к единой системе, можно будет получать достоверную информацию о реальных объемах продаж. Эту инициативу поддержал и генеральный директор компании «Каро-Премьер» Алексей Рязанцев.

Алексей Гуськов указал и на необходимость государственной поддержки кинотеатров. «В нашей стране сейчас 1 900 залов на 140 млн. населения. Даже в советское время их было значительно больше – двенадцать тысяч, не считая колхозных, армейских, передвижных экранов», - заявил он. В этой ситуации поддержка кинотеатров является жизненно необходимой. «Государство может поддержать их только одним способом – введением налоговых льгот на ввоз кинооборудования, не производящегося в России», - подчеркнул продюсер.

Ренат Давлетьяров отметил, что отрасль терпит колоссальные убытки и от действий «пиратов». «Уже на следующий день после старта проката мы получаем несколько миллионов тиража контрафактных DVD. И с этим сделать ничего нельзя. С этим можно было начинать бороться десять лет назад, сейчас это бессмысленно», - заявил он. Но если борьба с DVD-«пиратами» фактически проиграна, этого нельзя допустить в случае с Интернет-пиратством. По словам Рената Давлетьярова, здесь стоит опереться на проверенный опыт цивилизованных стран, где провайдеры несут ответственность за размещение на их ресурсах «пиратского» контента. Одной из дополнительных мер, ограничивающих Интернет-«пиратов», могло бы стать создание единой базы кинофильмов. Даже при демпинговой ценовой политике, это будет эффективным решением, способствующим развитию отрасли, так как доход с продаж можно рефинансировать в производство.

Генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин поделился своими представлениями о том, как можно развивать отрасль при помощи цифровых технологий.

Полный текст выступления Олега Березина

По итогам Парламенских слушаний Григорий Ивлев предложил всем докладчикам письменно изложить предложения в проект рекомендаций Комитета Государственной Думы по культуре, который впоследствии послужит основой разработки соответствующих нормативно-правовых актов.

Автор:
Мария Мухина
Реклама