Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Жоэль Шапрон:

Что бросается прямо в глаза,- это то, что мы не видим на экране тех зрителей, которые ходят здесь в кино. Это очень странно звучит. На самом деле все, кто ходит в кино, себя они видят. Они видят себя, если, как говорит Александр Роднянский,  в виде интертеймента. Их не было 2 года назад, и практически их нет до сих пор. Это довольно интересно. С другой стороны я полностью разделяю мнение Александра Роднянского, что мы все-таки видим и чувствуем российское общество в кино. Единственное, мы это видим только в жанровом кино. И для того, чтобы понять, что сегодня волнует российское общество, нужно посмотреть жанровое кино, потому что там все темы есть. Видеть на экране настоящую реальность и видеть современность - практически не удается.

Мы отобрали картины на Каннский фестиваль в этом году ,что «Все умрут, а я останусь», что «Шультес», что «Тюльпан» не потому, что хотели показать, как сегодня выглядит Россия или Казахстан. Просто потому, что кино как кино нам понравилось. Но мы еще и видим новую Россию в этих фильмах, но тема, я бы сказал, все-таки на втором месте после качества кино, которое мы отбираем. Но найти в жанровом кино российское общество, иностранцам не дано. Потому что для того, чтобы глубоко понять, как функционирует общество в жанровом кино, если ты не русский, ты не понимаешь. Или полу-русский.

Второй момент, что тоже интересно, когда смотришь больше 50 - ти полнометражных картин в год, российских я имею в виду, то можно проследить тенденции. В этом году, я лично видел больше фильмов о Второй Мировой войне, чем когда-либо за последние 10 лет. Зато я видел только одну картину о Чечне. Я не говорю, что эта картина о Чечне Я хорошо помню разговор на рубеже двух столетий, когда один продюсер мне сказал: вот я сейчас произвожу картину, а тема Вторая Мировая война, это единственная картина по этой теме. Сейчас их много. Наверное, есть самозаказ о патриотизме. Это уже не мне судить, почему эта тема сейчас актуальна. Почему герои имеют больше места в рамках этой войны, чем в блокбастерах. Новые герои на фоне Второй Мировой войны. А не на фоне борьбы с терроризмом.

Довольно интересно, потому что на самом деле в западном кино сейчас борются с терроризмом настоящим, а не с теми врагами, которые были на войнах несколько десятилетий назад. С другой стороны, я разделяю мнение Даниила Борисовича, почему есть люди, которые думают, что «Класс», «4 месяца, 3 недели и 2 дня» не будут пользоваться никаким успехом. Я не прокатчик, но думаю, что «Класс» воспользуется такой оценкой и таким успехом на Каннском фестивале. И это привлечет очень много зрителей в кинотеатры. Фильм выйдет только ближе к осени, так что посмотрим на результаты, но я думаю, что зрителей будет много.

Почему все французские прокатчики считают, что все пойдут, а российские прокатчики считают, что никто не пойдет. Мне это тоже не совсем понятно, потому что по сути дела наши зрители не должны ходить на такое кино. Они, как и большинство во всем мире, больше предпочитают интертеймент, и все-таки тут играет свою роль фестиваль, потому что фестиваль действительно обращает внимание на картину. Это само собой разумеется. Румынская картина («4 месяца, 3 недели и 2 дня»- прим.редактора), которая собрала у нас почти 400 тысяч зрителей, в прошлом году получила Золотую пальму. Без этой «пальмы» она бы столько не собрала. Но не только благодаря фестивалю люди охотно ходят на это кино.

В заключение, я хочу подчеркнуть 2 момента. Сегодня мы не видим, настоящую реальность российского общества на экране, а по идее, это очень странно слышать, это намного дешевле снимать, чем исторические реконструкции. С костюмами, с машинами все должно быть дешевле. Этого нет, и люди отдают предпочтение историческому кино. Довольно интересный момент. И второе - это уже вопрос ко всем вам, продюсерам: читаете ли вы много сценариев о настоящем, теперешнем российском обществе, от которых вы отказываетесь, потому что вы думаете, что это никому не нужно, это никому неинтересно?

Как за рубежом катается российское кино. В Великобритании в течение 3-х лет - 2005/06/07 годов  вышли в коммерческом прокате картины - «Ночной дозор», «4» Ильи Хржановского, «Дневной дозор» и «9 Рота». Эти 4 картины вышли в коммерческом прокате в Англии за 3 года. В Германии за три года вышли 2 картины: «Кукушка» в 2005 году, понимаете, сколько времени прошло, после того как эту картину сделали, и «Дневной дозор». Я не говорю о том, что было куплено фильмотеками и показано в рамках фильмотек. Во Франции действительно ситуация немножко лучше. Просто потому что, как говорит Александр Роднянский, у нас есть больше почвы для авторского кино, несмотря на то, что есть авторское кино или его нет - есть какое-то понятие.

За все эти годы - в 2005 году у нас был «Ночной дозор», «Коктебель» и «Я люблю тебя», в 2006 году у нас были «Бедные родственники», в 2007 году «Итальянец» Кравчука и «Александра». А в 2008 году бум русского кино - у нас целых 6 картин вышло за 5 месяцев – это «Остров» Лунгина, «Дневной дозор», документальное кино Литвиненко, которое в прошлом году мы показывали на Каннском фестивале, это «Изгнание», «Монгол», и «Далеко от Сансет-бульвара».

Дондурей: Представляю, что будет в 2009 году.

Жоэль Шапрон:: Просто с ума сойти можно. На самом деле интересно посмотреть, что это за кино. Потому что с одной стороны есть блокбастеры – это «Ночной дозор» и «Дневной дозор», картины были закуплены FOX, поэтому они автоматом выпускали эти две картины даже в тех странах, где местный FOX не хотел. И с другой стороны -  совсем плоское авторское кино. Это ситуация  довольно печальная, прокатывать российское кино во Франции далеко не просто. Прокатчики годами ищут то, что можно прокатывать. У нас до сих пор прокатывается «Остров» Лунгина, несмотря на то, что фильм вышел в январе -  он еще показывается через 5 месяцев после выхода во Франции, в Париже, в частности. Чтобы выпустить нормально подобную картину, нужно почти 200 тысяч евро, учитывая, что она для узкой аудитории.

Второй момент, который я хотел подчеркнуть. В русском кино пока никто не занимается, не мне судить почему, историей Советского союза 60-х 70-х годов. То есть то, что происходит сейчас в немецком кино - картины «Жизнь других» или «Гуд-бай, Ленин», когда люди смотрят на свое собственное общество уже задним взглядом и не на фоне второй мировой войны, а именно на социальном фоне, учитывая интересную историю этой страны – России, есть о чем говорить. Есть коммунистический режим, есть КГБ, есть много чего, которое как вы понимаете, особенно после успеха этих немецких картин стало очень интересно практически всему миру. 

Интересно, когда люди сами смотрят на эту эпоху. Это не иностранцы, это не зарубежный взгляд, это именно свой взгляд, на свое общество через какое-то время. Они есть эти фильмы, это единицы. Можно сказать, что последняя картина Карена Шахназарова, это действительно очень интересный феномен, именно с этой точки зрения, потому что действие происходит в 1973 году и та картина, которую он снял, не могла бы быть снята в 1973 году. У нас подобных ситуаций быть не может, потому что в 1973 году мы могли снимать картину о 1973 без проблем. То, что он сейчас показывает, тогда было запрещено.

И нам всем во всем мире, если это хорошо сделано, очень интересно сейчас смотреть на эти годы, может быть с политическим уклоном, но и не только, потому, что вы сами видели «Жизнь других» – это не политическая картина, но это на фоне политики. Третий момент, если не брать эти блокбастеры и отойти немножко от чисто авторского довольно мрачного кино, была картина 2 года тому назад - «Изображая жертву» Серебренникова. Эту картину купила французская компания со всеми мировыми правами и пыталась найти прокатчика. Они нашли DVD прокатчика. Ни один кинопрокатчик на Западе не взял на себя риск выпустить эту картину, потому что она - ни туда, ни сюда, как говорят русские. Не блокбастер и не чисто авторское кино. Что-то между этими двумя полюсами. И никто не взял на себя этот риск

Есть очень интересный момент, когда вышли «Ирония судьбы – 2» и «Самый лучший фильм», как ни странно это звучит, увеличился репертуар по количеству выпущенных фильмов на экране. Потому что есть кинотеатры, которые, не получая «Ирония судьбы – 2» или «Самый лучший фильм», стали показывать то, что было показано или выпущено несколько месяцев назад, для того чтобы в компромацию как мы говорим по-французски, показывать то, чего нет в других кинотеатрах.

Если обычно есть возможность посмотреть от 35 до 39 разных картин в Москве одновременно в кинотеатрах, то тут вдруг стало возможно посмотреть от 42 до 45, именно потому, что многие кинотеатры не показывали то, что шло практически везде. И последнее, что я хочу сказать, мы с французским посольством устраиваем фестиваль французского кино в регионах.  Должен сказать, тому, что было сказано в Новосибирске, мы были свидетелями и во Владивостоке, и в Калининграде -  к счастью появились кинотеатры, которые показывают другое кино и которые уже готовы показывать другое российское кино и другое зарубежное кино. Спасибо.

Реклама