Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 марта 2011 13:09

Берлинский протокол

Берлинский протокол

С 10 по 20 февраля 2011 года прошел 61 Международный Берлинский кинофестиваль, жюри которого возглавила актриса Изабелла Росселлини. В судейскую коллегию также входили канадский режиссер Гай Мэддин, художник по костюмам Сэнди Пауэлл, продюсер австралийка Джен Чепмен, болливудский актер Амир Кхан и немецкая актриса Нина Хосс. Всего на фестивале в разных секциях было показано около 400 картин, но основные тенденции и настроения смотра проявились в первую очередь на главной программе – конкурсе.

КОПРОДУКЦИЯ И ПОЛИТИКА

В конкурсе 61 Берлинале было представлено 22 картины, но лишь 16 из них претендовали на призы. Подобная схема составления программы традиционна для Берлина, но вызывает вопросы, так как демонстрирует кризис системы отбора фильмов на один из крупнейших кинофестивалей мира. Шесть «холостых» участников конкурса, фактически приравненных к внеконкурсным показам, оказались и наиболее интересными: «Железная хватка» Коэнов (день открытия), «Неизвестный» Жауме Колетт-Серра (последний день показов) – оба фильма уже работают в мировом и отечественном прокате; «Алемания» Ясмин Самдерели и «Мой лучший враг» Вольфганга Мюрнбергера – две трагикомедии выйдут в мировой прокат уже в марте; документальная «Пина» Вима Вендерса и французская комедия «Женщины с 6-го этажа» Филиппа Ле Гюэ.

Пожалуй, самой главной тенденцией нынешнего смотра можно смело назвать неожиданно слабый уровень остальных 16 конкурсных картин, о чем толковала вся мировая пресса, бросая риторические упреки в сторону директора фестиваля Дитера Косслика. Хотя внешне все выглядит по-прежнему благополучно: фестиваль работает как отлаженный механизм и звезд на ковровой дорожке не убывает. В этом году в Берлин приехали братья Коэны, последний раз представлявшие в конкурсе «Большого Лебовски» аж в 1998 году, Джефф Бриджес, Джош Бролин, Кевин Спейси, Пол Беттани, Джереми Айронс, Рейф Файнз, Джерард Батлер, Диана Крюгер, Колин Ферт, Хелена Бонем Картер, Бен Фостер, Кайге Чэнь, Вим Вендерс, Людвин Сенье.

Любопытно, что из 22 конкурсных картин 12 являются итогом международной копродукции, и что еще интереснее, 9 из них сделаны совместно с Германией (в том числе отечественный участник конкурса фильм «В субботу» Александра Миндадзе, являющийся ко-продукцией студий России, Украины, Германии). А это вновь отсылает нас к политике отбора фильмов на Берлинале. Несомненными лидерами по поиску партнеров стали призеры фестиваля: «Туринская лошадь» культового режиссера Белы Тарр (Венгрия, Франция, Германия, Швейцария, США), «Прощение крови» Джошуа Марстона (США, Албания, Дания, Италия) и «Приз» Паулы Маркович (Мексика, Польша, Германия, Франция).

ЖАНРОВЫЕ ЭНДЕМИКИ: OUT OF COMPETITION


На общем слабом фоне авторских лент конкурса настоящим спасением стали жанровые, ремесленнические фильмы для широкой публики. Очень выигрышно смотрелась работа «Неизвестный», которую в нашей стране прокатывает «Каро-Премьер». Сюжет не блещет оригинальностью: политика, терроризм, шпионы. Но режиссура испанца Жауме Колетт-Серра («Дитя тьмы») заставляет забыть о привычных сценарных лекалах. Перед нами крепкий триллер с отменными сценами драк, погонь, взрывов, снятый без применения хромакея. На пресс-конференции этот факт стал чуть ли не главным откровением для прессы. Место действия – Берлин, не самый киногеничный город. Но снят он с любовью и на экране чувствуется его атмосфера. Лиам Нисон в свои 58 лет стал фактически «последним героем боевика» после ролей в «Команде А» и «Заложнице»: через его харизму незамысловатая интрига триллера преломляется в любопытную драму. 
 
Определенные шансы на прокат в России имеет и новый фильм Кайге Ченя «Жертвоприношение», уже закупленный в азиатскими дистрибьюторами. Традиционная китайская легенда о мести переложена на экран рукой мастера, пусть фильм сделан и без привычных нам масштабов китайских эпиков и огромных батальных сцен, нарисованных с помощью компьютерной графики. Роскошные костюмы и декорации, сумасшедшие трюки с лошадьми, непредсказуемые повороты сюжета – два часа пролетают на одном дыхании. 
 
Показанный на открытии фильм братьев Коэнов «Железная хватка» журналисты встретили, по меньшей мере, прохладно. Показательной стала и пресс-конференция, где вопросы прессы и ответы режиссеров явно не клеились и общее настроение, выправили лишь шутки Джоша Бролина и Джеффа Бриджеса
 
А вот самые большие аплодисменты сорвали две зрительские трагикомедии, сюжеты которых имеют непосредственное отношение к истории Германии. Первая картина - «Алемания», написанная и срежиссированая двумя сестрами Ясмин и Несрин Самдерели. История иммиграции турецкого гастарбайтера и его семьи в Германию оказалась понятна всем и каждому. А уж в России, которая вечно мечется между Западом и Востоком и стала домом для многих выходцев из соседних республик, над перипетиями семейных приключений героев зрители точно посмеются и поплачут вдоволь. Вторая – лента «Мой лучший враг» завсегдатая Берлинале австрийского режиссера Вольфганга Мюрнбергера, рассказывающая историю плавно перетекшей во вражду дружбы отпрыска еврейского семейства, владеющего картинной галереей, и истинного сына германского народа на фоне событий 1938-1945 годов. Авторы говорят о предательстве и любви, прощении и возмездии без морализаторства, возведя историю о сложных человеческих отношениях в экстремальных обстоятельствах в жанр трагикомедии, что наравне с участием в проекте главной немецкой звезды Морица Бляйбтроя и обеспечивает ленте успех в немецкоговорящих странах. Международный юмор и близкая нам тема делают картину потенциально успешной и для российского рынка.

МОДНЫЙ ПОКАЗ В 3D

Безусловным трендом Берлинского кинофестиваля этого года можно считать 3D фильмы, для которых был отведен целый день. Представленная в конкурсе анимация Мишеля Осело «Сказки на ночь» является сборником оригинальных сказок в романтическом ключе и выполнена в технике бумажных перекладок. В итоге экранное пространство напоминает детские объемные книжки-раскладушки. Фон, как правило, яркий, герои – черные тени, а детали являются связующим звеном между плоскостями. Стереоскопический эффект использован очень деликатно: здесь нет той захватывающей компьютерной графики, за которой обычно идут на 3D кино. А техника объемного изображения использована не для погружения в реальность фильма, а для создания эффекта средневекового бумажного театра кукол. Основная динамика фильма заключается в сюжетных поворотах новелл и постоянной смене декораций – от древнего города майя до средневековой Европы. Как пояснил на пресс-конференции сам режиссер, он давно хотел поработать со стереоизображением, но прежде небольшие бюджеты  не позволяли это сделать. 
 
Вторым показанным на Берлинале стереофильмом стала лента «Пина» Вима Вендерса, рассказывающая о труппе Вуппертальского театра танца Пины Бауш. Изначально Вендерс задумал снять эффектный фильм о путешествии театра по Латинской Америке и Азии, но после смерти хореографа концепция поменялась: история одних гастролей превратилась в фильм-посвящение, куда вошли лучшие танцевальные номера из спектаклей Пины и отдельные представления каждого из танцоров. В фильме мало говорят и много танцуют. Пластика, поставленная во главу угла, при помощи 3D технологии получает новое дыхание. В результате получилось эффектное, насыщенное эмоциями документальное кино. 
 
Как отметил продюсер картины, именно документальное кино и анимация могут стать теми нишами, где использование стереотехнологий наиболее оправдано. Когда зритель идет в кинотеатр на документальный фильм, он не знает ничего о его форме, но имеет представление о содержании. А для того, чтобы дать зрителю возможность пережить известные события в кинозале или почувствовать атмосферу, 3D технология может быть хорошим подспорьем. 
 
Вернер Херцог, начинавший свою карьеру бок о бок с Вендерсом, также представил на Берлинале документальную картину – и тоже в 3D. «Пещера забытых снов» снята за 4 дня на юге Франции в пещере, куда не допускают посетителей, поскольку их дыхание может изменить влажность воздуха и бесповоротно повредить наскальные рельефы и живопись. Херцог, получивший уникальную возможность снять фильм об этой пещере, сделал это в 3D формате, который ему предложили продюсеры. Не все кадры, однако, одинаково удались с технической точки зрения. Первые моменты попадания в пещеру сняты на любительскую камеру «из-под полы», но в целом этот медитативный фильм, рассуждающий о судьбах человечества и творческого самовыражения, дает возможность увидеть в объеме то, что вряд ли кому-то, кроме ученых, доведется увидеть в реальности. Уникальность материала – основная ценность этой картины, выделенной на фестивале в специальное событие.

«ЗЕМЛЯ В ИЛЛЮМИНАТОРЕ»

К радости или огорчению прессы, ряд конкурсных фильмов объединили ясные и понятные режиссерские замыслы, хотя и не всегда оригинальные. Самой «приземленной» оказалась картина «Крик в небеса» Виктории Махони (США), в которой нет ничего примечательного, кроме игры исполнительницы главной роли, дочери Ленни Кравица – Зои Кравиц. История неблагополучной американской семьи, где героиня-подросток пытается выживать, торгуя наркотиками, вполне подошла бы для представлении на любом фестивале категории В, но не для Берлина. При всей внятности режиссуры даже для социальной истории здесь не хватает острых углов и точных интонаций: интимных или глобальных. В этом плане намного выигрышней смотрелся прошлогодний конкурсант Берлинале «Субмарино» Томаса Винтерберга. А социальные проблемы США, как это ни парадоксально, лучше художественно познавать через отменные американские сериалы: к примеру, «Прослушку» (The Wire). 
 
Второй американский проект – производственная драма «Прибыльная торговля» Джей Си Чендора, рассказывающая о базирующейся на Уолл-стрит компании. В этом камерном фильме, продюсерами и режиссером которого является команда дебютантов, собрана целая плеяда звезд первой величины: Деми Мур, Кевин Спейси, Пол Беттани, Джереми Айронс, Саймон Бейкер и Стэнли Туччи. Видимо, именно на их гонорары и ушла львиная доля бюджета, так как лента практически полностью снята буквально в четырех стенах - на арендованном этаже офисного здания. Основная интрига закручена вокруг того, как компания, первой получившая тревожный сигнал, пытается выйти из ситуации с минимальными потерями, идя по головам собственных сотрудников, вкладчиков и коллег по рынку. Общая паника на всех звеньях управления, власть денег и безразличие к обывателям являются ключевыми пунктами этого разговорного, но интересного фильма о мире финансов. 
 
Пример интеллектуального эксперимента привез на фестиваль замечательный актер Рэйф Файнз, театральная карьера которого неразрывно связана с постановками Шекспира. Свою любовь к его творчеству Файнз решил перенести на экран как режиссер. Военную драму «Кориолан» выпускает на наши экраны Top Film Distribution. Но не стоит обманываться насчет этой картины. Перед нами кино не столь простое для зрительского восприятия. Файнз конструирует искусственный гибрид из театральной условности (герои «говорят» оригинальным шекспировским текстом с постановочными интонациями и театральными манерами), современной, местами псевдодокументальной манеры киносъемки (действие происходит на Балканах) и своеобразной драматургии, которая адаптирована под киноэкран лишь образно, но не эмоционально. Для кинозрителя 21 века такой накал страстей, не меняющий градус на протяжении всего фильма, совершенно непривычен. Картина смотрится бесконечным «тестостероновым ураганом», который способны выдержать только мужчины. Женщины с показа либо выбегали, либо засыпали спустя 30 минут. Хотя данный эксперимент Файнза, несомненно, является идеальным фестивальным продуктом. 
 
А вот игровой фильм «Если не мы, то кто» прославленного документалиста Андреса Вайля, также не новичка в кино, но только сейчас пробивающего себе дорогу в большое кино, лишен каких-либо экспериментальных опытов с формой. Фильм завис между мейнстримом и артхаусом и ориентирован на небольшую аудиторию, которой будет интересно по-новому взглянуть на историю зарождения терроризма в Германии. Сам Вайль отметил, что считал историю Бернварда Веспера, Гудрун Эсслин и Андреаса Баадера замусоленной и максимально проговоренной, но возможность исследовать историю зарождения немецкого терроризма через призму романтических отношений вдохновила его на создание этой ленты, где опытным документалистом воссоздана атмосфера Западного Берлина 1960-х.

КИНО, В КОТОРОМ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ

Такое кино и составляло значительную долю конкурса Берлинале 61 - фильмы, где нет ничего примечательного, интересного, выразительного, яркого, острого с точки зрения языка кино. Среди таких типично фестивальных лент: «Наше великое отчаяние» Сейфи Теомана, «Губная помада» Джонатана Сэгалла, «Загадочный мир» Родриго Морено, который представляет уже свой второй фильм в конкурсе Берлинале и «Будущее» Миранды Джулай, современной американской художницы-перформансистки. «То дождь, то солнце» Ли Юн Ки и «Прощение крови» дебютанта Джошуа Марстона. 
 
Главный приз фестиваля достался иранскому фильму Асгара Фархади «Надер и Симин: Развод», который также отлучен от кино на своей родине, поскольку подписал петицию в защиту Панахи. Очевидно, что выбор жюри - политический. Но надо отметить, что в ряду анемичных и бесстрастных лент эта картина кажется несравненно более душевной и человечной. 
 
Во всех перечисленных выше картинах так или иначе затрагиваются проблемы традиции, ее трансформаций в современном мире. Но это связывает их лишь формально, поскольку на стиль, энергетику фильма эти сюжеты, к сожалению, не налагают значимого художественного отпечатка. 
 
В отличие от многих картин, драма корейца «То дождь, то солнце» - это кино цельное по режиссуре, минималистичное и стильное. Это история, ни много, ни мало, об одиночестве мужчины и женщины в мире. Внешнего действия в фильме практически нет. Неожиданное появление соседей, сообщение по ТВ новостей о том, что дождь парализовал все транспортное движение в городе, звонок нового возлюбленного главной героини – все это кажется далеким отголоском мира. Долгие планы «застывшего интерьера» сочетаются с медленными панорамами. По словам самого режиссера, «камера – это голос фильма, который никогда не звучит громко», она как привидение в доме. Но надо признать, что лента Ли Юн Ки до боли соответствует ожиданиям Запада от камерного азиатского кино и будто сделана по этим лекалам, чем и разочаровывает.

Напоследок хотелось бы сказать пару слов о картине венгерского кинорежиссера Белы Тарры «Туринская лошадь», которая стоит особняком в конкурсе. Он стал известен в 90-х благодаря своему семичасовому (!) фильму «Сатанинское танго». В конкурсной программе Канн-2007 он участвовал с картиной «Человек из Лондона», поставленной по книге Жоржа Сименона. Успех в Каннах и открыл миру кинематограф Белы Тарры. «Туринская лошадь» - это суровое, скупое по языку, 2.5 часовое киноповествование, где, как может показаться, ничего не происходит. Мы наблюдаем за трудовыми буднями крестьянской семьи – извозчика с дочерью и их лошади, которая отказывается работать и есть. Герои фильма связаны единством места и времени, влачат свое существование в рутине дней и не могут покинуть свой дом, даже когда в колодце заканчивается вода. «Туринская лошадь» - типичный фильм без интриги. И все, за чем мы наблюдаем здесь, идет из глубин авторской мысли, его переживаний мира. А автор перед нами очень самобытный и стоящий внимания. Отсюда эта сила его образов, бескомпромиссность, лаконизм в повествовании... Все то, чего нет почти ни в одной другой конкурсной картине. Именно поэтому Гран-при ленте – значимый жест оценки художественной ценности фильма.
Автор:
Ольга Баженова, Ханна Мироненко, Ануш Хачатрян, Ольга Плесневич
Реклама