Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 июня 2011 16:22

Пятое «Зеркало»: вечность в повседневности

Пятое «Зеркало»: вечность в повседневности

На заключительной пресс-конференции V международного кинофестиваля им. А.Тарковского «Зеркало» (23-29 мая 2011 года) Рэйф Файнс категорически отказался отвечать на вопросы журналистов о работе жюри, ограничившись скупыми замечаниями вроде «Этот фильм нас тронул», «Общий уровень конкурсной программы был довольно высоким». Зато члены жюри с удовольствием вспоминали поезду в Плес и плавание на теплоходе «Иван Кулибин» в Юрьевец, на родину Тарковского.

Путешествие, вполне возможно, оказалось приятным и захватывающим дух, тем не менее, обратимся к итогам фестиваля. Специального упоминания жюри удостоились «Канава» и «Туринская лошадь». Испанский «Амадор» – что, в общем-то, предсказуемо, но от того не менее приятно – получил два приза: зрительских симпатий и за лучшую женскую роль. Действительно, перуанка Магали Салье в роли беременной сиделки мила, органична, убедительна. Приз за лучшую мужскую роль получил не Пак Чжунбом, режиссер и исполнитель главной роли в «Дневниках Мусана», а Барту Кючюкчаглаян, сыгравший в турецком «Большинстве» молодого человека, которого «заела» косная социальная среда. Ну, и наконец, главный приз, за лучший игровой фильм, достался южнокорейским «Дневникам Мусана».

Как и ожидалось, по сравнению с прошлым годом художественный уровень конкурсной программы оказался выше. И с задачей сделать «Зеркало» более острым, ярким, провокационным, актуальным, организаторы справились. Зрители постоянно ощущали мощную вертикаль «небо – земля», пытаясь понять, как соотносятся в реальности правда человеческая и правда божественная. Иногда казалось, что «земля» перевешивает, кино тянуло вниз, увлекаясь размышлениями о смерти, неизбежном конце всего сущего. Кстати, на сакраментальный вопрос, что делать при наступлении конца света, в некотором роде утешительный ответ дал классик мирового кино Бела Тарр («Туринская лошадь»): не надо никакого радикализма – просто заниматься бытом, семьей, повседневными своими делами. Именно рутина, определенный набор бытовых действий при осознании, что все когда-нибудь неминуемо прекратится, оправдывает человеческое существование. И тогда бытовые действия превращаются в ритуал, а сквозь рутину проступает вечность.

Смотреть фоторепортаж с закрытия V фестиваля "Зеркало"
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама