Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 июня 2011 17:01

Ретроспектива фильмов Белы Тарра в рамках 33 ММКФ

Ретроспектива фильмов Белы Тарра в рамках 33 ММКФ

В кинотеатрах «Пионер» и «Октябрь»  в рамках 33-го Московского международного кинофестиваля впервые в России пройдет полная ретроспектива фильмов венгерского режиссера Белы Тарра. В конкурсе недавно завершившегося Берлинского кинофестиваля Бела Тарр представил свой фильм «Туринская лошадь», основанный на апокрифе о философе Фридрихе Ницше. Тарр получил за него «Серебряного медведя» за режиссуру и приз ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ за лучшую конкурсную работу. Сам режиссер объявил, что «Туринская лошадь» — это его последний фильм, которым он прощается с режиссурой.

Свой полнометражный дебют под названием «Семейное гнездо» Бела Тарр снял в 1979 году. Вместе с другими ранними картинами — «Аутсайдером» (1981), «Людьми из панельного дома» (1982) и «Осенним альманахом» (1984) — «Семейное гнездо» образует цикл камерных реалистических драм, беспощадно точных портретов венгерского общества, напоминающих картины американского классика Джона Кассаветеса. С картины «Проклятие» (1988) начинается новый период в творчестве Тарра. Его монументальное «Сатанинское танго» и изощренные «Гармонии Веркмейстера» — это величественные метафизические притчи, снятые в неповторимом визуальном стиле.

Длящееся больше семи часов «Сатанинское танго» построено на длинных завораживающих планах, гипнотизирующих зрителя. Известный писатель и философ Сьюзен Зонтаг, большая поклонница Тарра сказала об этом фильме: «Каждая минута из этих семи часов поразительна, восхитительна. Я была бы рада пересматривать «Танго» каждый год до конца своих дней». Другой известный почитатель этого фильма – Гас Ван Сент – признавался, что именно «Сатанинское танго» вдохновило его на съемки знаменитого «Слона». Представляя ретроспективу Тарра в Нью-Йорке, Ван Сент писал: «Его фильмы настолько близки к ритмам повседневной жизни, что представляется, будто мы присутствуем при рождении нового кинематографа. Тарр – один из немногих подлинных визионеров кинематографа».

Один из постоянных соавторов Тарра – венгерский писатель Ласло Краснохоркаи, на книгах которого основаны некоторые из фильмов режиссера. Обращается режиссер и к другим известным литературным произведениям: им снята мастерская экранизация «Макбета», а также «Человек из Лондона» – вольная адаптация романа Жоржа Сименона с Тильдой Суинтон в одной из главных ролей (фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля).

РАСПИСАНИЕ РЕТРОСПЕКТИВЫ:

к/т «Октябрь»:

30 июня (четверг) «Гармонии Веркмейстера», 22.00, зал 6
1 июля (пятница) «Человек из Лондона», 21.30, зал 7

к/т «Пионер»:
28 июня (вторник)  «Гармонии Веркмейстера»  21.00
29 июня (среда)  «Семейное гнездо» 21.00
30 июня (четверг)  «Аутсайдер» 19.00
1 июля (пятница)  «Проклятие»  18.30
2 июля (суббота)  «Сатанинское танго» 14.00
3 июля (воскресенье)  «Макбет» 17.00
3 июля (воскресенье)  «Туринская лошадь» 19.00
4 июля (понедельник)  «Люди из панельного дома» 21.00
5 июля (вторник)  «Осенний альманах» 21.00

О ФИЛЬМАХ:

«Семейное гнездо» (Családi tüzfészek)

Драма, Венгрия, 108 мин., 1979
Режиссер: Бела Тарр    
В ролях: Ласло Хорват, г-жа Ласло Хорват, Габор Кун, г-жа Габор Кун, Габор Кун-мл.
Дебютный фильм Тарра, снятый им в 22 года, – это мрачная зарисовка из жизни трех поколений, вынужденных ютиться в одной квартире в разгар жилищного кризиса. Картина, ознаменовавшая рождение уникального художника, в реалистичной манере запечатлела повседневную жизнь в расколотом обществе. Нехватка жилья в коммунистической Венгрии вынуждает молодую пару подселиться к родителям мужа в тесную однокомнатную клетушку. Невольное сосуществование на крохотной площади приводит к бесконечным перебранкам и не оставляет места надежде. Снятый крупными планами в грубом документальном стиле этот фильм показывает унизительную жизнь маленьких людей. «Семейное гнездо» получило Гран-при на фестивале в Мангейме-Гейдельберге.

«Аутсайдер» (Szabadgyalog)
Драма, Венгрия, 122 мин., 1981
Режиссер: Бела Тарр
В ролях: Андраш Сабо, Йолан Фодор, Имре Донко
Скрипач пытается совладать с трудностями брака, отцовства, работы на фабрике и в больнице, а в конечном итоге, и военной службы. Второй фильм Белы Тарра (первый цветной и первый, смонтированный его женой) натуралистично изображает жизнь в современном Будапеште. Замкнутый, неприкаянный герой движется без всякой цели, а единственными утешениями ему служат музыка, танцы и пьянство в местной таверне. Мир ограниченных возможностей и редких шансов Тарр воссоздает посредством выразительных крупных планов и экспрессивных городских пейзажей.

«Люди из панельного дома» (Panelkapcsolat)
Драма, Венгрия, 86 мин., 1982
Режиссер: Бела Тарр
В ролях: Юдит Погань, Роберт Колтаи, Кири Амбруш, Яношне Брада
Снятый в суровом документальном стиле, третий фильм Белы Тарра представляет собой беспощадно точный портрет молодой пары рабочих, столкнувшейся с бытовыми тяготами брака. Начав с супружеского скандала, Тарр углубляется в подробное изучение его предпосылок. Известный американский кинокритик Джонатан Розенбаум называл этот въедливый, нервный фильм «лучшим из ранних упражнений Тарра в социальном реализме». Картина, богатая импровизационными моментами, «наблюдает за распадом пролетарского брака под давлением нищеты, депрессии и мужской грубости – примет коммунистического строя» (Майкл Аткинсон, Village Voice).

«Макбет» (Macbeth)
Драма, Венгрия, 72 мин., 1982
Режиссер: Бела Тарр
В ролях: Дьордь Черхальми, Эржебет Кутвёльдьи, Михай Виг
Телевизионная версия шекспировской трагедии состоит всего из двух кадров: одного пяти- и одного шестидесятисемиминутного. С великолепным актёрским ансамблем Тарр ставит вечную шекспировскую историю в минималистичных декорациях, которые погружены в туман и освещены одними лишь факелами. Кинокритик Джонатан Розенбаум видит в ней поворотный момент в карьере Тарра: «Практически все основные события происходят на заднем плане, пока камера неумолимо следует за героями, кого-то подчас бросая и устремляясь за кем-то новым, продираясь сквозь туман, прореженный светом факелов, и карабкаясь по влажным стенам искусственных гротов. Повторяя ключевые элементы первых трех фильмов, картина при этом предвосхищает сложные движения камеры и метафизическую демонологию трех последующих». Перед показом будут продемонстрированы короткометражные картины Белы Тарра: «Пролог» (2004, 5 мин., фильм из альманаха «Образы Европы») и «Путешествие по равнине» (1995, 35 мин.). В последнем Тарр возвращается в те же места, где снималось «Сатанинское танго», и создает поэтическую зарисовку, в которой актер и композитор Михай Виг декламирует стихи венгерского поэта Шандора Петёфи (1823-49) под музыкальный аккомпанемент.

«Осенний альманах» (Öszi almanach)
Драма, Венгрия, 119 мин., 1984
Режиссер: Бела Тарр
В ролях: Хеди Темешши, Эрика Боднар, Миклош Секей Б., Пал Хетеньи
Напряженная камерная драма разворачивается в стенах одной большой квартиры, жильцы которой открывают свои заветные тайны, признаются в страхах, дают волю навязчивым идеям и подавленной агрессии. История пожилой женщины, вовлеченной в хитрую игру собственными детьми и прислугой, соединяет экзистенциальное отчаяние Бергмана с эмоциональной жесткостью Кассаветеса. Джитт Дженсен из Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA) считает Белу Тарра «одним из самых оригинальных и талантливых режиссеров современности». Экспрессивное освещение и тонкая работа с цветом позволяют добиться потрясающего эффекта. «Тарр выстраивает мизансцену скрупулезно и непредсказуемо, используя весьма своеобразные ракурсы, но и сама драма, стриндберговская по накалу страстей и кассаветианская по силе исполнения, поражала бы даже без изобретательной режиссуры» (Джонатан Розенбаум). Фильм получил награду «Ernest Artaria» на кинофестивале в Локарно.

«Проклятие» (Kárhozat)

Драма, Венгрия, 116 мин., 1988
Режиссер: Бела Тарр
В ролях: Миклош Секей Б., Хеди Темешши, Дьюла Пауэр, Вали Керекеш, Дьордь Черхальми
Первый нуар Тарра – это мрачная история преступной связи затворника и замужней певицы кабаре. Черно-белые образы словно бы выплывают из бесконечного пьяного забытья… Именно на «Проклятии» режиссер отходит от стиля своих социально-реалистических семейных драм и находит свой уникальный визуальный язык с характерным формализмом и длинными планами. Кроме того, на «Проклятии» Тарр начинает сотрудничество со своим постоянным соавтором – венгерским писателем Ласло Краснахоркаи. Этот мощный фильм – один из любимых у покойной писательницы Сьюзан Зонтаг – прослеживает эволюцию кинематографических методов и метафизических исканий, которыми Бела Тарр прославился в «Сатанинском танго» и «Гармониях Веркмейстера». «В мире найдется немного черно-белых кадров, сравнимых по красоте с кадрами «Проклятья»» – Майкл Аткинсон (Boston Phoenix). «Проклятие» – это фильм-нуар, доведенный до предела, экзистенциальное размышление о тщете существования, о поисках смысла и стремлении к побегу от действительности» (DVD Times).

«Сатанинское танго» (Sátántangó)
Драма, Венгрия, 450 мин., 1994
Режиссер: Бела Тарр
В ролях: Михай Виг, Путьи Хорват, Ласло Лугошши, Эва Алмашши Алберт, Янош Держи, Миклош Секей Б.
Съемки семичасового черно-белого эпика по роману Ласло Краснахоркаи длились два года. В сложном сюжете переплетаются судьбы многих жителей обветшалой деревушки в посткоммунистической Венгрии. Жизнь этих людей заснята в отдельных эпизодах с точки зрения каждого из них. Несколько жителей деревни решают покинуть её, похитив деньги, вырученные всеми участниками коммуны перед ее закрытием. Однако их планы нарушают слухи о появлении харизматичного Иримиаша, пропавшего полтора года назад и считавшегося погибшим… Фильм удостоен приза «Калигари» и специального упоминания экуменического жюри на Берлинском фестивале 94-го года.

«Гармонии Веркмейстера» (Werckmeister harmóniák)
Драма, Венгрия, 145 мин., 2000
Режиссер: Бела Тарр, Агнеш Храницки
В ролях: Ларс Рудольф, Петер Фитц, Ханна Шигула
Захолустный венгерский городок оказывается на грани хаоса. Страна погружается в массовые беспорядки, по улицам столицы разгуливают повстанцы, близится катастрофа ужасающих масштабов. Из всех возможных вопросов жители почему-то задаются лишь одним: когда? Толпа на главной площади ждет прибытия загадочного смутьяна по прозвищу Князь, и когда тот наконец появляется – вместе с чучелом гигантского кита, – горожане устраивают восстание... Камера Тарра, внимательная к самым незначительным деталям, фиксирует общество, замершее между цивилизацией и варварством, в шаге от омертвения или апокалипсиса, и на эту фиксацию ей требуется всего 39 кадров. «Тарр принадлежит к кинематографической традиции Луиса Бунюэля и Вернера Херцога – в том смысле, что реалистичный материал он обрабатывает с помощью импрессионистских техник. В лучшие моменты «Гармонии» возносятся на высоту, доступную очень немногим режиссерам» (The Onion). Притча Тарра была показана на кинофестивале в Берлине, где получила награду читателей «Berliner Zeitung».

«Человек из Лондона» (A Londoni férfi)
Драма, Венгрия-Франция-Германия, 139 мин., 2007
Режиссер: Бела Тарр, Агнеш Храницки
В ролях: Мирослав Кробот, Тильда Суинтон, Аги Сиртеш и Янош Держи
Несмотря на четыре года, ушедшие на создание этой картины, «Человек из Лондона» – это миниатюра по сравнению с «Сатанинским танго» и «Гармониями Веркмейстера». Главным героем черно-белого, напоминающего утонченный нуар, фильма с неподражаемой Тильдой Суинтон в одной из ведущих ролей выступает Малуэн, бедный стрелочник, наблюдающий за пассажирами во французском порту. Однажды, туманной ночью, с лондонского суда сбрасывают человека с чемоданом, полным, как выясняется позже, краденых денег... Впрочем, детективная завязка (фильм основан на романе Жоржа Сименона) служит лишь предлогом для «исследования пространства под неожиданными углами, размышлений о свойствах света и поверхности предметов» (Натан Ли, The New York Times). Первый фильм Тарра, снятый за пределами родной Венгрии, критики назвали «шедевром операторской работы, и не только в градиентах света (один кадр порой вмещает в себя ослепительное солнце, чернильный полумрак и сероватое марево), но и в тщательной хореографии движений, что придает картине сходство с судебной экспертизой» (Джонатан Ромни). Фильм был показан в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.

«Туринская лошадь» (A torinói ló)
Драма, Венгрия-Франция-Германия-Швейцария-США, 146 мин., 2011
Режиссер: Бела Тарр, Агнеш Храницки
В ролях: Янош Держи, Эрика Бок, Михай Кормош
«Третьего января 1889 г. Фридрих Ницше выходит из дома №6 по улице Карло Альберта в Турине. Неподалеку возница пытается сдвинуть с места упрямую лошадь, но та не внемлет его уговорам. Тогда возница теряет терпение и хлещет ее кнутом. Ницше подходит к собравшейся толпе и, всхлипывая, обнимает лошадь за шею, положив конец безобразной сцене. Хозяин квартиры, которую он снимает, отводит его домой, где он молча, без движения лежит два дня, после чего бормочет что-то – и за последующие десять лет не произносит ни слова. За умалишенным ухаживают мать и сестры. Что случилось с лошадью, история умалчивает». Таким вступительным текстом сопроводил Бела Тарр свой фильм, действие которого начинается сразу после вышеописанных событий. В картине в деталях воссоздана жизнь возницы, его дочери и самой лошади. Новую работу венгерского гения отличают все признаки его неподражаемого стиля: длинные кадры, черно-белая съемка и сведенные к минимуму диалоги. Бела Тарр объявил, что «Туринская лошадь» – это его последняя режиссерская работа. Картина была показана в основном конкурсе Берлинале, где получила «Серебряного медведя» (Гран-при) и премию ФИПРЕССИ.
Реклама