Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 июня 2011 13:54

Константин Эрнст: «Мы Голливуду подсказали тему вампиров»

Константин Эрнст: «Мы Голливуду подсказали тему вампиров»

26 июня, в рамках 33-го Московского МКФ, состоялась третья конференция Всероссийского форума «Кино России 2020». Обсуждалась тема «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино».
Организаторы Форума в библиотечный зал отеля «Арарат Парк Хайат» пригласили наиболее актуальные персоны российской киноотрасли, чтобы поговорить о насущных проблемах:
1. Государственная политика стимулирования продвижения отечественной кинопродукции в мире.
2. Стратегия перезагрузки системы международного продвижения российского кино.
3. Продвижение российского кино на международные фестивали: Фестивали российского кино на международной платформе – мифы и реальность.
4. Вопросы дистрибуции российского кино в европейском кинотеатральном прокате.
5. Ко-продукция и ее подводные рифы. Международная дистрибуция российского кино.
6. Идеология проактивности в международных отношениях.
7. Приоритеты российской киноиндустрии на премиях Оскар, Золотой глобус и т.д.
ПрофиСинема внимательно выслушала все доклады представителей российской киноиндустрии. Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие цитаты.

3-я конференция Всероссийского форума «Кино России 2020» - «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино», Григорий Ивлиев, Константин Эрнст, Екатерина Мцитуридзе, Денис Молчанов 

Председатель конференции: Константин Эрнст.
Вела заседание Екатерина Мцитуридзе, директор «Совэкспортфильма»

Из официальных приветствий:

Леонид Верещагин, генеральный продюсер, ММКФ:
«Московский фестиваль не только проводит мировые премьеры, но и становится бизнес площадкой. На фестиваль стали приезжать не только звезды, но и продюсеры, агенты, дистрибьюторы. Это для нас ново, но считаю, что фестиваль развивается в нужном направлении».

Григорий Ивлиев
, председатель Комитета Государственной думы по культуре:
«Жаль, что кинематографисты не интересуются и не обсуждают изменения в Законодательстве в области кино. Наш комитет также готов поделиться всеми межпарламентскими связями с кинематографистами».

Денис Молчанов, директор Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ:
«За 2 – 2, 5 года Правительство много сделало для развития киноиндустрии. Создан Совет по развитию кинематографии, Фонд, проводится реорганизация «Совэкспортфильма». Государство может сделать очень много, только заставить смотреть плохое кино оно не может».

Константин Эрнст, генеральный директор, Первый канал:
1.О ситуации внутри страны:
«Примерно семь лет назад
на экранах начали появляться российские фильмы, сборы от которых превышали даже сборы от американских блокбастеров. Возникла эйфория, поскольку еще 5 лет назад процентное соотношение российских и зарубежных фильмов составляло 36 к 74. А Первый канал с «Дозорами» не только заработал в международном прокате, но и подарил Голливуду вампирскую тему, ставшую суперпопулярной. Я имею ввиду «Сумерки» и подобные фильмы. Но эйфория прошла. Согласно опросу Первого канала, сейчас около 35% зрителей, выходящих из кинотеатров, говорят, что не хотели бы смотреть русское кино. Виноваты мы сами. «Яйца судьбы» и молочные железы Анны Семенович отвратили окончательно от российского кино зрителя. Мы их столько раз обманывали, а большая аудитория обмана не прощает. Дураки нам серьезно испортили площадку - и нас всех не устраивает эта ситуация…
2. О ситуации нашего кино за рубежом:
«…У наших фильмов невысокая
популярность внутри страны и, тем более, вне страны, наши картины практически не получают призы на международных кинофестивалях. Нас такая ситуация не устраивает. Мы очень разобщены, так мы никуда не уедем. Нам надо собраться и договориться, как жить дальше…В СССР продвижением советских картин занимался «Совэкспортфильм». Это был блестящий бренд, и теперь нам надо создать новую организацию, которая бы работала со всеми кинематографистами и со всеми международными институциями. Эта компания должна лоббировать интересы русского кино, используя государственные и спонсорские деньги».

3-я конференция Всероссийского форума «Кино России 2020» - «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино» 

Сергей Сельянов, вице-президент Гильдии продюсеров России, продюсер:
«Когда я сам стал заниматься дистрибуцией, то на своем опыте понял, почему они самые пугливые люди в нашей отрасли. В прокатной истории отвечаешь своими деньгами за чужой фильм. Для успешного проката наших фильмов за рубежом нужны дополнительные деньги, которые будут страховать, снижать риски локальных дистрибьюторов. Это европейская практика. Так делают в Италии, Франции, Германии. Может быть и у нас надо учредить Фонд, который работал на частные инвестиции, на деньги правообладателей фильмов и государственном финансировании… А насчет второй актуальной темы – совместного производства, то скажу, опять же, из собственного опыта. У меня есть четыре проекта по копродукции, и еще по двум мы судимся – в частности, по картине «Монгол», и выигрываем, надо сказать. А сам путь копродукции – очень непростой и даже местами «скользкий», так как многие зарубежные партнеры занимаются выжиманием средств и не заботятся при этом о продвижении фильма в прокат в собственных даже странах».

Алена Шумакова, отборщик по Восточной Европе Венецианского международного кинофестиваля:
«В фестивальной отборочной политике много зависит от культурного имиджа страны. Россия в целом за рубежом до сих пор воспринимается через стереотипы 60-х – оттепель, березки… И если российские кинематографисты желают вызвать к себе интерес европейских копродюсеров, следовало бы обновить на экране культурный имидж всей страны. Постараться уйти от эпигонства Тарковского и от «малохольности чернухи».

3-я конференция Всероссийского форума «Кино России 2020» - «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино», Сергей Сельянов, Леонид Верещагин, Вячеслав Тельнов

Лоран Данилю, управляющий директор Rezo Films, продюсер («Александра»):
«В России есть множество сюжетов, которые еще не сняты. А кино по ним могло бы заинтересовать европейского зрителя. Вспомните, какой прорыв был немецкого кино, когда в 2006 в прокате появился фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других».

Алексей Учитель, кинорежиссёр, народный артист России, художественный руководитель киностудии «Рок»:
«Чтобы стать успешным в премиальной истории («Золотой глобус», «Оскар»), также нужны деньги. Я помню, с какой жалостью на меня посмотрели в Лос-Анжелесе, когда узнали бюджет в 5 тысяч долларов для продвижения «Дневник его жены» и чуточку, благотворительно, помогли. А у Госкино не было строки в бюджете для «оскаровской» кампании. С фильмом «Край» ситуация была уже другая, благодаря Первому каналу. Мы были в номинации «Золотого глобуса». Был проделан большой и затратный труд. И все страны так поступают. Например, только Франция в «оскаровский» период устраивает в Лос-Анжелесе три недели своего кино. Российское же кино в Лос-Анжелесе никак не представлено. И убежден, что фильм нельзя в одиночку бросать на «Оскар». Продвижением фильма должен заниматься и российский «оскаровский» комитет».

Екатерины Мцутуридзе, «Совэкспортфильм»:
«В ближайшее время одним из приоритетных направлений работы нашей структуры станет учреждение в стратегически важных регионах кинокомиссий, которые помогали бы иностранным производителям в подборе мест для съемок и организации работы. Подобная организация уже давно функционирует в Свердловской области, на базе местной киностудии».

Михаил Чурбанов, генеральный директор Свердловской киностудии:
«У нас есть ландшафты. И мы готовы организовать и выстраивать грамотную логистику на Урале, нанимать профессионалов, чтобы привлекать к нам западных продюсеров и реализовывать в дальнейшем совместные кинопроекты».

3-я конференция Всероссийского форума «Кино России 2020» - «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино», Татьяна Шумова, Алексей Попогребский, Михаил Чурбанов 

Конференция завершилась в 17.10 правильными словами ее председателя Константина Эрнста: «Мы уже работаем 2 часа десять минут. Это метраж одного фильма. Если мы зрители – профессионалы, то не должны нарушать законов хорошего кино. Всем спасибо. До следующей встречи».

Смотрите также полный фоторепортаж с конференции

*****************************************************************************

Михаил Константинович Калатозов: «За две недели мы получили 500 рецензий и отзывов»

По традиции, заведенной на нашем портале, мы планировали интервью с одним ньюсмейкеров конференции. Но история советского кино посоветовала нам слегка скорректировать задачу. И потому в этот раз в роли ньюсмейкера выступит грандиозная персона. Итак, обладатель «Золотой пальмовой ветви» в Каннах за фильм «Летят журавли», режиссер «Соль Сванетии», «Валерий Чкалов», «Верные друзья», «Я – Куба», «Неотправленное письмо» Михаил Константинович Калатозов.
В первые послевоенные годы он занимал высокий пост начальником Главка по производству художественных фильмов в ранге замминистра кинематографии. В Канне в качестве руководителя советской делегации он был в 1946 году. Отчет секретарю Центрального комитета ВКП(б) товарищу Жданову о фестивальной командировке с 20 сентября по 5 октября и сегодня воспринимается как актуальный учебник по продвижению отечественного кино за рубежом. Если бы в свое время руководители советского государства прислушались к Михаилу Калатозову, то сегодня не было бы нужды проводить подобные конференции. Но, увы, предложения мастера остались не осуществленными.
Михаил Калатозов писал:

Подготовительная работа советской делегации в Париже и Канне
…Еще в Париже мы заготовили большое количество необходимой литературы, брошюр, либретто, афиш, издали два журнала, хорошо иллюстрированных, а также две книги о советской кинематографии. Вся эта литература, изданная на французском языке, необходима была для популяризации советской кинематографии.
Однако, приехав в Канн, мы столкнулись с таким положением, что все стенды, витрины и киоски, через которые мы надеялись распространять литературу о советской кинематографии, скуплены американцами, заплатившими за них бешеные деньги. Только небольшая часть оказалась в руках французов, и нам предоставили лишь один стенд.
Американцы делали все, чтобы никому не дать места для рекламы. Сами же зарабатывали колоссальные деньги, ибо вся реклама американцев была платная и давала значительную выручку.

Для популяризации наших картин мы избрали следующее: рядом с большим театром, где происходил фестиваль, выстроили громадный стенд, размером шесть на восемь метров, на котором было нарисовано красное знамя с надписью «СССР». Это яркое пятно сразу же привлекло внимание своим масштабом. Американская реклама, расположенная кругом на улицах, рядом с этим стендом выглядела маленькой и незаметной. Внизу стенда были выставлены фотокадры из наших кинокартин, у которых в продолжении всего фестиваля толпился народ, с любопытством их рассматривая. Каждый показ наших картин сопровождался бесплатной раздачей либретто, журналов и книг о советском кинематографе. Как оказалось в результате, реклама советских кинокартин — по оценке прессы — была лучшей…
…Советская делегация оказалась в центре внимания фестиваля. Даже правая пресса, за исключением нескольких газет, купленных американцами, вынуждена была положительно отозваться о советских картинах. Зa последние две недели было написано небывалое для советских картин количество рецензий и отзывов — более пятисот».

Предложения Михаила Калатозова по совместному производству фильмов и прокату:

…После победы советской кинематографии на фестивале к нам неоднократно обращались отдельные творческие работники и крупные кинокомпании с предложением организовать совместное франко-советское кинопроизводство, имеющее целью противопоставить себя американской киноэкспансии в Европу.
5 октября ко мне явилась официальная делегация ассоциации французских кинопродюсеров во главе с представителем Министерства информации (ведающее кинопромышленностью во Франции) с предложением заняться укреплением франко-советского киносотрудничества, организацией совместного кинопроизводства и проката. Делегаты прямо заявили, что в этом сотрудничестве они видят единственный выход спасения французской национальной кинематографии от американской киноэкспансии. Одно мое интервью по вопросу советского кинопроката стало предметом широкого обсуждения французских кинематографистов и было истолковано американцами как антиамериканское и поэтому весьма доброжелательно встречено французами.

Сейчас наступил второй этап работы с советскими картинами, когда нужно закрепить результаты, достигнутые на фестивале…
…и от системы пассивного проката — то есть когда прокат наших картин находится в зависимости от мелких кинопрокатчиков и владельцев хороших кинотеатров, как известно, определяющих успех картин, — перейти к системе активного проката, то есть к организации смешанных больших компаний, которые могли бы покупать или брать в аренду в столичных городах хорошие кинотеатры. Без такого рода театров широкий прокат невозможен. Приобретение кинотеатров после войны было делом нетрудным.

Сейчас американцы бросают колоссальные деньги, чтобы скупить все лучшие кинотеатры Европы. Если они достигнут этого, то будут полностью контролировать европейский кинорынок (исключая Балканы) и прекратят доступ советских картин. Существующие политические противоречия между американскими, французскими и другими странами дают нам еще возможность приобрести или получить в аренду ряд хороших кинотеатров. Эти вопросы могут быть решены за счет поступлений от наших картин.

…Нужно все усилия кинопропаганды сосредоточить в решающих странах. Так, например, Париж, как указывалось, определяет прокатную политику для таких стран, как Бельгия, Норвегия, Швеция, Голландия, Дания, Швейцария, Алжир, Марокко, Египет и западная зона Германии. Поэтому целесообразно организовать в Париже основную прокатную базу с дубляжной студией, переводящей картины на языки этих стран.

…Срочность решения вопроса о пропаганде советских идей в зарубежных странах средствами кино приобретает острую необходимость в связи с развернутым наступлением американцев на европейский кинорынок, наступлением, которое носит отнюдь не коммерческий характер. Вот выдержка из обращения ассоциации кинопредприятий, подписанного ее председателем, Эриком Джонстоном, к г-же Рузвельт:
«…В результате опыта последней мировой войны теперь получила общее признание мысль о том, что из всех когда-либо изобретенных средств распространения новых идей, информации и улучшения взаимного понимания между отдельными народами кино является самым могучим. На кино уже больше не смотрят, как только на орудие массового развлечения. Его способность информировать, просвещать и учить только теперь начинает осознаваться».

…На мой взгляд, в целях противодействия англо-американской пропаганде в Европе было бы целесообразно удовлетворить просьбу ряда левых и коммунистических групп творческих киноработников Франции, помочь их национальным усилиям в создании картин, направленных своим политическим острием против реакции и англо-американского блока…
…Производство это политически и экономически будет контролироваться нами. Если мы возьмем под наше влияние часть французской кинематографии и организуем широкое производство кинокартин в Германии и Австрии, в нашей зоне оккупации, то надо полагать, что ключевые позиции кинопропаганды в странах Европы будут принадлежать нам».
Руководитель советской делегации М. Калатозов

P.S.
Отчетом Михаила Калатозова с Витой Рамм поделился его внук, безвременно ушедший из жизни, режиссер Михаил Калатозишвили (1959-2009)
Автор:
Вита Рамм
Реклама