Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 июня 2011 12:33

Итальянцы пообещали россиянам приключение!

Итальянцы пообещали россиянам приключение!

27 июня 2011 года в рамках 33 Московского международного фестиваля официально открылась деловая площадка смотра – Moscow Business Square, первым ключевым мероприятием которой стал круглый стол, посвященный российско-итальянскому сотрудничеству «Россия – Италия. Новые возможности совместного кинопроизводства и дистрибуции», в котором приняли участие как чиновники и должностные лица самого высокого уровня, так и представители крупнейших продюсерских компаний Италии.

Алена Шумакова, координатор программы итальянского кино в России напомнила всем присутствующим в зале, что 2011 год объявлен в нашей стране Годом Италии, поэтому не только во время ММКФ, но и на протяжении оставшихся до января месяцев россиян ждет насыщенная культурная программа наших итальянских друзей и единомышленников в искусстве и жизни. В ноябре 2010 года был подписан специальный договор между Россией и Италией, касающихся возможной копродукции фильмов, и организация этого круглого стола Фондом Кино (который на встрече представляла Елена Романова) стала прямым продолжением пути налаживания взаимовыгодного сотрудничества двух держав в области кинематографа.

Но с главной приветственной речью выступил, как это и подобает его статусу, Никола Борелли, глава Департамента по кинематографии Министерства культуры Италии. По его словам, сейчас настал момент, когда у России и Италии появился реальный шанс наладить совместное взаимовыгодное фильмопроизводство, и необходимо наверстать и реализовать упущенные за прошедшие годы возможности. Вспоминая удачные примеры общих постановок еще в советское время, а также огромный вклад и итальянского, и русского киноискусства в мировое наследие, Никола Борелли заявил, что на сегодняшний день итальянским правительством приняты ключевые решения, способствующие копродукции Италии со всем миром. В частности, введены налоговые привилегии. Уже работают похожие схемы с Аргентиной и Бразилией, а Россия может легко перенять этот позитивный опыт.

Тем более, что киноиндустрии наших стран находятся на примерно одинаковом уровне развития. Преодолев кризис 90-х, национальный кинематограф начинает возрождаться, как в области коммерческого, так и в сегменте фестивального кино. Стоимость кинопроизводства также одинакова (бюджеты итальянских картин варьируются от 0,5 млн. до 12 млн. евро, средний показатель – 2,3 млн. евро). А если посмотреть валовый прокат, то в 2010 году российские залы собрали $1,048 млрд., а итальянские $1,027 млрд. Так что двум странам – миллиардершам действительно есть о чем поговорить и «по душам», и по бизнес-планам.

Между тем, как справедливо отметила Алена Шумакова, задачей всех мероприятий в рамках года Италии в России является приучение нашего современного кинозрителя смотреть итальянские картины в прокате. Пока доля итальянского кинематографа в графике релизов на территории РФ незначительна, особенно если вспомнить, каким успехом ленты с родины Феллини и Антониони пользовались у советского зрителя.

Не впечатляют пока цифры сотрудничества России и Италии и Лучано Совена, главу Чинечитта Луче, который вспомнил лишь один успешный пример российско-итальянской копродукции за последние годы – проект «Десять зим». Это фильм выходил в ограниченный российский прокат (сборы около $16 тысяч), а вот в Италии прошел значительно успешнее. Хотя и в нашей стране не избежал своего момента славы, победив на фестивале дебютов в Ханты-Мансийске.

Также господин Совена отметил, что в Италии многие фильмы снимаются на деньги крупных телеканалов, а независимым студиям приходится выдерживать с ними тяжелую конкуренцию. Но, в то же время, именно независимые итальянские картины ездят по крупнейшим МКФ и привозят с них ценные призы и награды, доказывая художественную состоятельность современного итальянского кино, которое, даже несмотря не небольшие бюджеты, совсем не скучное. Прошли времена, как сказал глава Чинечитта Луче, когда весь фильм снимался в «одной комнате с двумя подушками».

Российское кино испытывает похожие трудности. Денег на голливудоподобные фильмы в жанре экшен или фантастики просто нет, поэтому лидирующие позиции в этом плане занимают комедии и, как выразился Лучано Совена, «медитативные», фестивальные авторские работы. Но в комедиях также можно выразить художественную ценность, ведь «трагизм» и «художественное высказывание» – это далеко не синонимы. Показывать высокий класс киноискусства можно в любом жанре.

Со своей стороны, Чинечитта Луче, которая уже давно занимается дистрибьюцией российских фильмов на территории Италии, берет под свое крыло и копродукционные проекты, обязуясь прокатывать их «в лучшем виде». Также Институт будет пристально следить за всем процессом создания и жизни фильма – от работы над сценарием до графиков съемок и реализацией – это, по словам Лучано Совена, особая стратегически важная часть их деятельности. Как и продолжать тесное общение с российскими коллегами, «особенно с женщинами» - добавил, вызвав одобрительные улыбки зала, господин Совена.

По подписанному между Россией и Италией договору планируется производить в год 2 совместных проекта (возможно больше, если «дело пойдет»). Сейчас в разработке уже находятся два фильма, один из которых, под условным названием «Прогулка-2» является парафразом знаменитого фильма Алексея Учителя, только местом действия станет итальянский городок, через который создатели хотят показать красоту и величие всей Италии, ее глобальное культурное значение для мирового искусства.

Более подробно тему налоговых привилегий (которые уже год действуют!) раскрыл на встрече Марио Ла Торре, советник Министерства культуры Италии. Для совместных кинопостановок предусмотрена льгота в виде отчисления НДС в счет производства, бюджет фильма, таким образом, получит выгодную прибавку. Но и для иностранных картин, только снимающихся на территории Италии (в 2010 году там, например, прошли съемки голливудского блокбастера «Турист» с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом), предусмотрено отчисление 25% НДС.

Для реализации копродукции в этом плане есть две схемы:
1.    Российский копродюсер пользуется итальянскими льготами и кредитами через своего местного партнера.
2.    Российский копродюсер оформляет в Италии документы юридического лица и получает свою часть компенсации.

Полезным для всех кинематографистов, кто собирается осуществить копродукцию, стало выступление Ульяны Ковалевой, одного из продюсеров той самой ленты «Десять зим», которая поделилась тремя главными принципами подготовки и реализации международных проектов.
1.    Изучить законодательство страны, в которой планируете снимать кино. У каждой системы есть свои плюсы и минусы. Поэтому лучше не брать в партнеры более 3 стран, иначе только на изучение разных систем и путей их идеального пересечения у вас уйдет очень много времени.
2.    В любой стране мы, прежде всего, иностранцы, и различий менталитета не избежать. Поэтому в копродукции очень важен человеческий фактор, необходимо знать всех своих коллег-партнеров достаточно близко, организовывать неформальные встречи, ездить друг к другу в гости. Личные отношения помогут решить множество вопросов в процессе фактической реализации проекта.
3.    Обязательно нужно самым тщательным образом продумать все пункты и подпункты двухстороннего международного контракта. И чем этих пунктов будет больше – тем меньше проблем у вас возникнет впоследствии.
Копродукция, по словам Ульяны, не должна быть самоцелью. Отталкиваться нужно от конкретного проекта, и если он требует участия другого государства – тогда вперед, дерзайте, и все получится!

Конечно же, лимит времени встречи позволил лишь наметить пути стратегического сотрудничества двух великих кинодержав: Италии и России. Тем не менее, положительные результаты мероприятия очевидны – все возможности озвучены, копродукции дан зеленый свет и множество привилегий со стороны итальянских властей. Уже в 2012 году нас ждут первые российско-итальянские фильмы, произведенные по новой схеме взаимодействия. Настанет время и подведения первых итогов этого глобального проекта. И как сказал один из итальянских продюсеров, призывая россиян смелее участвовать в создании совместных постановок, «съемки в Италии – это не процесс, это приключение!». Так что и нам, и всем зрителям осталось только с головой окунуться в эту приключенческую жизнь.
Автор:
Андрей Гаврилов

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Итальянское кино

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама