Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 июля 2011 18:09

Российское кино: По-новому о вечном

Российское кино: По-новому о вечном

Одна из самых любопытных программ 2-го Одесского международного кинофестиваля, проходящего в период с 15 по 23 июля 2011 года, называется «Новое российское кино». Ее показы завершились 21 июля. В рамках рубрики демонстрировались фильмы с концептуальным чувством юмора, при этом особое внимание было уделено мировой литературной классике. 

В программе были показаны четыре картины: «Два дня» Авдотьи Смирновой, «Гамлет. ХХI век» Юрия Кары, «Громозека» Владимира Котта и «Пять невест» Карена Оганесяна. При этом тематически к этим лентам можно отнести и «Анну Каренину» Сергея Соловьева, показ которой прошел в рамках программы «Гала премьеры». Стоит отметить, что помимо представления картин публике прошли и пресс-конференции с создателями указанных киноработ, которые по насыщенности и подаче материала ничуть не уступали самим фильмам. 

Евгений Гиндилис: «Громозека» - это новый русский блокбастер» 

Так, 19 июля прошла пресс-конференция, посвященная фильму Владимира Котта “Громозека”. Картину представлял продюсер Евгений Гиндилис. Прежде всего он рассказал о фестивальной и прокатной истории фильма: “Фильм очень хорошо приняли на кинофестивалях в Нью-Йорке и Сиэтле, а на Международном кинофестивале в Роттердаме фильм был удостоен приза зрительских симпатий. Сейчас фильм вышел в прокат в России и был тоже очень тепло принят зрителями. На Одесском международном кинофестивале мы надеемся привлечь внимание украинских дистрибьюторов и показать “Громозеку” широкой аудитории в Украине”. 

Фильм, по словам продюсера, адресован категории зрителей 35+: «Для Володи участие в его фильме супергероев нашего детства было принципиально. - отметил Евгений Гиндилис, имея ввиду Буратино, Красную Шапочку, братьев Торсуевых и других. - Таким образом частная история главных персонажей вышла на более глобальный уровень – в кадре не три растерянных человека, а целое потерянное поколение”. При этом супергерои старшего поколения соседствуют с супергероями молодого поколения (так, одну из небольших ролей в картине исполнила Валерия Гай Германика, уже ставшая культовой фигурой российского кинематографа). 

Сергей Соловьев: «Настоящее кино должно быть любительским» 

20 июля состоялась пресс-конференция Сергея Соловьева, на которой он рассказал о своем фильме «Анна Каренина». Режиссер посоветовал смотреть его картины в таком порядке: «Асса», «2-АССА-2», «Анна Каренина», объяснив это так: «Когда я посмотрел эти фильмы в таком порядке, я сам в первый раз понял, что же я имел в виду». Одним из ключевых моментов встречи было обсуждение необходимости и целесообразности экранизации классических литературных произведений. Этот вопрос едва ли не каждый день поднимается на фестивале. Сергей Соловьев в этом отношении весьма категоричен: «Да, ставить классику нельзя, но ставить то, что происходит в башке у каждого нормального человека после прочтения классики - необходимо». Однако, по замечанию мастера, ни в коем случае нельзя осовременивать классику, потому что это «варварство и издевательство». Главным показателем состоятельности экранизации для Соловьева является желание зрителей перечитать первоисточник после просмотра фильма – тогда режиссер достиг своей цели. 

Сергей Соловьев поведал любопытную историю, произошедшую незадолго до съемок «Анны Карениной»: «Когда Ричард Гир, с которым у меня дружеские отношения, узнал о моих намерениях поставить «Анну Каренину», то предупредил меня: «Будь осторожен с этой экранизацией. 99,9% женщин Голливуда мечтают сыграть Каренину, но никто из них ее не читал. Правда, все знают, что в конце было что-то про поезд». Этим, пояснил Сергей Соловьев, частично объясняется детальная и натуралистичная сцена гибели Карениной в его фильме. 

Не обошел вниманием Сергей Соловьев и вопрос о сущности кино. По его мнению, сила советского кинематографа заключалась в следующем: «Все снимали любительское кино, любя кино. Любя кино! Не цифры сборов, а кино». Создатели фильмов занимались посланием миру снов сумасшедшего, а все великие люди были психопатами. Пока это лицо потеряно, но надежда есть, так как есть еще талантливые сумасшедшие. 

Юрий Кара: «У каждого поколения должен быть свой Гамлет» 

21 июля состоялась пресс-конференция по фильму «Гамлет. ХХI век». Представлял картину режиссер Юрий Кара. После просмотра ленты журналисты не могли не отметить, что Ю.Кара придерживается иной позиции в отношении осовременивании классики, нежели С.Соловьев. Как прокомментировал сам режиссер: «Я не вижу ничего плохого в том, чтобы говорить с публикой на ее языке. Я просто придал вечному произведению современное звучание, поместив героев в условия, понятные нынешней молодежи. В противном случае они едва ли смогли бы воспринять мой фильм на должном уровне, понять его, проникнуться им». Для этого режиссеру очень важен был возраст Гамлета – он должен был быть молодым человеком: «Смоктуновский сыграл Гамлета, когда ему было 40. Мне же хотелось видеть в этой роли молодого актера. Мой фильм адресован нынешней молодежи, а они скорее поймут своего сверстника, нежели моего». 

Стоит отметить, что это уже не первая экранизация, которую осуществил Кара: недавно на экраны вышел фильм «Мастер и Маргарита», практически 20 лет пролежавший на полке из-за конфликта с авторскими правами. Также в его активе «Воры в законе» (по рассказам Фазиля Искандера), «Пиры Валтасара» (также по мотивам произведений Ф.Искандера») и другие работы, в основе которых лежат литературные источники. 

Но главным предметом обсуждения стала последняя на данный момент работа Кары – «Гамлет. ХХI век». Он объяснил, в чем кроется ключ к пониманию характера главного героя: «Гамлет должен быть собой. Он должен думать и выбирать сам. Человек может быть интересен другим, только если он личность». Юрий Кара очень тщательно работал с материалом. Он начал с того, что прочитал все имеющиеся переводы пьесы Шекспира: «Я прочитал много переводов, около 36. Потом ознакомился с оригиналом и отметил для себя, что у Шекспира все по-другому. А перевод Пастернака вообще задал совсем другой тон многим сценам. Поэтому я решил вернуться к истокам и самому попытаться интерпретировать, что именно хотел сказать Шекспир той или иной фразой». 

В целом же позиция Юрия Кары относительно «Гамлета» может быть выражена словами Аристотеля, с которых и началась пресс-конференция: «История говорит о том, что было, а искусство – о том, что должно быть”.
Автор:
Фаина Фардо
Реклама