Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 сентября 2011 15:17

7-й Казанский фестиваль мусульманского кино: Подводя итоги

7-й Казанский фестиваль мусульманского кино: Подводя итоги

11 сентября 2011 года в Казани завершился 7-ой международный кинофестиваль мусульманского кино. Итоги смотра можно определить единственным словом – перепутье. И каков будет следующий, 8-ой фестиваль, зависит теперь от способностей, а главное – желания оргкомитета проанализировать сделанную работу.

Хотелось бы пожелать организаторам пересмотреть сроки проведения фестиваля и в дальнейшем избегать совпадений с параллельно идущим кинофестивалем в Венеции. И пора уже сформировать постоянную группу отборщиков, которые бы работали на фестиваль круглый год.

Седьмой год показал, что назревает кризис программ, что просто невероятно. Особенно огорчил подбор фильмов для конкурса игрового кино. Жюри под руководством Владимира Хотиненко вышло из щекотливого положения весьма элегантно, отметив мало-мальски пригодные для наград картины и их создателей.

Но с решением жюри по документальному кино лично я не согласилась. Награду получил фильм Никоса Мегрелиса (Греция) под названием «Стрелять или снимать» (Shooting vs Shooting) о журналистах, погибших или раненых во время войны в Ираке. Однако сам фильм скорей напоминает расследование, снятое для телевидения – много говорящих синхронов. И потому жаль, что жюри не заметило большой и качественный труд индийского документалиста Ашвина Кумара «Иншаллах, футбол!» (Inshallah, football!). Фильм снимался в проблемном штате Индии – Кашмире, а место действие – футбольная академия аргентинца Маркоса, в которой мальчишки получают не только азы игры, но и другое ощущение мира. Их уже невозможно увлечь политической риторикой и зазвать на улицы, чтобы кидать камни или бутылки с взрывной смесью в правительственные войска (в штате сильны сепаратистские настроения). Вместо уличных боев мальчишки предпочитают великую игру. Камера не вмешивается в насыщенную жизнь героев, но она наблюдательна и успевает подмечать выразительные детали. Фильм с большим напряжением был встречен цензурным комитетом Индии, и понадобилась поддержка прессы, чтобы его увидел зритель.

Обошло вниманием жюри и американский фильм «Святые воины» (Holy wars) Стивена Маршала. Режиссер в одном кинопространстве столкнул двух проповедников: евангелического и мусульманского. Интрига усиливается еще и тем фактом, что мусульманин – на самом деле экс-католик из Ирландии, ставший на новый путь в восточной тюрьме: «раньше я пил, наркоманил, нарушал нравственные законы. Но, получив шанс изучить ислам, я его принял всей душой» - так говорит о себе Халид Келли (быв. Терри Келли). Теперь в свободное от работы детским врачом время, Халид ксерокопирует листовки (отрезая от них выходные мусульманской организации) и идет проповедовать на улицы Лондона. Его вера в ислам настолько сильна, что он в итоге отправляется в Пакистан. Однако там воинствующему неофиту местные власти не оказали ожидаемого уважения и понимания. И тогда Халид делает решительный шаг и переходит на земли, которые контролируются талибами.
Ожидался вопрос – почему врач меняет белый халат на камуфляжную форму и учится стрелять. Но режиссер его герою так и не задал. Зато американский евангелист Аарон Тейлор использует свой шанс из воинствующего пропагандиста христианских ценностей стать размышляющим человеком. Он совсем другой, нежели в начале фильма, убежденный в своей христианской правоте решать судьбы мира. К концу он все чаще задумывается о том, насколько воинственный Запад сам стал провокатором многих конфликтов современного мира. И будь моя воля, лучшую мужскую роль я бы отдала именно Аарону Тейлору за реальное воплощение на экране девиза фестиваля «Диалог культур через культуру диалога».

В кулуарах фестиваля обсуждали и игровой фильм «Чужая» ((When we leave) режиссера Фео Аладаг из Германии. Прежде, чем попасть в Казань, фильм был показан на многих фестивалях мира и собрал солидный букет призов, включая награды Трайбеки и Европарламента. И жюри 7-ого Казанского фестиваля мусульманского кино наградило исполнительницу главной роли Сибель Кекилли. Немецкая актриса турецкого происхождения, напомню, ярко дебютировала в фильме Фатиха Акина «Головой о стену». И в этом фильме влияние первой роли очевидно. Но история молодой женщины, стремящейся вырваться из традиционных устоев, показана все-таки с одной стороны. Не зря обсуждающие и осуждающие ситуацию говорят о патриархальном давлении семьи и положительно оценивают попытки героини бороться за себя и сына. Но в диалоге культур надо выслушать и другую сторону. Позволю процитировать статью Айсылу Мирхановой, (опубликованной в Интернет-журнале www.kazan-journal.ru):
«…в течение без малого двух часов создатели «Чужой» словно убеждают зрителя в существовании некоего зла, воплощённого в образе одной семьи, принадлежащей, кстати, к определённой этнической и религиозной группе. «Образ врага» показан на грубом контрасте, вся история упакована в удобоваримую форматную оболочку, а довершает впечатление шокирующая развязка фильма, где вместо предполагаемой Умай погибает мальчик. Шок, как известно, один из эффективных и распространённых приёмов социальной рекламы, поэтому в конце крышу снесёт многим…»

И, пожалуй, я соглашусь с уважаемой Айсылу в том, что фильм невольно подсказывает – любая семья, в которой сильны патриархальные устои, сопротивляется, защищается от собственных нарушителей. И в этом вопросе все фундаменталисты – и старообрядцы, и католики, и православные, и мусульмане – ничем не отличаются друг друга. Каждый готов отстаивать свою правоту. До крови. Но кино может смягчать нравы… И в этом главная миссия кинофестиваля мусульманского кино в Казани.

Обладатель главного приза фестиваля «Мой впечатляющий кинотеатр» режиссера Лу Янг из Китая в конкурсную программу попал по рекомендации Веры Лангеровой, киноведа из Чехии, консультанта МКФ в Карловых Варах.
Автор:
Вита Рамм
Реклама