Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 мая 2013 13:52

66 Каннский кинофестиваль: Программа сосредоточилась на проблемах взросления

66 Каннский кинофестиваль: Программа сосредоточилась на проблемах взросления

Последние годы в начале Каннского фестиваля всякий раз посещает грустная мысль: неужто Бог разлюбил кино и пытается донести до нас это, проливая гекалитры воды с неба прямо на головы приехавших на открытие фестиваля звезд? Но проходит день-другой, солнце пробивается с мрачных небес, хорошее кино набирается в копилке мозга, и думаешь: да нет, не разлюбил, наоборот – любит, но испытывает, как самых любимых.

15 мая 2013 года отгремели фанфары открытия, пофорсили на красной дорожке кинематографические красотки, публика перевела дух от лицезрения Леонардо Ди Каприо, поспорила о карнавальном «Великом Гэтсби», снятом один в один как «Мулен Руж» того же База Лурманна. Да и занялась будничными фестивальными делами.

кадр из фильма "Великий Гэтсби"

А дел навалилось сразу много. Началось с Франсуа Озона, который привез на Лазурный берег свой новый фильм «Молодая и красивая». Это точный перевод «Jeune et jolie», но в российском прокате фильм пойдет под названием «Всего 17». Все-таки русские прокатчики не устают интриговать нас таинственными изгибами своего мышления. Озон всегда ходит по какой-то невидимой границе, за которой кончается эпатаж и начинается пошлость. Фокус в том, что все те двадцать лет, что он снимает кино, ему удается с бОльшим или меньшим успехом эту границу не переходить.

кадр из фильма "Всего 17"

В новом фильме Озон исследует проблему взросления, а поскольку он, похоже, носит в кармане маленького ручного Фрейда, любая проблема, а взросления – в первую очередь – вырастает у него из осознания героями собственной сексуальности и попыток экспериментировать с собственным телом. Изабель, 17-летняя студентка из приятной буржуазной семьи, после потери девственности отправляется на поиски острых ощущений, который ей явно не в состоянии предоставить жизнь в ее приятном окружении. Изабель идет по пути бунюэлевской «Дневной красавицы»: вечерами она дома, днем – подрабатывает проституткой. Выбирая пожилых отцов семейства в качестве партнеров, героиня вдруг обнаруживает, что находит с ними общий язык легче, чем с собственными родителями. Тем более что в отношениях с клиентами нет и толики того лицемерия, которым пронизано все знакомое ей общество.

кадр из фильма "Элитное общество"

Другой молодняк ищет острых ощущений в новой ленте недавно ставшей любимицей Канн Софии Копполы. Ее лента «Элитное общество» насмешлива и зла. И ощущение злой насмешки усилено тем, что носителями новой планетарной морали становятся подростки, почти дети. Но если героиня Озона идет к взрослению через секс, то герои Копполы – четыре девочки и один мальчик – выбирают стезю столь же скользкую, сколь и неблагодарную. Они выбирают дома знаменитостей, отслеживают их перемещения и в их отсутствие подчищают дома, вынося одежду, драгоценности, понравившиеся вещицы. Нет, они не продают потом краденое – они радостно фотографируются в ворованных вещах, вывешивая потом фотографии в соцсетях, и долго потом ловят на себе завистливые взгляды – им ведь удалось прикоснуться к заветному, закрытому от чужих глаз, миру.

кадр из фильма "Элитное общество"

Но самое забавное в том, что когда юную банду разоблачают, популярность подростков начинает совсем зашкаливать, и вот уже самая бойкая, Никки (ее сыграла Эмма Уотсон, Гермиона из «Гарри Поттера»), раздает интервью, где делится своими соображениями о смысле жизни, о добре и зле. Получается, что взросление не несет ответов на вопросы – лишь гуще становится порок.

кадр из фильма "Прошлое"

Двухлетней давности Берлинский победитель, обладатель «Золотого медведя» иранец Асгар Фархади сменил пригревший его холодный февральский Берлин на теплые майские Канны и привез сюда свою новую работу – «Прошлое». Картина, которая начинается аналогично его предыдущему фильму «Развод Надера и Симин», тоже крутящаяся вокруг развода, постепенно вырастает в трагическую драму о невозможности не только счастья, построенного на чужом несчастье, но и невозможности счастья вообще, в принципе. Предстоящий развод французской сотрудницы аптеки с иранским мужем становится отправной точкой долгого путешествия в темные уголки душ каждого из героев, которых здесь много – трое детей и трое взрослых. Отличная французская актриса Беренис Бежо (ставшая известной в России благодаря главной женской роли в оскароносном «Артисте»), на которой поначалу держится актерский состав, постепенно словно отпускает «бразды правления», позволяя выйти на авансцену двум замечательным актерам – Тахару Рахиму алжирского происхождения и иранцу Али Муссафе.

кадр из фильма "Прошлое"

Фархади постепенно становится самым интересным и модным иранским режиссером, что радует – само по себе иранское кино перестало быть в центре внимания синефилов после того, как Аббас Киаростами стал снимать в Европе, Джафар Панахи вовсе перестал снимать по причинам, от него не зависящим, Мохсен Махмальбаф обосновался в Афганистане и занимается по большей части гуманитарными проектами.
Автор:
Нина Ромодановская
Реклама