22 мая 2013 13:45
66 Каннский кинофестиваль: Европейское кино уступает в свежести и новизне азиатскому
Обычно к середине фестиваля худо-бедно, но определяется хотя бы один фаворит. Это не обязательно фильм, которому критики в своих рейтингах поставили высший балл. Обычно это работа, посмотрев которую, все выдыхают дружное «оххх»! Например, в прошлом году таким «оххх!» стала «Любовь» Михаэля Ханеке. Кому-то она понравилась больше, кому-то меньше, но то, что это – Событие, было ясно всем.
В этом году фаворита пока нет. Правда, международная пресса вывела в лидеры «Внутри Льюина Дэвиса», поставив ему средний балл 3,5 из пяти возможных, но всем известно, что мнение небольшой группы пишущих людей не играет никакой роли в момент распределения призов.
Впрочем, «Внутри Льюина Дэвиса» и правда симпатичен донельзя. Это история стопроцентного неудачника, без всяких «но» и без всяких перспектив. Зрителю, окружению героя и самому герою это с самого начала яснее ясного. Герой, Люин Дэвис – фолк-певец, творивший еще до Боба Дилана, поэтому, возможно, сравнивать ему себя было не с кем. Коэны, как всегда, необычайно грустны, в меру нежны и не оставляют никому ни малейших надежд. За остроумием и юмором безнадега видна не сразу, но, раз усвоив ее, ищешь и находишь ее в каждом фильме плодовитых братьев.
Отвлекшись от основного конкурса, попробуем на время обратиться к смыслам более печальным. А именно – к нашему присутствию в Каннах. На сей момент показали фильм Таисии Игуменцевой «Отдать концы», впереди – «Майор» Юрия Быкова. Так вот – тем, кто говорит, что мы должны всегда, при любом раскладе защищать отечественного производителя, заметим: если отечественный производитель думает, что кино – это набор штампов, исполненных со всей большевистско-самодеятельной прямотой и простотой, снятый статичной камерой, перед которой стоят, не зная, куда девать руки, актеры, произносящие текст, словно придуманный бездушным Гуглом, - такое кино пусть поддерживает сам производитель. К сожалению, не все знают, что фильм Игуменцевой попал в Канны исключительно согласно регламенту – поскольку она в прошлом году победила со своей короткометражкой в «Синефондасьоне», любой ее новый фильм обязан быть представленным в Каннах. Напоминаем это для того, чтобы никому не было стыдно за руководство фестиваля. Оно не виновато.
По большому счету оно не виновато и в том, что пригласило в конкурс новую картину Валерии Бруни-Тедески «Замок в Италии» - все-таки родственница вчерашнего президента Саркози, сестра Карлы Бруни. А то, что сняла бабский короткий сериал – по крайней мере, по качеству вложенных профессиональных средств – ну не отвечать же за каждую родственницу президента. Тем более вчерашнего...
Вообще, надо сказать, европейская киногвардия слабеет на глазах. Паоло Соррентино со своей псевдофеллиниевщиной «Великой красотой» (правда, Тони Сервилло хорош и тут, но играть ему тесно и скучно). Арно Деплешен, пригласивший в свой фильм «Джимми П.» двух первоклассных актеров – Бенисио дель Торо и Матье Амальрика, - лишь усугубил ситуацию, заставив зрителя ждать от истории про лечение контуженного индейца настоящей, мастерски разыгранной интриги. Но получилось тоскливое, перегруженное словами и психологическими подробностями вялое действо.
То ли дело – Восток. Тончайший Коре-еда Хироказу с фильмом «Что отец, что сын» - о тяжкой проблеме, вставшей перед двумя семьями, узнавшими, что их детей перепутали в роддоме. Неужели в современном японском обществе столь сильны самурайские традиции, объявляющие голос крови самым громким и важным?
Обладатель «Золотого медведя» Берлинского фестиваля прошлого года Асгар Фархади, кажется, стал самым модным иранским режиссером, учитывая, что недавний любимец публики Аббас Киаростами снимает теперь в Европе, Джахар Панахи, будучи в заточении, не снимает вовсе, а Мохсен Мамальбаф занялся гуманитарной деятельностью, осев в Афганистане. Фархади опять снял про развод – фильм «Прошлое» сделано хоть и моментами неоправданно запутанно с точки зрения психологии нормального человека, но достойно и крепко по всем позициям. Беренис Бежо, французская актриса, звезда недавнего оскароносного «Артиста», играет замученную детьми, беременностью, бойфрендом-иранцем и бывшим мужем (тоже иранцем) женщину, для которой существует лишь настоящее и будущее. Но оказывается, что прошлое – оно куда сильнее, оно в состоянии разрушить настоящее и помешать будущему.
Впрочем, присутствие множества бессмысленных европейских фильмов в конкурсе окупается неожиданно ярким и свежим «пришельцем» из Голландии – «Боргманом» Алекса фон Вармердамма. Вот уж где собраны все комплексы, страхи и заморочки современного европейского общества, помешанного на чувстве вины по отношению к неимущим, слепой нежности к Библии и разбухшей политкорректности.
В этом году фаворита пока нет. Правда, международная пресса вывела в лидеры «Внутри Льюина Дэвиса», поставив ему средний балл 3,5 из пяти возможных, но всем известно, что мнение небольшой группы пишущих людей не играет никакой роли в момент распределения призов.
Впрочем, «Внутри Льюина Дэвиса» и правда симпатичен донельзя. Это история стопроцентного неудачника, без всяких «но» и без всяких перспектив. Зрителю, окружению героя и самому герою это с самого начала яснее ясного. Герой, Люин Дэвис – фолк-певец, творивший еще до Боба Дилана, поэтому, возможно, сравнивать ему себя было не с кем. Коэны, как всегда, необычайно грустны, в меру нежны и не оставляют никому ни малейших надежд. За остроумием и юмором безнадега видна не сразу, но, раз усвоив ее, ищешь и находишь ее в каждом фильме плодовитых братьев.
Отвлекшись от основного конкурса, попробуем на время обратиться к смыслам более печальным. А именно – к нашему присутствию в Каннах. На сей момент показали фильм Таисии Игуменцевой «Отдать концы», впереди – «Майор» Юрия Быкова. Так вот – тем, кто говорит, что мы должны всегда, при любом раскладе защищать отечественного производителя, заметим: если отечественный производитель думает, что кино – это набор штампов, исполненных со всей большевистско-самодеятельной прямотой и простотой, снятый статичной камерой, перед которой стоят, не зная, куда девать руки, актеры, произносящие текст, словно придуманный бездушным Гуглом, - такое кино пусть поддерживает сам производитель. К сожалению, не все знают, что фильм Игуменцевой попал в Канны исключительно согласно регламенту – поскольку она в прошлом году победила со своей короткометражкой в «Синефондасьоне», любой ее новый фильм обязан быть представленным в Каннах. Напоминаем это для того, чтобы никому не было стыдно за руководство фестиваля. Оно не виновато.
По большому счету оно не виновато и в том, что пригласило в конкурс новую картину Валерии Бруни-Тедески «Замок в Италии» - все-таки родственница вчерашнего президента Саркози, сестра Карлы Бруни. А то, что сняла бабский короткий сериал – по крайней мере, по качеству вложенных профессиональных средств – ну не отвечать же за каждую родственницу президента. Тем более вчерашнего...
Вообще, надо сказать, европейская киногвардия слабеет на глазах. Паоло Соррентино со своей псевдофеллиниевщиной «Великой красотой» (правда, Тони Сервилло хорош и тут, но играть ему тесно и скучно). Арно Деплешен, пригласивший в свой фильм «Джимми П.» двух первоклассных актеров – Бенисио дель Торо и Матье Амальрика, - лишь усугубил ситуацию, заставив зрителя ждать от истории про лечение контуженного индейца настоящей, мастерски разыгранной интриги. Но получилось тоскливое, перегруженное словами и психологическими подробностями вялое действо.
То ли дело – Восток. Тончайший Коре-еда Хироказу с фильмом «Что отец, что сын» - о тяжкой проблеме, вставшей перед двумя семьями, узнавшими, что их детей перепутали в роддоме. Неужели в современном японском обществе столь сильны самурайские традиции, объявляющие голос крови самым громким и важным?
Обладатель «Золотого медведя» Берлинского фестиваля прошлого года Асгар Фархади, кажется, стал самым модным иранским режиссером, учитывая, что недавний любимец публики Аббас Киаростами снимает теперь в Европе, Джахар Панахи, будучи в заточении, не снимает вовсе, а Мохсен Мамальбаф занялся гуманитарной деятельностью, осев в Афганистане. Фархади опять снял про развод – фильм «Прошлое» сделано хоть и моментами неоправданно запутанно с точки зрения психологии нормального человека, но достойно и крепко по всем позициям. Беренис Бежо, французская актриса, звезда недавнего оскароносного «Артиста», играет замученную детьми, беременностью, бойфрендом-иранцем и бывшим мужем (тоже иранцем) женщину, для которой существует лишь настоящее и будущее. Но оказывается, что прошлое – оно куда сильнее, оно в состоянии разрушить настоящее и помешать будущему.
Впрочем, присутствие множества бессмысленных европейских фильмов в конкурсе окупается неожиданно ярким и свежим «пришельцем» из Голландии – «Боргманом» Алекса фон Вармердамма. Вот уж где собраны все комплексы, страхи и заморочки современного европейского общества, помешанного на чувстве вины по отношению к неимущим, слепой нежности к Библии и разбухшей политкорректности.
Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes
21.03.2024
Премьера «Фуриосы: Хроники Безумного Макса» состоится на 77 Каннском кинофестивале
21.03.2024
77 Каннский кинофестиваль назвал имена шести молодых резидентов
19.03.2024
Автором киарта Двухнедельника режиссеров 77 Каннского кинофестиваля стал Такеши Катано
08.03.2024
Главная героиня в кино и в жизни: с 8 Марта!
05.03.2024
Фильмы, которые могут попасть на предстоящий Каннский кинофестиваль
Реклама