Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 мая 2013 13:45

66 Каннский кинофестиваль: Европейское кино уступает в свежести и новизне азиатскому

66 Каннский кинофестиваль: Европейское кино уступает в свежести и новизне азиатскому

Обычно к середине фестиваля худо-бедно, но определяется хотя бы один фаворит. Это не обязательно фильм, которому критики в своих рейтингах поставили высший балл. Обычно это работа, посмотрев которую, все выдыхают дружное «оххх»! Например, в прошлом году таким «оххх!» стала «Любовь» Михаэля Ханеке. Кому-то она понравилась больше, кому-то меньше, но то, что это – Событие, было ясно всем.

В этом году фаворита пока нет. Правда, международная пресса вывела в лидеры «Внутри Льюина Дэвиса», поставив ему средний балл 3,5 из пяти возможных, но всем известно, что мнение небольшой группы пишущих людей не играет никакой роли в момент распределения призов.

Впрочем, «Внутри Льюина Дэвиса» и правда симпатичен донельзя. Это история стопроцентного неудачника, без всяких «но» и без всяких перспектив. Зрителю, окружению героя и самому герою это с самого начала яснее ясного. Герой, Люин Дэвис – фолк-певец, творивший еще до Боба Дилана, поэтому, возможно, сравнивать ему себя было не с кем. Коэны, как всегда, необычайно грустны, в меру нежны и не оставляют никому ни малейших надежд. За остроумием и юмором безнадега видна не сразу, но, раз усвоив ее, ищешь и находишь ее в каждом фильме плодовитых братьев.

кадр из фильма "Внутри Льюина Дэвиса"

Отвлекшись от основного конкурса, попробуем на время обратиться к смыслам более печальным. А именно – к нашему присутствию в Каннах. На сей момент показали фильм Таисии Игуменцевой «Отдать концы», впереди – «Майор» Юрия Быкова. Так вот – тем, кто говорит, что мы должны всегда, при любом раскладе защищать отечественного производителя, заметим: если отечественный производитель думает, что кино – это набор штампов, исполненных со всей большевистско-самодеятельной прямотой и простотой, снятый статичной камерой, перед которой стоят, не зная, куда девать руки, актеры, произносящие текст, словно придуманный бездушным Гуглом, - такое кино пусть поддерживает сам производитель. К сожалению, не все знают, что фильм Игуменцевой попал в Канны исключительно согласно регламенту – поскольку она в прошлом году победила со своей короткометражкой в «Синефондасьоне», любой ее новый фильм обязан быть представленным в Каннах. Напоминаем это для того, чтобы никому не было стыдно за руководство фестиваля. Оно не виновато.

кадр из фильма "Отдать концы"

По большому счету оно не виновато и в том, что пригласило в конкурс новую картину Валерии Бруни-Тедески «Замок в Италии» - все-таки родственница вчерашнего президента Саркози, сестра Карлы Бруни. А то, что сняла бабский короткий сериал – по крайней мере, по качеству вложенных профессиональных средств – ну не отвечать же за каждую родственницу президента. Тем более вчерашнего...

кадр из фильма "Замок в Италии"

Вообще, надо сказать, европейская киногвардия слабеет на глазах. Паоло Соррентино со своей псевдофеллиниевщиной «Великой красотой» (правда, Тони Сервилло хорош и тут, но играть ему тесно и скучно). Арно Деплешен, пригласивший в свой фильм «Джимми П.» двух первоклассных актеров – Бенисио дель Торо и Матье Амальрика, - лишь усугубил ситуацию, заставив зрителя ждать от истории про лечение контуженного индейца настоящей, мастерски разыгранной интриги. Но получилось тоскливое, перегруженное словами и психологическими подробностями вялое действо.

кадр из фильма "Великая красота"

То ли дело – Восток. Тончайший Коре-еда Хироказу с фильмом «Что отец, что сын» - о тяжкой проблеме, вставшей перед двумя семьями, узнавшими, что их детей перепутали в роддоме. Неужели в современном японском обществе столь сильны самурайские традиции, объявляющие голос крови самым громким и важным?

кадр из фильма "Прошлое"

Обладатель «Золотого медведя» Берлинского фестиваля прошлого года Асгар Фархади, кажется, стал самым модным иранским режиссером, учитывая, что недавний любимец публики Аббас Киаростами снимает теперь в Европе, Джахар Панахи, будучи в заточении, не снимает вовсе, а Мохсен Мамальбаф занялся гуманитарной деятельностью, осев в Афганистане. Фархади опять снял про развод – фильм «Прошлое» сделано хоть и моментами неоправданно запутанно с точки зрения психологии нормального человека, но достойно и крепко по всем позициям. Беренис Бежо, французская актриса, звезда недавнего оскароносного «Артиста», играет замученную детьми, беременностью, бойфрендом-иранцем и бывшим мужем (тоже иранцем) женщину, для которой существует лишь настоящее и будущее. Но оказывается, что прошлое – оно куда сильнее, оно в состоянии разрушить настоящее и помешать будущему.

Впрочем, присутствие множества бессмысленных европейских фильмов в конкурсе окупается неожиданно ярким и свежим «пришельцем» из Голландии – «Боргманом» Алекса фон Вармердамма. Вот уж где собраны все комплексы, страхи и заморочки современного европейского общества, помешанного на чувстве вины по отношению к неимущим, слепой нежности к Библии и разбухшей политкорректности.
Автор:
Нина Ромодановская
Реклама