Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 мая 2013 13:46

66 Каннский фестиваль: Неброская «Небраска» и этюд в голубых тонах

66 Каннский фестиваль: Неброская «Небраска» и этюд в голубых тонах

Вот и подошел к концу 66-й Каннский кинофестиваль (15-26 мая 2013 года). Подошел тихо, спокойно, без потрясений, без стопроцентного фаворита, без фильма-откровения. Правда, великое множество поклонников нашлось у фильма Абдельлатифа Кешиша «Жизнь Адели главы первая и вторая», переведенная для нашего проката как «Синий – самый теплый цвет». Хотя непонятно, о каком прокате может идти речь, если он прямо подпадает под действие Закона о защите детей от вредной информации, а потом, когда закон о запрете пропаганды гомосексуализма станет федеральным, попадет и под него?

Хотя, поверьте – более целомудренной истории любви, чем рассказал французский режиссер тунисского происхождения Кешиш, придумать трудно. 

кадр из фильма "Жизнь Адель"

Наивная старшеклассница Адель (блестящая игра 19-летней Адель Экзаркопулос) влюбляется со всей страстью и неразборчивостью, свойственной первой любви. Далее следуют все атрибуты юной страсти – влечение, постель, ревность, измена, страдания, расставание, страдания, прощание. Всеми этими привычными атрибутами режиссер демонстрирует - любовь есть любовь, с ее страстью и последующей рутиной вне зависимости от половой принадлежности пары и вне зависимости от разности/одинаковости полов.

В фильме много откровенных – нет, даже более чем откровенных – сцен, и пытливый ум найдет в этих сценах массу неведомого, но все озарено таким светом первой любви, что мысль о неуместности таких сцен улетучивается сама собой. Ну разве что могло бы быть чуть короче…

съемки фильма "Небраска"

Изумительный по своей тончайшей ностальгии, по едва уловимому запаху детства, по мягкому юмору, фильм Александра Пейна «Небраска» стал особняком во всей конкурсной программе, в этом году достаточно брутальной и однообразной в своей брутальности. Черно-белая лента, словно специально лишенная ярких красок, чтобы внешнее не закрасило внутренние нюансы, снята с той долей достойной сентиментальности, на которой и держится независимое американское кино.

кадр из фильма "Майор"

Неожиданно доброжелательно приняли фильм Юрия Быкова «Майор». Уже сейчас можно представить себе тот раж, с каким поборники патриотизма начнут упрекать фильм в чернушности и оплевании имиджа России. Ну да – с имиджем тут и правда неважно, драматургия построена на констатации безысходной феодальщины и смертельной коррупции России, той тотальной грязи в мозгах, что никогда не позволит нам быть принятыми в компанию цивилизованных стран. Сценарий, правда, оставляет много вопросов. Первый и главный: если главный герой, майор полиции Соболев (Денис Шведов) и правда такой честный, смелый и бескомпромиссный, что не боится идти со своей честностью наперевес против всей системы, то как ему удалось столько лет прослужить в правоохранительных органах, дослужиться до майора (!) и быть в органах на хорошем счету. Когда главный сюжетный посыл смущает, весь фильм уже смотрится с некоторым подозрением. Но в нем есть нерв, есть боль, без которой вообще немыслимо искусство, и остается надеяться, Быков еще подрастет как режиссер.

кадр из фильма "Только Бог простит"

Чего наверняка уже не произойдет с перекормленным авансами Николасом Виндингом Рефном – его новая лента «Только Бог простит» с Райаном Гослингом и Кристин Скотт Томас в главных ролях вызвала свист и топанье. А вот не надо было ему два года назад давать приз за режиссуру – до сих пор никто не знает, чем так оказался хорош его первый фильм «Драйв», что Рефна тут же нарекли главной надеждой европейского кинематографа. «Только Бог простит» - картина о мести, о том, как легко почувствовать себя богом и начать мстить с легкой душой. Вязкий, невнятный и пижонский фильм.

Сейчас весь Лазурный берег озабочен прогнозами. Гадают, кого приветит Спилберг, куда разлетятся призы. Словно бы прогнозы хоть когда-то сбывались. Но если поддаться общей эпидемии, то можно предположить, что жюри не обойдет вниманием девушек из «Адели» - и это будем самым справедливым, что нынешнее жюри может сделать. Если бы это было Берлинале, то не уехал бы к себе в Чад без «пальмы» за лучшую мужскую роль чернокожий актер-инвалид Сулейман Деме – это стало бы очередным призывом к политкорректности. Канны, впрочем, тоже иногда впадают в этот современный грех, так что всякое может быть. Но если совсем уж серьезно, то пока самой яркой (ну или одной из самых ярких) актерских работ можно считать Либераче в исполнении Майкла Дугласа. По крайней мере это было необычайно свежо, непривычно и для Дугласа несомненный рывок вперед, к неосвоенным актерским широтам.

Русская часть журналистов, аккредитованных на Каннском фестивале, с нетерпением ждет интриги – «Золотую пальмовую ветвь» дадут Кешишу, а фильм в России запретят.

Автор:
Нина Ромодановская
Реклама