Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 июня 2013 12:29

«Кинотавр. Короткий метр» - 2013: Поле экспериментов

«Кинотавр. Короткий метр» - 2013: Поле экспериментов

Фильмы конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр» в 2013 году отличались жанровым и стилистическим разнообразием; каждый смог чем-то удивить и стать своего рода сюрпризом для зрителей. Насколько приятным – всякий судит сам, но в оригинальности и самобытности этим лаконичным кинопроизведениям отказать никак нельзя.

Короткий метр остается как для авторов, так и для зрителей полем экспериментов. В основном наши короткометражки являются учебными и дипломными фильмами, первыми попытками освоения новой специальности. Начинающие режиссеры нащупывают свой собственный стиль, пробуют разные формы, пытаются опытным путем подобрать наиболее подходящий кинематографический способ для своего авторского высказывания, иногда – экспериментируют и немного шалят.

Зачастую эти эксперименты так и остаются лишь робкой попыткой делать настоящее кино, а иногда становятся серьезной заявкой на будущее.

фильм "F5"

Дипломный фильм Тимофея Жалнина «F5» – зрелое, яркое, пронзительное кино, в котором использован целый ряд кинематографических средств выразительности. Фильм очаровывает точной актерской игрой девушек-танцовщиц, которые не являются профессиональными актрисами; разнообразным монтажом, отвечающим настроению и атмосфере каждой сцены; точной, продуманной работой с пространством (бесконечные и тесные коридоры, выводящие на залитую светом сцену или в просторную гримерку); крепкой драматургией и неординарной темой. Не зря Глеб Панфилов, вручая награду фестиваля «Святая Анна» Тимофею Жалнину, признал в нем пусть молодого, но уже настоящего мастера. После участия в программе «Short Film Corner» Каннского кинофестиваля Тимофей Жалнин представил свой фильм широкой кинематографической общественности на «Кинотавре» и закономерно удостоился Главного приза конкурса «Короткий метр» и Приза Гильдии киноведов и кинокритиков. Сразу после «Кинотавра» Тимофей едет в экспедицию и уже в середине августа планирует начать съемки своего полнометражного дебюта «Лес».

Вторым фаворитом конкурса стал режиссерский дебют актера Григория Добрыгина. Его эмоционально выразительный, визуально сочный, лаконичный и забавный скетч «Измена» удостоился Диплома жюри «За безграничную любовь к себе и блестящую самоиронию» и Диплома Гильдии киноведов и кинокритиков.

Третьим лауреатом стал Евгений Бяло: его «Норма жизни» – точный и реалистичный набросок эмоционального состояния парня, только что потерявшего отца – удостоился Диплома «За возвращение домой». На такую же тему снял свой фильм режиссер Глеб Росс: герой его картины «Холод» получает новость о смерти матери, но не находит в себе сил вырываться из обычного круга беззаботной жизни даже на похороны. Два фильма на одинаковую тему оказались совершенно разными по стилистике, настроению и атмосфере.

кадр из фильма "Норма жизни"

Каждый режиссер идет своим путем: одни – экспериментируют, другие являются приверженцами традиций. Оба пути нелегки и тернисты. И, как это ни странно, снять простую, понятную, лаконичную историю порой оказывается сложнее всего.

кадр из фильма "Искусство общения с животными"

Фильм Елены Шаталовой «Искусство общения с животными и людьми» по форме абсолютно традиционен. И ситуация, в которой находится главная героиня, в общем-то, понятна и узнаваема. Необычна героиня, которую окружающие и близкие не хотят принять с ее невинной странностью: одержимой любовью к лошадям. Ни работа, ни семья, ни отношения с мужчинами не имеют для нее значения. У фильма есть свои недостатки: слегка затянутое действие, появление странных персонажей вроде чрезмерно молодой мамаши или неудачливого поклонника, «артхаусные» вставки сцен в конюшне и оставляющий в недоумении открытый финал, но они оправдываются режиссерским замыслом, усиливая ощущение загнанности и тупика, в котором оказывается героиня. Традиционными средствами сделана и короткометражка «Лучше, чем в провинции» Марии Барсуковой об одной нелегкой ночи из жизни провинциалки, приехавшей покорять столицу. Нет новаторства и в милой, лаконичной комедии «Холивар» Дарьи и Екатерины Носик, что отнюдь ее не портит. Ни о каком новаторстве не может идти речи и в слабой экранизации одноименного рассказа Антона Чехова «Хористка» Руми Шоазимова.

кадр из фильма "Холивар"

Выразительна и точна до каждой мелочи бездиалоговая история про деревенского пацана «Шнырь» Виталия Суслина. В противоположность этому фильму зарисовка о нелегких взаимоотношениях мужчины и женщины «Стенка» Роберта Дэфа практически полностью построена на диалоге главных героев.

Опытные актеры часто идут навстречу молодым режиссерам: они не просто исполняют роль, а существенно помогают начинающему автору в создании как образа своего персонажа, так и фильма в целом. Странная, немного надуманная история второго рождения, отделения от матери 30-летнего мужчины «Генеральная репетиция» Елены Друм смотрится с интересом благодаря яркой, увлекательной игре Евдокии Германовой. В оригинальной мистической истории «Щелчок» Вадима Ватагина большое значение имеют и лихо закрученный сюжет, и четкий монтаж, и изобретательное художественное решение, но самая значительная заслуга принадлежит исполнителю главной роли Юрию Цурило. Правда, и в этом правиле бывают исключения: фантазия о нелегкой жизни человека-невидимки «Расфокусин» Оксаны Михеевой, конечно, выигрывает от актерской работы Александра Яценко, но строится не на нем, а на ярком сюжете, удачных придумках и визуальных трюках.

Уже прославившийся своими экспериментами на границе игрового и документального кино Иван И. Твердовский остается верен себе и в форме, и выборе темы: «Собачий кайф» рассказывает о распространенной среди подростков практике опасных игр с удушением, которая приводит к высокой смертности. Достоинства фильма (успешный выбор главного героя/исполнителя, работа во внекадровом пространстве, точная подвижная камера) и недостатки (затянутость, обилие закадрового текста) затмеваются самой темой. Масштабы проблемы обозначаются в кульминации фильма – кричащим и шокирующим финалом, составленным из кадров любительского видео с Youtube.

Пока одни экспериментируют, соединяя разные виды кино, другие осваивают известные и неустаревающие приемы. Идея рассказать историю посредством показа только деталей (в данном случае – ног и обуви) сама по себе не нова, но воплощается Константином Фам в фильме «Туфельки» на самом высоком уровне: не прибегая к слову и мимике, режиссер создает рисунок роли, передает тонкие детали взаимоотношений персонажей и их характеры посредством движения, постановки, положения ног во время действия.

кадр из фильма "Туфельки"

В основном же экспериментаторы пытаются максимально далеко уйти от привычных приемов и форм. Ирреальный «Стриптиз» Ильи Учителя оставляет чувство недоумения: совершенно обычные, понятные персонажи оказываются в неком фантастическом, странном мире, выхода из которого нет. Более цельно и выразительно смотрится картина Алексея Смирнова «Алмазная кожура», погружающая зрителя в сновидческую реальность. «Вместе навсегда» Алексея Шабарова до самого финала прикидывается обычным фильмом про мальчика и девочку, поражая неожиданным финалом. Впрочем, самый яркий и неожиданный финал – у пятиминутного фильма Ренаты Пиотровски и Александры Дябденко «Момент» про неудачную попытку самоубийства. К слову, все больше актеров стало осваивать режиссерскую профессию: уже заявили о себе режиссеры Максим Зыков, Юрий БыковАндрей Мерзликин… В этом году их компанию пополнили Рената Пиотровски, Григорий Добрыгин, Дарья и Екатерина Носики.

Наиболее экспериментальные, новаторские и неоднозначные фильмы конкурса «Кинотавр. Короткий метр» были без восторга встречены публикой и, очевидно, не оказались лишены целого ряда недостатков. История взаимоотношений подрастающей дочери и папы-бизнесмена «Bunny, getting to know dad» («Заяц или Узнать папу») рассказана Татьяной Скорлупкиной в форме кинематографической сказки с анимационными вставками и визуальными эффектами. «Ловушка» Дмитрия Корабельникова не оставляет выхода, с каждым эпизодом все больше и больше запутывая зрителя.


Член жюри конкурса короткометражного кино, продюсер Катя Филиппова прокомментировала увиденное следующим образом:
«Все картины разные, все режиссеры разные, темы заявлены разные и, соответственно, попытки овладения киноязыком тоже разные, хотя изобразительно многие картины мне показались очень похожими. Было ощущение, что за неким дефицитом высказывания идет чрезмерное увлечение внешними атрибутами, визуальными эффектами, яркими деталями. В определенных работах это выглядит как недостаток, в других же, наоборот, это работает на задачу, украшает картину, является одним из выразительных средств.
Общее наблюдение следующее: вне всякого сомнения, мы сейчас присутствуем при поворотном моменте в режиссерской профессии. Работы наполнены игрой с формой, комбинированием разных видов кино, визуальными придумками, спецэффектами: все это существует в абсолютном разнообразии и говорит об уходе в технологию. В этой связи мы, члены жюри, в своем выборе опирались на гуманистическую ценность высказывания и, вне всякого сомнения, профессионализм и режиссерское мастерство, наличие режиссера в фильме как такового. В конкурсе были работы очень целостные, несмотря даже на свой небольшой хронометраж, но были и другие. У меня возникло ощущение, что многим начинающим авторам просто нечего сказать. В некоторых работах совсем непонятно ни зачем она сделана, ни о чем она; непонятно высказывание и остается вопрос – есть ли оно там вообще?».
Автор:
Алёна Сычёва
Реклама