Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 июля 2013 13:53

35 ММКФ: Странные мужчины, странные женщины

35 ММКФ: Странные мужчины, странные женщины

29 июня 2013 года завершился 35 ММКФ. Объявлены победители. Киноманы и киножурналисты уже на следующий день перестали делиться своими впечатлениями и жаловаться на невозможность посмотреть все фильмы во всех программах в киноцентре «Октябрь», в кинотеатре «Иллюзион». В Центральном доме кинематографистов шли сеансы нового русского кино. Там же проходили и «круглые столы» на актуальные темы.

Что смотрели в июле на 35 ММКФ

В Большом зале Дома кино во время 35 ММКФ с 21 по 28 июня зрители посмотрели:  «Легенда №17» (режиссер Николай Лебедев), «Метро» (режиссер Антон Мегердичев), «В ожидании моря» (режиссер Бахтияр Худойназаров), «Разносчик» (режиссер Андрей Стемпковский), «Майор» (режиссер Юрий Быков), «Жажда» (режиссер Дмитрий Тюрин), «Долгая счастливая жизнь» (режиссер Борис Хлебников), «Небесные жены луговых мари» (режиссер Алексей Федорченко), «Война принцессы» (режиссер Владимир Алеников), «Пока еще жива» (режиссер Александр Атанесян), «Чапаев Чапаев» (режиссер Виктор Тихомиров), «Дом…милый дом» (режиссер Александр Басов), «Дублер» (режиссер Евгений Абызов), «Репетиции» (режиссер Оксана Карас (дебют), «Прощание» (режиссер Дмитрий Константинов), «Упакованные» (режиссер Петр Гладилин), «Снегурочка» (режиссер Дмитрий Светозаров), «Это не я» (режиссер Мария Саакян), «Отдать концы» (режиссер Таисия Игуменцева, дебют).
В большом конкурсе 35 ММКФ участвовали: «Скольжение» (режиссер Антон Розенберг, дебют), «Роль» (режиссер Константин Лопушанский), «Иуда» (режиссер Андрей Богатырев).
Состоялись гала премьеры и спецпоказы: «Совсем не простая история» (режиссер Федор Попов), «Зеркала» (режиссер Марина Мигунова), «Игра в правду» (режиссер Виктор Шамиров), «Марафон» (режиссер Карен Оганесян), «Роман с кокаином» (режиссер Геннадий Сидоров).

Впечатляющий список, не правда ли? Хороший ответ тем, кто беспокоится про государственные инвестиции, мол, где кино. И чтобы не пришлось вам считать – напишу цифру – только за фестивальную неделю было показано 28 (!) новых отечественных фильмов. Если добавить еще с десяток из конкурсной программы «Кинотавра» - то следует признать очевидный факт – наша киноиндустрия работает. Конечно, хочется большего. Хочется и актуальности тем и сюжетов, и адекватности замысла, и качества исполнения и так далее. Хочется ярких героев.

Увы, не герои, а персонажи

И потому я нисколько не пожалела, что вместо очередного просмотра 25 июня пошла на дискуссию «Зеркало для героя». Заявленная тема руководителем российских программ, киноведом Ириной Павловой, бескомпромиссно точно озвучила главную проблему отечественного кино: «У нас преобладает «безгеройное» кино» и спросила: «Современный герой в кино – демиург, разрушитель, жертва?».

Из просмотренных фильмов выбрать героя – демиурга (в понимании Платона – создателя мира, творца) почти невозможно. В 28 картинах мною были обнаружены лишь пара подобных героев – подходит тренер Тарасов в исполнении Олега МеньшиковаЛегенда №17») и Марат, сыгранный Егором БероевымВ ожидании моря»).

кадр из фильма "Легенда №17"

Конечно, можно насмехаться над простодушием зрителей, которые аплодисментами сопровождают эпизоды тренировок в «Легенде №17». Но ведь действительно процесс претворения рядовых хоккеистов в сборную с высокими амбициями и мастерством увлекательнее, чем изобретательно снятые криминальные разборки. Зритель ведь понимает, что связка мастер–ученик применима не только в спорте.

на съемках фильма "В ожидании моря"

Егор Бероев, как и Олег Меньшиков, убедителен в одержимости своего героя. Большое кино наконец-то предложило артисту и большую роль, в которой есть где показать и накопленное мастерство, и проартикулировать наиважнейшие проблемы нынешнего мира. Но два героя – демиурга (творца) из почти 30 картин – не мало ли? Что же творят (в смысле поступков) другие герои? И можно ли их назвать героями? Они, скорее персонажи, воплощающие идеи авторов о том, что в мире правят разрушители, а не творцы.

«Майор» и «Скольжение»

Персонажи этих фильмов вполне могли бы столкнуться и в одном пространстве. Все они, что менты провинциального города, что московские силовики живут в альтернативной стране. Там свои порядки, которые нормальными людьми воспринимаются как хаос. В этой, параллельной с нами жизни, они сами порой не могут разобраться, кто у них главный и что надо делать, чтобы спасти собственную шкуру. И чаще спасается тот, кто первым успевает вытащить оружие. Оба фильма честно предупреждают – нельзя нам, простым людям, и в нашем мире терять бдительность. Иначе не успеем спрятаться «от них» и в собственных дворах, и в супермаркетах, и даже в травмопрунктах или больницах…

И мне хочется аплодировать мастерству режиссеров Юрия Быкова и Антона Розенберга, сумевших воплотить на экране мир, о котором мы знаем лишь по информационным сообщениям о вспыхивающих межклановых войнах или ментовском беспределе.

кадр из фильма "Майор"

На «Кинотавре» фильм «Майор» жюри не заметило. А во время просмотра в кинотеатре «Фитиль» напряженную атмосферу, казалось, можно было ножом резать.
Юрий Быков обладает редким качеством. Он доверяет зрителю и не проговаривает за него смыслы, выводы. Его персонажи (особенно тот, кого играет сам режиссер) успевают несколько раз меняться и менять отношение зрителей к себе.
И в «Майоре», и в «Скольжении» - прекрасные, вызывающие доверие актерские ансамбли.
Но, увы, все эти персонажи – мужчины совсем не герои женских сердец. И потому столь неубедительными в «Скольжении» выглядят эпизоды между женой и главным героем. Подобная лирика в том, альтернативном и жестком мире, явно лишняя. Тем более, что ни один из персонажей – ни один! – включая и женские образы, не обладает ни малейшим обаянием. Пусть даже отрицательного, но все же героя. Хотя режиссер «Скольжения» и пытается намекнуть на общие духовные корни между Бельмондо («На последнем дыхании») и Владиславом Абашиным.
Главная черта персонажей фильмов «Майор» и «Скольжение» - они опасны и для мира, и для самих себя. Их не за что любить.
И потому мой ответ на простой вопрос – станут ли всенародно популярными артисты Денис Шведов («Майор») или парни из «Скольжения»: Владислав Абашин (Пепл) и Михаил Солодко (Рыма) – будет отрицательным, независимо от прокатных историй.

кадр из фильма "Скольжение"

Во время 35 ММКФ пришла прекрасная весть из крупнейшего в Китае Шанхайского международного кинофестиваля. 23 июня там были объявлены призеры. Победителем в трех номинациях, в том числе двух главных – «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа» – стал «Майор» Юрия Быкова, ранее показанный в секции «Неделя критики» Каннского кинофестиваля и конкурсной программе «Кинотавра». Фильм, в котором Юрий Быков также выступил в роли композитора, стал первым еще и в категории «Лучшая музыка к фильму». Нет пророка в своем отечестве?

«Жажда», «Разносчик», «Долгая счастливая жизнь»

О героях из других фильмов говорить сложнее, потому что они сами с трудом идут на контакт со зрителями. Надо, например, самим по крупицам собирать факты биографии про парней с пост-чеченским синдромом («Жажда»), и не читавшим роман Андрея Геласимова трудно будет разобраться, чем занимаются персонажи вне поисков своего друга. Жюри «Кинотавра» решило поддержать дипломом «За энергию и обаяние» актерский ансамбль, скорее аванс, чем признание актерского мастерства Михаила Грубова, Сергея Лавыгина и Романа Курцына. Но это проблема режиссера, которого устраивает, когда актеры не меняют выражение лица с первого по последний кадр.
И, надо сказать, Дмитрий Тюрин не единственный, кто в нашем кино именно так работает с артистами. Мода такая – равняться на манеру Жана Габена?

кадр из фильма "Разносчик"

Сложнейшая, например, роль досталась Александру ПлаксинуРазносчик»). Парень идет на преступление, чтобы оплатить операцию тяжело больного отца в Германии. К тому же, у него запутанные отношения с девушкой и их общим другом. Но мало того, что режиссер в самые напряженные ситуации показывает лишь затылок разносчика пиццы Алексея, так и в те моменты, когда камера заглядывает ему в лицо, зрителю приходится самому доигрывать-додумывать мысли и эмоции за артиста. Я вовсе не за то, чтобы актер суетился в кадре, но, глядя на абсолютно бесстрастную фигуру главного героя, на такие же лица Дарьи Екамасовой и Евгения Ткачука, на остальных актеров, начинаешь думать о том, что режиссер Андрей Стемпковский, добиваясь «эффекта Жана Габена», запрещал всем даже моргать перед камерой. Вот и смотрят актеры в даль, даже разговаривая друг с другом…

Из выделенной группы фильмов классическим героем – воином, да еще одиночкой, мог бы стать Александр из «Долгой счастливой жизни». Но, увы, ни участие на МКФ в Берлине, ни положительная пресса, ни опыт дистрибьюционной кинокомпании «Вольга» не способствовали успешным кассовым сборам: 43 копии, 1 285 077 руб. и 5 339 зрителей. Актер Александр Яценко снимается не первый год, играет и главные роли, но его имя – как и имена всех нынешних российских артистов – не является причиной, чтобы купить билет в кино.

кадр из фильма "Долгая счастливая жизнь"

И, зритель, на мой взгляд, прав. Для такого рода фильмов пространство экрана уже слишком большое по объему и слишком краткое по времени. За 77 минут не успеваешь ни разобраться в проблемах героя, ни полюбить его, ни запомнить окружающих его людей. Зато достаточно времени, чтобы понять его никчемность и чуждость фермерскому делу и общую декларативность замысла. И мне во время просмотра в Берлине мечталось, что из фильма «Долгая счастливая жизнь» получился бы отличный телесериал, какие транслируют телеканалы HBO или Starz. Но если в США, в Великобритании телезритель уже созрел для умного многосерийного кино, то у нас этот навык советских времен уже утрачен. Надо контакт с аудиторией выстраивать заново.

Про женщин

Среди 28 фильмов с трудом можно отыскать сюжеты, в которых женщинам отведена роль хотя бы наравне с мужчинами, я не говорю уже о том, чтобы женщина стала главной. В основном функции наших женщин на экране ограничены рамками «кухня-постель-истерика-дети».
 
Правда, есть две криминальные драмы, в которых режиссеры не только не стремятся как-то смягчить участь героинь, но и выводят их на первый план. И это сближает фильмы «Война принцессы» о детках – беженцах – жертвах распада СССР с жертвами новых криминальных времен в фильме «Пока еще жива».

кадр из фильма "Пока еще жива" 

И юная героиня Юля в исполнении Екатерины Черепухиной, и ее подружки, которых сыграли такие же юные Лянка Грыу и Наталья Ионова (ставшая затем популярной поп певицей под именем Глюк’oZa), наравне с парнями воюют за свою территорию на окраинах Москвы. Воюют с такими же беженцами, как и они, только с «чужими, с разными абреками». Фильм режиссера Владимира Аленикова долго шел к зрителю, но, надо сказать, съемки начала 2000-ых не устарели. А желание девушки любить и умение бороться за свою любовь будет актуально всегда.

А Полина, героиня фильма Александра Атанесяна, за гибель мужа крошит его врагов, словно и родилась киллером. Евгения Трофимова весьма органично смотрится с оружием в руках, так что лишние мысли о том, как можно женщине стрелять-убивать, не возникает. Таковы условия криминального жанра, и то, что в нем главнее всех хрупкая красавица, даже радостно. Хоть в жанре «нуар» героиня получает компенсацию за повальное прикладное применение в других фильмах.

кадр из фильма "Интимные места"

Но если серьезно говорить о том, какими же в кино видят нас, женщин, режиссеры с продюсерами, то хочется плакать. Например, один из персонажей – дама с вибратором, которую играет Юлия Ауг в фильме «Интимные места». Она – актриса без комплексов. Но... смотрела я на нее, красивую и яркую, и жалела о том, что проявить свой талант актрисе пока негде. Как, например, блистали Нонна Мордюкова или Наталья Гундарева. Им, чтобы получать народное и профессиональное признание, достаточно было просто играть разнообразные характеры. Их тела к образам прилагались, но никогда не были главным аргументом роли. Очень надеюсь, что для Юлии Ауг творческая судьба будет все-таки доброй. И еще будут роли – полноценные характеры, а не только ее тело в режиссерских пейзажах. И тогда нам, зрителям, будет счастье.

Что и когда?

Список появившихся за первое полугодие картин, естественно, неполный. Прячет, например, от Москвы свое новое кино режиссер Лариса Садилова и продюсер Рустам Ахадов. Премьерный показ фильма «Она» состоялся в Трубчевске (Брянской области) на Первом российском фестивале «Наше кино на пленке». И, может быть, повезет еще тем, кто поедет в Выборг, на фестиваль «Окно в Европу».

кадр из фильма "Стыд"

Когда выйдет к зрителям «Стыд» (режиссер Юсуп Разыков), не знают и продюсеры Владимир и Андрей Малышевы. Хотя качество фильма – участника конкурса «Кинотавра» гарантирует приглашение представлять Россию в основном конкурсе МКФ в Карловы Варах (мировая премьера состоится там 4 июля).

кадр из фильма "Интимные места"

Дополнительный сеанс пришлось устроить в кинотеатре «Фитиль» для картины «Интимные места» (режиссеры Наталья Меркулова и Алексей Чупов), столько было желающих увидеть сенсацию «Кинотавра». Мировая премьера 29 июня прошла на МКФ в Карловых Варах с таким ажиотажем, что даже авторам не досталось билетов на сеанс. Но о российском релизе ничего не известно. Вопрос становится особенно актуальным после известных депутатских инициатив.

кадр из фильма "Географ глобус пропил"

На 7 ноября компания «Наше Кино» решила перенести релиз картины режиссера Александра Велединского «Географ глобус пропил». Придется продюсерам и дистрибьюторам восстанавливать интерес к фильму - триумфатору «Кинотавра» - (лучший фильм и лучший исполнитель главной роли – актер Константин Хабенский). Но осенний релиз не так уж плохо – в тот день в прокат выходит лишь голливудское фэнтези «Тор 2: Царство тьмы» и французская анимация.

кадр из фильма "Майор"

Зато под сильным давлением (сразу девять релизов, в том числе и несколько разнообразных артфильмов!) окажется 8 августа фаворит моего внутреннего рейтинга – фильм Юрия Быкова «Майор». Одна надежда, что Bazelevs Distribution сумеет привлечь внимание зрителей к нашей картине.
Автор:
Вита Рамм
Реклама