Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 июля 2013 12:43

VOICES 2013: Постигая искусство кино

VOICES 2013: Постигая искусство кино

6 июня 2013 года в Юго-Западной башне вологодского Кремля в рамках проходящего в эти дни (5-9 июля 2013 года) 4-го фестиваля молодого европейского кино VOICES мастер-классы провели два известных кинематографиста: кинодокументалист Марина Разбежкина и голландский режиссер Йос Стеллинг, чей фильм «Девушка и смерть» открыл смотр этого года.

Voices 2013, мастер-класс Йоса Стеллинга

Приветствуя собравшихся в зале, Йос Стеллинг подчеркнул, что это именно дружеская встреча, а не мастер-класс. У всех желающих была возможность задать вопрос нидерландскому режиссеру, представившему на церемонии открытия кинофорума свою последнюю киноработу – фильм «Девушка и смерть». По сюжету Николай возвращается в заброшенный отель, где пятьдесят лет назад он встретил свою единственную любовь. Охваченный воспоминаниями, он заново переживает трагическую историю своей юности, являясь одновременно рассказчиком и героем повествования. Действие разворачивается в трех временных пластах – в конце 19-го века (времена юности героя), в пятидесятые годы 20-го и в наши дни. 

Вологжане посмотрели нарезку из фильмов режиссера, пообщались с ним, а напоследок режиссер приготовил им сюрприз - короткометражную ленту «Зал ожидания».

Voices 2013, мастер-класс Йоса Стеллинга

Йос Стеллинг рассказал о своем методе работы: «Все лучшие фильмы – на одни и те же темы: любовь, ненависть, желание. Сначала я выбираю тему для фильма, а потом – форму. Если это, например, романтические чувства, то такая любовная история прекрасно впишется во времена XIX века. Так произошло с фильмом «Девушка и смерть». Вообще все смотрят на Запад, устремляя свои взоры на Америку, а мне это не интересно. Я предпочитаю смотреть на Восток. Такому фильму, как наш, требовался главный герой из России. В этой стране, как нигде в мире, меланхолия стала формой искусства. Не только фатализм, но и «смерть как источник вдохновения» вплетены в русскую культуру. Столпы этой культуры - любовь и быстротечность жизни, их влияние повсюду. Но русские умеют и смеяться над собой.

Режиссер также поделился своим восприятием русской литературы, оказавшей влияние на его картину: «В своем последнем фильме, который некоторые из вас видели вчера, мне было важно передать «аромат» чеховской прозы, и я надеюсь, что я справился с этой задачей. Пьесы Чехова – обязательная часть программы голландских театральных школ. В Нидерландах даже поставили о нем мюзикл. Чехов стоял у истоков психологического реализма и создал так называемый «театр настроения»: персонажи всех его пьес посредством игры пытаются выпутаться из самых безнадежных ситуаций. Его чувство юмора, основанное на самоиронии, и легкая меланхолия, очевидно, близки и понятны голландской публике. Хотя важен для меня и Пушкин, и неслучайно его книга путешествует в руках героев ленты «Девушка и смерть». Она является символом поэзии. Вообще, Пушкин для меня своеобразная икона».

Voices 2013, мастер-класс Йоса Стеллинга

На вопрос о том, почему в лентах часто появляются одни и те же актеры, Йос Стеллинг ответил: «Я на протяжении десятков лет работаю над фильмами с одними и теми же людьми. Вся съемочная группа – это мои друзья. Мы делаем друг друга лучше. Например, я заранее знал, что хочу снимать в картине «Девушка и смерть» Сергея Маковецкого, с которым уже работал на фильме «Душка», поэтому у нас даже проб не было. Да и зачем? Я знал, что Сергей мне идеально подходит. Также я уже снимал в одной из своих лент актрису Сильвию Хукс, поэтому без проволочек утвердил ее на главную женскую роль. Затем вместе с Сильвией мы выбирали актера на роль Николая. Я ждал Леонида Бичевина в кафе, и когда увидел его, подумал: он подходит для этой роли! Это было моментальное решение. То же самое с Ренатой Литвиновой».

Voices 2013, мастер-класс Марины Разбежкиной

Найти время в своем плотном графике удалось и Марине Разбежкиной, давшей в Вологде мастер-классе «Охота за реальностью». Она получила приглашение посетить фестиваль VOICES еще в сентябре 2012 года и согласилась.

3 года назад Марина Разбежкина совместно с Михаилом Угаровым организовала Школу документального кино и документального театра, хотя вести мастерскую документального кино она ведет уже 7 лет – количество выпускников за этот период составляет 200-210 человек. Каждый год программа дополняется новыми интересными заданиями. Так, своим нынешним студентам Марина Александровна предложила снять короткометражный фильм о своем кумиру, озаглавив этот эксперимент «На ходу», потому что главным условием съемки является то, что она проводится, когда главный герой находится в движении – это позволяет избежать эффекта «заезженной пластинки». Ведь человек, успешный в той или иной сфере, часто вынужден рассказывать одно и то же. Еще одним условием стало то, что нельзя задавать вопросы, касающиеся той сферы, в которой этот человек прославился – благодаря этому образ приобретает новизну и глубину. По словам Марины Александровны, некоторые ее студенты уже выполнили это задание и добились потрясающих результатов.

Voices 2013, мастер-класс Марины Разбежкиной

Главным моментом встречи стало то, что Марина Разбежкина озвучила 5 основных правил съемки документальных фильмов.

Правило первое – никаких штативов: «Это не потому, что я не люблю дрожание в кадре. Важно, чтобы камера стала биологическим продолжением руки. Нельзя пропустить ни секунды существования героя. Режиссер может замешкаться, доставая осветительные проборы или штатив, и упустить его».

Правило второе – не использовать трансфокатор («зум»). «Обрезая кадр, можно многое потерять. Камера должна быть в движении, она как бы оценивает пространство. Режиссер выстраивает сюжет из реального существования».

Правило третье – не задавать прямых вопросов. «Задавая вопросы, режиссер программирует героя на ответы, и он начинает врать, сам того не осознавая. Метод интервью не дает правдивой информации».

Voices 2013, мастер-класс Марины Разбежкиной

Правило четвертое – не использовать закадровую музыку. «Режиссеры могут манипулировать с помощью музыки, программировать эмоции зрителя. То, что зритель видит в кадре, автоматически становится нейтральным».

Правило пятое – не использовать закадровый текст. Опять же, чтобы не допустить манипуляции чувствами. Вместо этого следует уделить внимание изображению.

Однако, как пояснила Разбежкина, всеми этими приемами можно пользоваться, но только если вы опытный режиссер.
Автор:
Фаина Фардо
Реклама