Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 июля 2013 17:54

VOICES 2013: Все ради зрителя

VOICES 2013: Все ради зрителя

С 5 по 9 июля 2013 года в Вологде прошел 4-й фестиваль молодого европейского кино «VOICES», и пришло время для подведения итогов. За пять дней проведения смотра вологжанам показали 9 конкурных фильмов и около 70 картин внеконкурсной программы. Показы шли в кинотеатрах Ленком и Салют, а также в Кремле. В этом году на фестиваль было аккредитовано около 40 изданий. Смотр посетили около 200 гостей из 15 стран. Состоялось 97 показов, количество фильмов – 75.

Программный директор фестиваля Игорь Гуськов рассказал о принципах отбора картин на VOICES:

Voices 2013, пресс-конференция фильма "Длинные светлые дни", программный директор смотра Игорь Гуськов 
«Когда фильм отбирается для фестиваля, многое зависит от личности самого отборщика. С одной стороны, это означает тянуть одеяло на себя и быть немного претенциозным. С другой же стороны, это большая личная ответственность за свой выбор. Нужно понимать очень четко - ничто в оценке искусства не дано априори. Чье-то громкое имя не гарантирует качества новой работы этого режиссера, поэтому ни один фильм нельзя приглашать «с закрытыми глазами».

Я понимаю, что одна и та же лента может вызвать самую противоречивую реакцию публики. Так, своим разным друзьям я советую разные фильмы, исходя из их предпочтений, потому что бессмысленно советовать людям то, что не соответствует их психофизике. Когда мы составляем программу фестиваля, то такое умение подстраиваться под разные запросы публики отражается прежде всего во внеконкурсной программе.

Что касается того, как фильмы попадают в конкурс, то существует целый ряд критериев отбора. Во-первых, чисто механическое условие – лента должна быть изготовлена и показана в последние полтора года. Во-вторых, для режиссера это должен быть первый или второй фильм. Для иностранных фильмов соблюдается условие – их показ на фестивале должен быть российской премьерой. Мы не ищем права первой ночи, и это позволяет нам отбирать действительно достойные работы благодаря тому, что снимается необходимость выбирать исключительно из фильмов, мировая премьера которых еще не состоялась. Мы можем осознанно, зная круг хороших фильмов, подобрать разноплановые киноленты высокого качества. С русскими фильмами – более сложная история. Мы понимаем, что VOICES проходит в июле, и требовать премьерного показа после Кинотавра или ММКФ, считающихся крупнейшими фестивалями российского кино, - неправомерно.
 
Также очень важно, чтобы были представлены все европейские регионы. Для соблюдения репрезентативности правильно выстраивать баланс. С виду это простая сетка, но на деле очень непросто найти фильмы, которые смогут удовлетворить перечисленным выше условиям и при этом затронуть зрителей».
Русский след на карте Европы

Будучи фестивалем европейского кино, Voices старается представить весь спектр европейского кино в его многообразии, а это не такая уж простая задача. Тем не менее, находится в этой палитре место и для современного российского кино. Так, в конкурсной программе участвовала картина «Майор» Юрия Быкова, который охарактеризовал свою работу как «фильм про то, что я не понимаю, как жить в этой стране, но эту страну я очень сильно люблю, потому что являюсь сугубо провинциальным человеком». Эта суровая драма вызвала полемику в среде критиков, разделившихся на два лагеря. Публика же приняла фильм тепло и радушно – показ в «Салюте» сопровождался овациями и многочисленными вопросами режиссеру, что свидетельствует об интересе к ленте и вызванном ею резонансе. По итогам голосования «Майор» победил в категории «Приз зрительских симпатий».

Юрий Быков рассказал о том, почему для него важны показы в регионах:
«Площадка, которая находится на территории провинции, для меня гораздо важнее площадки, находящейся в столице, потому что здесь есть первая непосредственная реакция от той аудитории, для которой, в общем-то, фильм и делается».
В прокат «Майор» выходит 8 августа (дистрибьютор – компания Bazelevs). Как отмечает режиссер: «Это решение далось не так просто, поскольку лето – это период блокбастеров, и мысль о конкуренции с западными крупнобюджетными лентами – это утопия». Помимо «Майора», на этой дате стоят еще 6 лент, самая крупная из которых – «Элизиум» Нила Бломкампа. Однако будем надеяться, что благодаря контрпрограммированию «Майор» найдет своего зрителя.

Voices 2013, открытие, Юрий Быков

Во внеконкурсных секциях, среди которых «Гала показ», «Дух огня», «Наше новое кино» и т.д., были представлены 19 отечественных лент (в том числе и копродукции России с другими странами). Особо стоит отметить комедию «Пять звезд», представлять которую на VOICES приехал один из исполнителей Тимофей Каратаев, потому что, по словам Игоря Гуськова, который модерировал пресс-конференцию: «Это уникальный случай для нашего смотра, так как к нам на фестиваль гораздо легче привезти известных зарубежных режиссеров, чем российских актеров, ведь последние практически круглый год заняты на съемках».

Voices 2013, закрытие, актер Тимофей Каратаев

Тимофей рассказал о работе над лентой, премьерный показ которой состоялся на фестивале «Дух огня» в феврале этого года, а также ответил на вопросы журналистов о том, какую роль он мечтает сыграть:
«Если честно, я никогда не держал в уме какую-то определенную роль, но, подходя к конкретному проекту, я оцениваю его с позиций того, развивается ли мой персонаж. Если в нем нет динамики, то этот герой не представляет интереса. Именно поэтому мне очень дорога роль в фильме Кати Шагаловой «Берцы», и я бы даже назвал ее одной из самых любимых. Лента еще не вышла в прокат. Прежде всего меня поразила проработка сценария. Герои настолько хорошо выписаны, что кажется, что с листа бумаги на тебя смотрят настоящие живые люди. Работать с Катей – неописуемое удовольствие. Она очень тонкий режиссер и улавливает даже самые мельчайшие нюансы. Такой подход редко можно встретить в современном кино с его конвейерным производством, поэтому я очень рад, что стал частью этого замечательного фильма».
Критики против зрителей

Как отметил Игорь Гуськов: «Момент, который не прописан в регламенте, но на мой личный взгляд, он чрезвычайно важен, - это вопрос жанров. Все жанры хороши, кроме скучного. Мы старались представить различные жанры». Конкурсная программа 2013 года в этом смысле действительно выглядит очень сбалансированной и на удивление разноплановой. Каждая лента является жемчужиной, из которой состоит ожерелье, и придает ему особую прелесть. Тем не менее, некоторые критики не оценили столь смелый шаг программного директора, сочтя, что в конкурсную программу неуместно включать ленты определенных жанров, поскольку они не соответствуют фестивальной специфике.

Voices 2013, показ фильма А.Довженко "Земля" в музыкальном сопровождении украинской фолк-группы "Даха Браха"

Так, в этом году возмущение было вызвано присутствием в конкурсе картины в жанре фентези («Бесчувственные»), в результате чего в ней стали искать недостатки, уже исходя из одной только жанровой принадлежности фильма. Нашлись и те, у кого приступ ярости вызвала комедия («Королевы ринга»). Для сравнения: зрители, выходя после показа фильма, восхищались и выражали радость, что «хоть где-то снимают кино с юмором выше пояса, и при этом интересное». Проблема – на этот раз технического свойства – сопровождала показ ленты «Студия звукозаписи Берберян»: фильм был продемонстрирован с DVD-носителя из-за того, что не открылись ключи от DCP, в итоге публика лишилась части удовольствия при просмотре.

Конечно, разница во вкусах критиков и зрителей существовала всегда, и сейчас уже глупо спорить о том, что первично – курица или яйцо. Тем не менее, при организации фестивалей о нуждах и потребностях простой публики часто забывают. В этом смысле смотр VOICES выгодно отличается от других кинофорумов, потому что не только представляет современные ленты, но и позволяет привить зрителю вкус к хорошему кино.

Voices 2013, концерт группы "Смысловые галлюцинации"

Как говорит программный директор смотра Игорь Гуськов: «Очень важно помнить, что наш фестиваль проходит не только для жюри и 30-50 профессионалов, которые приезжают к нам в гости для представления фильмов и участия в Круглом столе. Мы проходим в регионе – можно даже сказать, в русской глубинке, – и люди здесь любят эмоционально заряженное кино, и важно об этом помнить. Нужно думать не только о реакции критиков, но и о зрителе».
Автор:
Фаина Фардо
Реклама