Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 сентября 2013 11:28

Венецианский кинофестиваль 2013: Кулуары и нуары

Венецианский кинофестиваль 2013: Кулуары и нуары

Завтра, 7 сентября 2013 года на острове Лидо завершается 70-й Венецианский кинофестиваль. Сегодня заканчивается конкурсный показ – после просмотра картины Мерзака Аллуаша «Террасы» жюри во главе с Бернардо Бертолуччи усядется за крепко закрытыми дверями и примет решение, которое обязательно кого-то не устроит, вызовет «бу-у!»…Если верить рейтингам критиков, публикующимся ежедневно в итальянском киножурнале «Ciak», на данный момент лучший фильм конкурса – «Филомена» Стивена Фрирза. О ней мы уже писали. Если же верить публике, чьи рейтинги печатаются там же, на соседней странице, лучший фильм конкурса – тоже «Филомена». Что лишний раз говорит о грядущей смычке города и деревни.

постер фильма "Бродячие псы"

Но если говорить совсем уж серьезно и без оглядки на рейтинги, самым сильным фильмом (пока – лишь в кулуарах) признаны «Бродячие псы» вдохновенного тайванца Цай Мин-Ляня. Два с половиной часа почти безмолвного почти бездействия смотрится как захватывающая драма. Впрочем, лента таковой и является. В центре повествования – отец-одиночка с двумя детьми на руках. Живут они в каких-то развалинах, едят то, что удалось стащить из супермаркета. Главная нота фильма – отчаяние. Оно то вытекает слезами из глаз главного героя, когда камера несколько минут держит крупный план плачущего под собственное печальное пение человека. То оно выливается неожиданной агрессией, когда герой начинает остервенело кусать и уничтожать попавший ему в руки кочан капусты. И каждую секунды – тоска по Любви, по Женщине. Их, женщин, три в фильме. И до конца зритель не поймет – они есть наяву или только в снах героя? И кто из них кто? Не пытайтесь разгадать – сам Мин-Лянь не знает. Но он хочет, чтобы мы ЧУВСТВОВАЛИ, как чувствует он сам.

Обладатель венецианского «Золотого льва», двух серебряных медведей Берлинского фестиваля и награды ФИПРЕССИ Каннского фестиваля, Мин-Лянь так и не стал «тем, о ком говорят». Его аудитория – киноманы. Хотя, казалось бы, завораживающая красота его медленных фильмов способна растопить даже не восприимчивое к искусству сердце.

Если говорить не об официальных рейтингах, а о тех самых «кулуарных» предпочтениях, то вторым в списке здесь окажется фильм Филиппа Гернинга «Жена полицейского», показанный в самом начале Мостры. Фильм, разбитый на крохотные главки, в которых, в общем-то, ничего не происходит, кроме рутинной семейной жизни семьи молодого полицейского в сонном немецком городке. Полицейский, его красавица-жена и пятилетняя дочка живут несколько сумбурной жизнью молодой семьи. И если бы не якобы случайно попадающие время от времени в кадр синяки на теле жены, которых становится все больше, так и текла бы эта незатейливая жизнь, а зритель дружно уходил бы из зала. Но эти так и не объясненные до концы следы мужниного темперамента тянут за собой тревогу и то напряжение, которое порой ценнее самого закрученного сюжета. Несколько постмодернистская манера съемки, путешествие камеры по самым неожиданным местам и ее игра с пространством в самых неожиданных ракурсах плюс динамичная при внешней бесстрастности актерская игра – все это вывело фильм в негласные лидеры нынешнего конкурса.

постер фильма "Валенса. Человек надежды"

Зато абсолютно реалистическим, до щемящей ностальгии, оказался новый фильм Анджея Вайды «Валенса. Человек надежды» - история жизни и политического взлета Леха Валенсы. Умение осмыслять исторические переломы, дотошное расследование причин взлетов и падений людей, ирония, которую Вайда умеет поставить на службу собственному художественному методу – все это, наложившись на желание мастера исследовать личность этого незаурядного человека, вылилось в довольно точную биографию Валенсы на фоне Солидарности. И хотя сам Вайда говорит, что фильм все-таки не о Валенсе, а о Польше – той, историю которой переломил бывший портовый электрик, масштаб личности будущего президента со всеми его «за» и «против» перекрывает даже катаклизмы государства.

Сегодня же на Лидо покажут отреставрированную версию фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», и этим русское присутствие в Венеции в этом году закончится. И это – едва ли не более серьезный повод для размышлений, нежели возможный адрес «Золотого льва»-2013.
Автор:
Екатерина Барабаш специально для портала ProfiCinema.ru из Венеции
Реклама