Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 сентября 2013 12:03

Итоги IX Казанского МФМК. Голоса лауреатов

Итоги IX Казанского МФМК. Голоса лауреатов

11 сентября 2013 года завершился IX Казанский международный фестиваль мусульманского кино (МФМК). Главный приз жюри присудило фильму «Круги» (режиссер Срдан Голубович, совместное производство Сербии, Германии, Франции, Хорватии, Словении). «Решение жюри приняло абсолютно единодушно, и мне как председателю жюри не пришлось воспользоваться своим правом второго голоса», - объявляя победителя, сказал гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. Все победители получили дипломы и статуэтки с изображением знаменитой башни татарской царицы Сююмбике, стилизованной под киноленту.

Лауреатами кинофестиваля также стали:
«Лучший режиссер» - Хала Лотфи - «Новый день. Новая надежда», Египет
«Лучший сценарий» - Марджан Ашрафизадех и Али Асгар – «Письма под дождем», режиссер Марджан Ашрафизаде, Иран
«Лучший оператор» - Олег Лукичев, «Иван сын Амира», режиссер Максим Панфилов, Россия
«Лучшая актриса» - Масуме Хасемипур, «Письма под дождем», Марджан Ашрафизадех, Иран
«Лучший актер» - Небойша Глоговац и Леон Лючев – «Круги», режиссер Срдан Голубович, совместное производство Сербии, Германии, Франции, Хорватии, Словении.
«Лучший короткометражный игровой фильм – «Отец», режиссер Айнур Исмаилова, Казахстан.
«Лучший полнометражный документальный фильм» - «Поколение Кундуз - чужая война», режиссер Мартин Гернер, Германия
«Лучший документальный короткометражный фильм» - «Тающий остров», режиссер Фариз Ахмедов, Азербайджан.
«Лучший анимационный фильм» - «Деревня «Масулех», режиссер Холамреза Бахрам Азими, Иран.

Специальные призы:
От Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» - «Белые люди», режиссер Алессандро Балтера, Маттео Тортоне, Италия.

От Международной организация тюркской культуры «ТЮРКСОЙ» «за вклад в развитие кинематографа тюркского мира» - «Душа», режиссер Рашит Челикезер, Турция.

От Президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве» - режиссер Максим Швачко за фильм «Конец игры», Татарстан, Россия

От Совета муфтиев России – «Звучит азан под небом Беларуси», режиссер Сергей Лукьянчиков, Беларусь

От Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) – «Чиппендейл», к/м, Россия. Приз вручался впервые. В качестве бонуса режиссер Камила Сафина получила возможность побывать в Индии и показать там свою работу.

От Ассоциации анимационного кино России и Татарстана «Лучшие традиции национальной анимации» - «Алдар и серый волк», режиссер Рим Шарафутдинов, Башкирия.

Заметки на полях.

Впереди – юбилейный, десятый фестиваль. И он должен пройти на высочайшем уровне. По крайней мере, таковы амбиции министерства культуры. И потому не случайно во время нынешнего фестиваля было очевидно, насколько местные власти заинтересованно, а порой, не скрывая волнения, наблюдали, опрашивали гостей и журналистов о качестве фестиваля. Что надо улучшить, на что обратить внимание, как развиваться дальше?
Гости (а среди них были и профессионалы фестивального движения), и аккредитованная пресса, понимая, что к их словам будут относиться без обид, старались не только заниматься критическим анализом, но и подсказать, попросить.
И, надеюсь, что теперь Совет Министров уже окончательно поверит в важность кинофестиваля для республики, для Казани и увеличит финансирование.
А то неудобно даже сумму озвучивать. На всё про всё: показы, гости, логистика гостей и фильмов, гостинцы, полный пансион (не только завтрак, но и обед-ужин), отличный пресс- центр – 15 миллионов рублей.
Например, гостей, участников и прессы, на мой взгляд, должно быть еще больше. Казани вполне по силам стать одним из киноцентров мусульманских стран.

Фестивальные же гости поражали своим энтузиазмом. И умением добиваться своих целей. Разговариваешь с египтянкой Халой Лотфи и складывается прекрасный и поучительный сюжет преодоления обстоятельств. Фильм «Новый день. Новая надежда» снимался очень долго, с 2009 года, так туго было со средствами. Но их отсутствие и подсказало Хале Лотфи и ее 11-ти сподвижникам выход из ситуации. Они придумали «шкатулку», которая совмещает и Фонд поддержки начинающих кинематографистов, и буквальную копилку.

Принципы работы Фонда объясняет Хала Лотфи:
«Многие не знают, как правильно надо оформлять бумаги для получения грантов, где искать гранты в Египте и в странах Ближнего Востока. Другие не знают, где можно недорого арендовать помещения, павильоны или аппаратуру. В нашем же Фонде все могут получить качественные консультации и любую другую помощь. Те, кто с нашей помощью смогли получить гранты, оставляют Фонду 10 процентов от суммы. Так у нас есть средства для поддержания офиса и оказания услуг».
Хрупкая на вид египтянка обладает хорошей бизнес-хваткой. В Казани они пересмотрела почти все параллельные программы и стала обдумывать, как же получить фильмы Узбекистана, Казахстана, Башкирии, Татарстана для показа по телеканалу особенного кино. Телеканала еще нет, но у госпожи Лотфи уже есть план, как такой обустроить в Египте. Она уверена в том, что у ее нового бизнеспроекта будет хорошая и творческая, и коммерческая судьба: «Сейчас в Египте постепенно будет нормализоваться жизнь. Год застоя уже в прошлом, а наш телезритель, знаю, любит смотреть не только национальное или голливудское кино. Вот и хотим ему сделать оригинальное предложение». И можно не сомневаться, все у Халы Лотфи получится.

Энтузиазм, желание снять именно такой фильм, порой подсказывает и оригинальные идеи для сбора средств. Например, лауреат Гильдии киноведов и кинокритиков России итальянец Алессандо Балтера рассказывает:
«Об африканцах – альбиносах я прочитал во французской газете. Туринский кинофонд выделил 22 тысячи евро, а смета была 30 тысяч. Недостающую сумму мы с Маттео (соавтор фильма «Белые люди» Маттео Тортоне – прим. ПрофиСинема) добрали, устраивая для своих друзей вечеринки. Друзья покупали билеты и так поддержали наш проект».
Снимать в Африке – дело непростое. «Белый человек с кинокамерой в руках сильно рискует?» - спрашиваю я у Алессандро. «Да, - отвечает он с улыбкой, - Приходилось иногда кинокамеру держать в сумке и снимать сквозь щель. И арестовывали нас, но у нас были документы не режиссеров, а ученых, антропологов, так что с полицией Танзании удавалось договориться». Следующий проект Алессандро Балтера будет снимать в пустыне Израиля. Там, оказывается, происходит скрытая и интереснейшая жизнь. Опять риск? Итальянский философ-неформал в джинсах в стиле афроамериканских рэпперов смеется в ответ. И обещает с новым фильмом вновь приехать в Казань.

Напомним, что в оргкомитет IX Казанского МФМК поступило более 450 фильмов из 54 стран. В конкурсную программу было отобрано 50 художественных, документальных и анимационных фильмов из 27 стран Америки, Европы, Азии и Африки. Еще более 60 фильмов были показаны в рамках внеконкурсной и параллельной программ фестиваля.
Автор:
Вита Рамм
Реклама