Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 февраля 2014 13:35

«Нимфоманка. Часть 1» на Берлинале: Выходя за пределы возможного

«Нимфоманка. Часть 1» на Берлинале: Выходя за пределы возможного

9 февраля 2014 года в рамках 64 Берлинского международного кинофестиваля, проходящего с 6 по 16 февраля, состоялся внеконкурсный показ полной версии первой части «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Выбор Берлинского киносмотра для показа режиссерской версии ленты кажется логичным, поскольку именно здесь два года назад в рамках Европейского кинорынка был представлен официальный синопсис ленты, где фильм был заявлен как «светлая и поэтичная история», пусть и с элементами порнографии.

В российский прокат эротическая драма «Нимфоманка. Часть 1» выходит в День влюбленных - 13 февраля 2014 года (дистрибьютор – компания ЦПШ). Выбор даты кажется довольно забавным, особенно с учетом того, что слоган картины звучит как «Забудь о любви». Судя по всему, российский прокатчик не без успеха работает в русле, изначально выбранном группой The Einstein Couple (Филип Эйнштейн Липски и Мария Эйнштейн Билманн), выбранной продюсерами «Нимфоманки» для разработки и проведения маркетинговой кампании фильма. Именно Филип и Мария предложили дизайн первого ки-арта, выполненного в духе минимализма и символизма.

первый постер фильма "Нимфоманка"

Затем в ходе десятимесячной кампании по продвижению фильма они перешли к «тяжелой артиллерии» и выпустили серию характер-постеров с изображением героев во время оргазма, что просто не могло остаться без внимания общественности. Во-первых, это шокировало потенциальных зрителей, во-вторых, создавало вокруг ленты ореол загадочности, потому что изображения не передавали сюжет фильма, а лишь намекали на него, заставляя гадать о том, какое зрелище ждет аудиторию. В итоге грамотная стратегия продвижения настолько подогрела интерес к фильму, что он еще до выхода на экраны стал культурным феноменом.

постер фильма "Нимфоманка"

Несмотря на то, что картина уже вышла в прокат Дании 25 декабря 2013 года и уже скоро появится в кинотеатрах в ряде других стран, на Берлинале показ полной версии первой части ждали с нетерпением и заранее занимали очередь в зал. Отчасти это обусловлено тем, что «Нимфоманка» стала первой лентой в фильмографии Ларса фон Триера, процесс окончательного монтажа которой не контролировал сам кинематографист. Хронометраж режиссерской версии составлял пять с половиной часов, в итоге из коммерческих соображений лента была сокращена до четырех часов. Хотя идея «урезать» фильм не нравилась фон Триеру, он признал, что это необходимая мера.

кадр из фильма "Нимфоманка: Часть 1"

Разумеется, журналистам (особенно тем, кто уже видел прокатную версию «Нимфоманки») хотелось увидеть то, что не дойдет до широкого экрана. Но, сравнивая урезанную версию с полной, можно констатировать, что большой разницы между ними нет. Все сцены сексуального характера сохранены, но в режиссерской версии они показаны немного подробнее. То же относится к «лирическим отступлениям» и философским размышлениям героев. В остальном же эти две версии ничем не отличаются – в прокатном варианте нет потери смысла и важных моментов. Реакция журналистов на фильм в Берлине была несколько сдержанней, чем во время московского пресс-показа, но в целом он был тепло принят – по окончании показа в зале раздавались аплодисменты.

кадр из фильма "Нимфоманка: Часть 1"

Впрочем, самые активные журналисты тут же устремились в Grand Hyatt Hotel, где после демонстрации ленты была намечена пресс-конференция со съемочной группой фильма. Однако у входа в зал представителей СМИ ожидал сюрприз – им раздали журнал, изданный датским киноинститутом / Danish Film Institute, в котором было опубликовано следующее заявление Ларса фон Триера: «Я осознал, что не обладаю навыками, позволяющими мне выражать свои мысли ясно и недвусмысленно». И хотя сказано это было через полгода после печально известной пресс-конференции в Каннах, все ждали, что фон Триер сменит гнев на милость и возобновит общение с прессой. Режиссер, хоть и отказался от публичных заявлений, видимо, имел ввиду исключительно словесные высказывания, потому что на фотоколе, предваряющем пресс-конференцию, он весьма красноречиво «высказался», выйдя к фотографам в футболке с логотипом Каннского кинофестиваля. На саму же пресс-конференцию кинематографист не пришел, предоставив слово продюсеру и актерам Стэйси Мартин, Шайе Ла БафуКристиану СлейтеруУме ТурманСтеллану Скарсгарду и продюсеру Луизе Вест.

кадр из фильма "Нимфоманка: Часть 1"

В первую очередь журналистов интересовало, как давались артистам съемки сцен сексуального характера. Стэйси Мартин, для которой «Нимфоманка» стала первой работой в кино, рассказала: «Разумеется, это было непривычно и поначалу я испытывала дискомфорт, но Ларс делал все возможное, чтобы чувствовала себя непринужденно». Вторит ей и Стеллан Скарсгард: «Действительно, он может создать такую атмосферу, в которой все становится легче. Мы ведь снимали не самый простой фильм, и нам пришлось делать вещи, которые для нас были новыми и непривычными. Для этого требовалось расширять собственные рамки, выходить за пределы возможного и, тем самым, открывать в себе новые грани. Мы все очень благодарны Ларсу за этот неоценимый опыт». 

кадр из фильма "Нимфоманка: Часть 1"

Продюсер Луиза Вест рассказала о сложностях работы над лентой: «В первую очередь, препятствия для воплощения замысла в реальность крылись не в технических или организационных нюансах, а в особенностях мышления общества и представлениях о социально приемлемом. Считается, что кинематограф стоит на двух столпах: секс и насилие. Как показал наш опыт, о сексе снимать гораздо тяжелее, чем о насилии».

кадр из фильма "Нимфоманка: Часть 1"

Актеры признавались в любви фон Триеру, отзываясь о нем как о тонком, понимающем, добром режиссере с чувствительной душой. Ума Турман сказала, что вспоминает съемки в «Нимфоманке» как самое счастливое время в ее жизни. Стеллан Скарсгард отметил, что с фон Триером очень легко работать, потому что он делает все возможное, чтобы актер выполнил возложенную на него задачу. Актер резюмировал: «Фильм «Нимфоманка» - это не реализм и не сказка, а совершенно особая вселенная».


Автор:
Фаина Фардо

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме режиссер Ларс фон Триер

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама