Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 февраля 2014 01:21

Берлинале 2014: Китай наступает

Берлинале 2014: Китай наступает

С 6 по 16 февраля 2014 года проходит 64 Берлинский международный кинофестиваль / Berlin International Film Festival. В этом году в программах смотра широко представлены кинематографии стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В общей сложности в различных секциях Берлинале показано около 40 азиатских фильмов. В конкурсную программу вошла одна лента, снятая в Японии, - «Маленький дом» / «The Little House» (режиссер Ёдзи Ямада), и сразу три ленты производства Китая: «Черный уголь, тонкий лед» / «Black coal, thin ice» (режиссер Йинан Дяо), «Массаж вслепую» / «Blind massage» (режиссер Лоу Е) и «Ничья земля» / «No Man’s Land» (режиссер Нин Хао). Еще три ленты попали в другие секции смотра (Generation 14plus, Forum и Panorama). 

Одной из причин интереса к китайским фильмам является то, что в кинематографе Китая наметились любопытные тенденции, на которые не могло не обратить внимание мировое фестивальное движение. Главная особенность современного китайского кино – смещение фокуса с крупных индустриальных городов, таких, как Пекин и Шанхай, что было характерно для последнего десятилетия, на пригороды и небольшие поселения, где люди вынуждены влачить жалкое существование. Таким образом, в картинах обостряются проблемы «маленьких» людей, и тематически становится очень важен вопрос выживания в непростых экономических и социальных условиях.

За последние 12 лет кинопрокатный рынок этой страны стал вторым по прибыльности после рынка Северной Америки. В 2013 году из 25 миллиардов мировых кассовых сборов 3,6 миллиарда пришлись на кинопрокат Китая, что на 28% превысило показатель 2012 года (при этом прирост количества экранов составил 5077), в то время как Европа переживает падение сборов по сравнению с предыдущим годом. Так, в Испании бокс-офис снизился на 15%, во Франции – на 5,3%, в Германии – на 3%, в Великобритании – на 1%, причем во всех указанных европейских странах лидерами проката в 2013 году стали картины не отечественного производства, а голливудские блокбастеры. В Китае же хедлайнером с результатом 205,9 млн. долларов стало приключенческое фэнтези «Путешествие на Запад», а «Железный человек 3», занявший вторую позицию, заработал почти вдвое меньше – 124 млн. долларов.

Учитывая огромный потенциал китайского рынка, интерес зарубежных кинематографий к прокату своих лент на территории Китая не вызывает сомнений, особенно в связи с недавним известием о том, что Бюро кинематографии Китая рассматривает возможность поднять квоту на иностранные фильмы в прокате с 34 до 44 картин. Новые правила проката могут вступить в силу уже в марте 2014 года после Съезда народных депутатов Китая. Напоминаем, что в феврале 2012 года китайские чиновники уже предприняли значительное расширение квоты. Тогда, в целях повышения доходности кинотеатров, количество лент иностранного производства в прокате увеличилось с 20 до 34 при условии, что большинство этих картин должно быть представлено в форматах 3D и Imax.

Более того, нельзя оставить без внимания и еще одну тенденцию – не только Голливуд приходит в Китай, но и Китай делает все возможное, чтобы «прорубить окно» в Голливуд. Например, один из богатейших людей Китая Ли Янхонг, также известный как Роберт Ли, основал производственную компанию Aquamen Enterntainment, которая базируется в Лос-Анджелесе. Aquamen будет снимать крупнобюджетные ленты в формате 3D и анимационные фильмы, рассчитанные на семейную аудиторию.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что китайский ювелирный дом Tesiro, сотрудничавший с Берлинале начиная с 2009 года, в этом году стал генеральным партнером киносмотра. Также Tesiro поддерживает программу «Shooting Stars», тоже в статусе генерального партнера.

Соперничать с Китаем на Берлинале в этом году могло лишь немецкое кино, что видно на примере официальной программы, в которой 12 лент сняты при участии Германии (из них 10 картин – копродукция).

Все вышесказанное подтверждают и итоги киносмотра - «Золотой медведь» достался ленте производства Китая: «Черный уголь, тонкий лед» / «Black coal, thin ice» (режиссер Йинан Дяо).
Автор:
Фаина Фардо
Реклама