Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 марта 2014 08:47

Российские дебюты XII «Духа огня»

Российские дебюты XII «Духа огня»

1 марта 2014 года в Ханты-Мансийске открылся XII Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух Огня». В конкурсе российских дебютов нынешнего смотра представлено десять картин. Впервые были показаны фильмы «Крылья» Алексея Лобанова, «Тайна темной комнаты» Ольги Беляевой и «Ведьмин ключ» Рустама Мосафира. Корреспондент «ПрофиСинема» побывал на премьерах и побеседовал с авторами этих лент.

кадр из фильма "Крылья"

Фильм для детей и подростков «Крылья» повествует об 11-летнем Яше, который приезжает на лето к тете в деревню. Он пытается подружиться со своим двоюродным братом, но это оказывается непросто. Автор этой ленты – Алексей Лобанов – получил образование художника кукольного театра и закончил ВГИК по специальности «Режиссер неигрового фильма»; снимал игровые, документальные и экспериментальные короткометражки. Сейчас он работает театральным художником и мало интересуется кинематографом, так что, вполне вероятно, полнометражный дебют «Крылья» останется его единственным кинофильмом.

«Крылья» – необычное кино, с неспешным темпоритмом, настраивающим на созерцательность. Создатели постарались передать ощущения городского мальчишки, впервые столкнувшегося с красотой природы, очарованием вольной деревенской жизни и испытаниями первой настоящей дружбой. Такой сюжет нельзя подавать в грубом, реалистичном ключе, поэтому авторами была верно выбрана несколько сказочная интонация, трансформирующая бытовую реальность героев.

Одну из главных ролей достаточно убедительно исполнил Андрей Хржановский – сын и внук известных кинематографистов. Как рассказал корреспонденту портала «ПрофиСинема» Алексей Лобанов, он нашел Андрея совершенно случайно: в поиске исполнителей режиссер обошел множество самых разных питерских школ и обратил внимание на подходящего мальчика, не зная его фамилии.

Этому фильму не суждено стать заметным событием, несмотря на его сильные качества: точную игру актеров-подростков, привлекательных персонажей, выразительную атмосферу… Сам факт завершения этого проекта студией «Ленфильм» уже можно считать успешным результатом. О каком-то прокате говорить сложно, даже фестивальная судьба ленты остается туманной, хотя целевая аудитория среди подростков и молодежи у «Крыльев», безусловно, есть.

постер фильма "Тайна темной комнаты"

«Тайна темной комнаты» Ольги Беляевой – приключенческое кино для детей, сделанное в лучших традициях этого жанра. Герои ленты – мальчишки Федор и Гага – обнаруживают секретную комнату, через которую можно попасть в прошлое. Они совершают необычную экспедицию, находят новых друзей и спасают от смерти заболевшую девочку. Маленькие зрители Югры затаив дыхание следили за приключениями героев, а после показа еще долго делились друг с другом впечатлениями.

Этот фильм сделан на студии «Вертикаль» под художественным руководством Станислава Говорухина молодым режиссером Ольгой Беляевой. Как она рассказала корреспонденту «ПрофиСинема», продюсер Екатерина Маскина прочла книгу Валерия Попова «Тайна темной комнаты, которая ей очень понравилась. Она поделилась своими впечатлениями со Станиславом Говорухиным и Ольгой, работавшей вторым режиссером на картине «Weekend». Когда встал вопрос о режиссере, Станислав Сергеевич ответил: «А вот Ольга снимет». Беляева призналась, что посчитала все это шуткой, поэтому легко согласилась, о чем потом, впрочем, не пожалела. «Все так завертелось совершенно неожиданно. Может, тут есть своя мистика: просто пришло время делать что-то для детей» - призналась Ольга. Вдруг находились правильные люди, неожиданные возможности. Вся группа загорелась идеей сделать хороший детский фильм, потому что сами соскучились по таким лентам. Все объединились и выложились. Страшно старались и переживали исполнители главных ролей – мальчишки, процесс поиска которых был многоэтапным и долгим. Взрослые – известные и опытные актеры сразу согласились сниматься за очень скромные деньги. Сергей Никоненко дал согласие, как только узнал, что это не «пиф-паф». К тому же его героя зовут, как и самого Никоненко, Сергеем Петровичем – в этом виделось нечто большее, чем просто совпадение. У него получился прекрасный дуэт с Виктором Сухоруковым: их престарелые ученые, по сути – такие же мальчишки, только великовозрастные. Хочется верить, что увлекательный детский фильм дойдет до своего зрителя. Премьера «Тайны темной комнаты» в Москве состоится 30 марта в Доме кино.

кадр из фильма "Ведьмин ключ"

«Ведьмин ключ» Рустама Мосафира – продюсерский проект Рената Давлетьярова, Александра Котелевского и Андрея Новикова. ВГИКовец Мосафир сначала закончил актерскую мастерскую В. Грамматикова, затем – режиссерскую мастерскую А. Учителя. Как-то по время учебы он пришел на мастер-класс Рената Давлетьярова во ВГИКе и передал ему диск со своим студенческим фильмом «Белый-белый день». К удивлению Рустама черед пару недель его пригласили на встречу с Давлетьяровым, который предложил студенту для начала поработать у него ассистентом на картине «Моя безумная семья». После окончания этой работы Ренат Давлетьяров предложил Мосафиру сделать дебют.

Сюжет «Ведьмина ключа» основан на маленькой одноименной повести, от которой в фильме осталось очень мало. Это динамичная приключенческая лента с Петром Федоровым и Елизаветой Боярской в главных ролях. Действие разворачивается в начале XX века в сибирской тайге. Беглый каторжник – молодой революционер Павел – спасаясь от преследователей, укрывается в прииске, где знакомится с немой Устей. По наказу мужа Устя ведет Павла через тайгу в поселок, но их путь оказывается труден и смертельно опасен.

Как признался корреспонденту портала «ПрофиСинема» Рустам Мосафир, он тяготеет к жанровому кино, любит вестерны и «Ведьмин ключ» старался сделать в жанре, который, по аналогии со спагетти-вестерном, можно назвать «пельмени-вестерн». Его привлек факт, что у нас в Сибири, как и на Диком Западе, были охотники за головами из местных мужиков. Ренат Давлетьяров доверил дебютанту самому писать сценарий, который Рустам создал вместе с однокурсником Константином Сухарьковым. Фильм делался в копродукции с Казахстаном – студией «Казахфильм». Сибирскую тайгу снимали именно в Казахстане: замечательная натура нашлась на востоке страны, рядом с Алтаем.

Кастинг был открытым: пробовались разные актеры, в том числе и совсем неизвестные. Агент Елизаветы Боярской сам позвонил Ренату и предложил попробовать актрису на эту необычную для нее роль.

Рустам Мосафир пытался внести в жанровый фильм нотки авторского произведения, а Ренат Давлетьяров делал упор на динамичный экшн: режиссеру и продюсеру удалось работать на стыке интересов. Как признался Рустам, ему было непросто: «Ренат – человек очень темпераментный, и я – темпераментный, но это был для меня прекрасный опыт. Я бы с удовольствием поработал с ним еще. Для меня, по сути, «Ведьмин ключ» стал своеобразной дипломной работой, а Ренат – руководителем. Было сложно, но интересно и полезно».

Помимо фильмов «Крылья», «Тайна темной комнаты» и «Ведьмин ключ» в конкурс российских дебютов XII фестиваля «Дух огня» вошли картины: «Жажда» Дмитрия Тюрина, «Привычка расставаться» Екатерины Телегиной, «Три мушкетера» Сергея Жигунова, «Отдать концы» Таисии Игуменцевой, «Диалоги» Иры Волковой, «Иван сын Амира» Максима Панфилова и «Страна хороших деточек» Ольги Каптур.

Автор:
Алёна Сычёва
Реклама