30 апреля 2014 13:21
Прорыв китайской анимации: Технопарки и студии
С 28 апреля по 3 мая 2014 года в Ханчжоу (Китай) проходит 10-й Китайский международный фестиваль комиксов и анимации CICAF (China International Cartoon and Animation Festival), страной-гостем которого стала Россия. Основным событием второго дня работы российской делегации стало посещение «Города анимации», одного из самых крупных технопарков Китая и поездка на анимационную студию Zoland Animation.
Представители технопарка познакомили отечественных аниматоров с особенностями государственной поддержки китайской анимации. На Zoland Animation гости из России получили возможность изучить китайский опыт организации работы анимационной студии.
Китайская система государственной поддержки хорошо сбалансирована – она включает три основных направления: технологическое, финансовое и правовое. Технопарки строятся и оснащаются оборудованием за счет государства и местных властей. Курируют строительство Министерство культуры, Министерство информационных технологий и Министерство экономического развития. В рамках технологической поддержки анимационные студии имеют возможность пользоваться самым современным оборудованием и лицензионными программами, что значительно сокращает затраты компаний на их покупку и обслуживание. Оборудование устанавливается в специальных технопарках, там же оборудуются рабочие места для сотрудников компаний.
В Китае уже построено более 30 технопарков, находящихся в разных провинциях. При этом они строятся по разным проектам и существенно различаются как по размерам (площади от 35000 до 100000 кв. м.), так и по специализациям – одни используются под IT задачи, другие для создания компьютерных игр или анимации, некоторые многофункциональны.
«Город анимации» не является самым крупным в Китае, но он один из крупнейших анимационных технопарков. В год в нем производится более 30 тысяч минут анимационного контента. Впрочем, как сообщили ПрофиСинема эксперты из российской делегации, 90% продукта, производимого в подобных технопарках в Китае, назвать анимацией, даже если он отнесен к анимационным фильмам и сериалам, сложно. Менее 10% контента по качеству пригодно для использования на ТВ или в интернете. Эту же проблему отмечают и китайские эксперты. Изначально перед технопарками стояла задача выдать максимальное количество контента, и подразумевалось, что количество перейдет в качество. Однако, если это и произошло, то только отчасти и эффективность технопарка еще (с учетом огромных инвестиций) невелика.
Возможно, КПД технопарков пока и не велик, но они решают другую индустриальную задачу – становятся инкубатором, в котором появляются серьезные профессиональные команды. Как говорит президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов: «Еще 5-7 лет назад анимацией в Китае занимались студии, производившие контент по заказу голливудских мейджоров. Оригинальных китайских индустриальных проектов делалось не более 5. За последние годы наблюдается качественный рост – появились новые игроки, которые производят очень качественную анимацию, с хорошим креативом, а количество оригинальных проектов превышает сотню». Уже достигнут уровень качества, позволяющий китайским компаниям выходить на международный рынок. В частности, на азиатском рынке, они успешно конкурируют со студиями из Южной Кореи.
Не менее важными эксперты считают и две другие составляющие государственной поддержки отрасли: финансовую и правовую. В рамках финансовой поддержки китайским анимационным студиям уменьшают арендную плату до 1 июня за 1 кв. м. в месяц (на площади до 500 кв. м.), компенсируют половину процентной ставки по кредиту и дают значительные льготы по налогообложению. При этом льготы действуют первые три года работы студии и распространяются исключительно на национальные компании. На совместные предприятия или предприятия с иностранным капиталом льготы не распространяются.
Бесплатные консультации начинающим компаниям юристами, специализирующимся в области авторского права, составляют основу правовой поддержки. В последние годы Китай начал изменять свою политику в области авторского права, однако проблема тотального несоблюдения авторских и смежных прав осталась (ПрофиСинема подробно опишет ее в итоговой статье о деловой поездке в Китай).
После «Города анимации» российская делегация отправилась в одну из крупнейших анимационных студий региона Zoland Animation. На предприятии производится несколько десятков наименований различного анимационного контента (как 2D, так и 3D) общим объемом около 80 часов в год (для сравнения совокупный объем анимационного производства в России в 2013 году составил около 60 часов). На студии работает более 1000 аниматоров и еще 300 на аутсорсе.
После посещения студии президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов прокомментировал увиденное: «Меня всегда изумляет, когда я приезжаю в различные регионы Китая то, что тут одна студия по масштабам равна всей нашей индустрии. И если раньше можно было сказать, что в Китае мы видим порой достаточно посредственную анимацию и по визуальному ряду, и по творческим идеям, то сейчас очевидно, что они делают очень серьезные качественные шаги вперед и это серьезный вызов не только для российских студий, но и для студий со всего мира. Вопрос в том, что мы можем предложить со своей стороны и каким образом мы можем интегрироваться в процесс так, чтобы быть друг другу полезными. Не только конкурировать, но и сотрудничать».
Представители технопарка познакомили отечественных аниматоров с особенностями государственной поддержки китайской анимации. На Zoland Animation гости из России получили возможность изучить китайский опыт организации работы анимационной студии.
Не технопарком единым
Китайская система государственной поддержки хорошо сбалансирована – она включает три основных направления: технологическое, финансовое и правовое. Технопарки строятся и оснащаются оборудованием за счет государства и местных властей. Курируют строительство Министерство культуры, Министерство информационных технологий и Министерство экономического развития. В рамках технологической поддержки анимационные студии имеют возможность пользоваться самым современным оборудованием и лицензионными программами, что значительно сокращает затраты компаний на их покупку и обслуживание. Оборудование устанавливается в специальных технопарках, там же оборудуются рабочие места для сотрудников компаний.
В Китае уже построено более 30 технопарков, находящихся в разных провинциях. При этом они строятся по разным проектам и существенно различаются как по размерам (площади от 35000 до 100000 кв. м.), так и по специализациям – одни используются под IT задачи, другие для создания компьютерных игр или анимации, некоторые многофункциональны.
«Город анимации» не является самым крупным в Китае, но он один из крупнейших анимационных технопарков. В год в нем производится более 30 тысяч минут анимационного контента. Впрочем, как сообщили ПрофиСинема эксперты из российской делегации, 90% продукта, производимого в подобных технопарках в Китае, назвать анимацией, даже если он отнесен к анимационным фильмам и сериалам, сложно. Менее 10% контента по качеству пригодно для использования на ТВ или в интернете. Эту же проблему отмечают и китайские эксперты. Изначально перед технопарками стояла задача выдать максимальное количество контента, и подразумевалось, что количество перейдет в качество. Однако, если это и произошло, то только отчасти и эффективность технопарка еще (с учетом огромных инвестиций) невелика.
Возможно, КПД технопарков пока и не велик, но они решают другую индустриальную задачу – становятся инкубатором, в котором появляются серьезные профессиональные команды. Как говорит президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов: «Еще 5-7 лет назад анимацией в Китае занимались студии, производившие контент по заказу голливудских мейджоров. Оригинальных китайских индустриальных проектов делалось не более 5. За последние годы наблюдается качественный рост – появились новые игроки, которые производят очень качественную анимацию, с хорошим креативом, а количество оригинальных проектов превышает сотню». Уже достигнут уровень качества, позволяющий китайским компаниям выходить на международный рынок. В частности, на азиатском рынке, они успешно конкурируют со студиями из Южной Кореи.
Не менее важными эксперты считают и две другие составляющие государственной поддержки отрасли: финансовую и правовую. В рамках финансовой поддержки китайским анимационным студиям уменьшают арендную плату до 1 июня за 1 кв. м. в месяц (на площади до 500 кв. м.), компенсируют половину процентной ставки по кредиту и дают значительные льготы по налогообложению. При этом льготы действуют первые три года работы студии и распространяются исключительно на национальные компании. На совместные предприятия или предприятия с иностранным капиталом льготы не распространяются.
Бесплатные консультации начинающим компаниям юристами, специализирующимся в области авторского права, составляют основу правовой поддержки. В последние годы Китай начал изменять свою политику в области авторского права, однако проблема тотального несоблюдения авторских и смежных прав осталась (ПрофиСинема подробно опишет ее в итоговой статье о деловой поездке в Китай).
Студия Zoland Animation – пятилетку за три года
После «Города анимации» российская делегация отправилась в одну из крупнейших анимационных студий региона Zoland Animation. На предприятии производится несколько десятков наименований различного анимационного контента (как 2D, так и 3D) общим объемом около 80 часов в год (для сравнения совокупный объем анимационного производства в России в 2013 году составил около 60 часов). На студии работает более 1000 аниматоров и еще 300 на аутсорсе.
После посещения студии президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов прокомментировал увиденное: «Меня всегда изумляет, когда я приезжаю в различные регионы Китая то, что тут одна студия по масштабам равна всей нашей индустрии. И если раньше можно было сказать, что в Китае мы видим порой достаточно посредственную анимацию и по визуальному ряду, и по творческим идеям, то сейчас очевидно, что они делают очень серьезные качественные шаги вперед и это серьезный вызов не только для российских студий, но и для студий со всего мира. Вопрос в том, что мы можем предложить со своей стороны и каким образом мы можем интегрироваться в процесс так, чтобы быть друг другу полезными. Не только конкурировать, но и сотрудничать».
Другие статьи по теме Ассоциация анимационного кино России
09.04.2024
Ассоциация анимационного кино подвела итоги 2023 года
22.03.2024
Премьерный показ сериала «Акварельные краски» пройдет 31 мая
22.02.2024
Ассоциация анимационного кино проведет питчинг новых проектов в рамках выставки Kids Russia
07.02.2024
Ассоциация анимационного кино отмечает 12-летие
27.12.2023
Ассоциация анимационного кино подвела итоги 2023 года
Другие статьи по теме Китайский международный фестиваль комиксов и анимации/CICAF
05.05.2014
Помешают ли сложности перевода дороге в 1000 ли
05.05.2014
10-й Китайский международный фестиваль комиксов и анимации CICAF: Фоторепортаж
30.04.2014
Прорыв китайской анимации: Технопарки и студии
28.04.2014
Российские аниматоры в Китае – начало экспансии на азиатские рынки
23.04.2014
Россия станет страной-гостем 10-го Китайского международного фестиваля комиксов и анимации CICAF
Реклама