Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 мая 2014 13:38

67 Каннский кинофестиваль: Природа vs. урбанизм

67 Каннский кинофестиваль: Природа vs. урбанизм

В конкурсных лентах завершающегося сегодня, 24 мая 2014 года 67 Каннского международного кинофестиваля прослеживается любопытная тенденция – картины можно разделить на две категории, в одной из которых очень большое внимание уделяется природе, в другой акцент делается на урбанизме. При этом как природные явления, так и мегаполисы, являющиеся продуктом деятельности человека, в конкурсных лентах являются полноправными персонажами и придают каждому отдельному фильму многомерность.

В байопике «Сен-Лоран» Бертрана Боннелло за фауну отвечает собачка главного героя, которая гибнет в результате отравления наркотиками. Таким образом режиссер показывает, что цивилизация, хоть и создает порою вещи, являющиеся произведениями искусства (к которым относятся в том числе и наряды Сен-Лорана), на беззащитные создания она может воздействовать очень губительно. Главный посыл ленты – главный герой, несмотря ни на что, жив и по-прежнему в строю – реализуется во многом благодаря его тяге к миру природы, недаром он заводит собак одной и то же породы, отыскивая точную копию своей предыдущей собаки, и давая ей то же самое имя.

кадр из фильма "Сен-Лоран"

В картине Томми Ли Джонса «Местный», действие которой разворачивается на просторах Дикого Запада, важным сюжетным элементом являются лошади. Во-первых, они помогают людям, трудясь наравне с ними. Не случайно между главными героями завязывается разговор об именах лошадей. Он словно одушевляет животных, делая их полноправными членами этого нелегкого путешествия, и это происходит совсем не случайно. Когда герои встречают на своем пути индейцев, в намерения которых входит убийство «бледнолицых», то им приходится пожертвовать одной из лошадей. Это «жертвоприношение» спасает путешественников от неминуемой гибели. Таким образом, животное дает надежду человеку на исполнение миссии.

кадр из фильма "Местный"

Лошади имеют важное значение в сюжете «Охотника на лис» Беннета Миллера. Он олицетворяют культурную и семейную традиции. Это любимые животные матери Джона Дюпона, которых сам герой не любит, предпочитая конному другой, «низкий» вид спорта – борьбу. Сначала он сметает фигурки лошадей с полок, освобождая их для собственных наград, и это первый знак того, что герой теряет почву под ногами. Окончательно он теряет рассудок и человечность, когда после смерти матери освобождает всех лошадей, выгоняя их в поле, после чего происходит необратимое…

кадр из фильма "Охотник на лис"

Природа присутствует и в экспериментальной картине Жан-Люка Годара «Слова, прощайте!». Одним из главных действующих лиц является собака, о которой говорится, что никто не способен любить человека так сильно, как это делает собака. Она любит своего хозяина безусловной любовью, независимо ни от чего. Кроме того, Годар уделяет особое внимание пейзажам, которые благодаря качественному 3D выглядят по-настоящему впечатляюще. Когда в кадр попадает природа, изображение становится очень ярким и насыщенным, а когда действие переносится в помещение, то краски блекнут, а свет меркнет, что само по себе уже очень символично.

кадр из фильма "Слова, прощайте!"

В картине «Два дня, одна ночь» братьев Дарденнов мы, напротив, почти не видим природы. Герои часто выходят на улицу, но так как действие происходит в городе, они оказываются среди индустриальных пейзажей. И это очень показательно, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Общество в данном случае – это огромный конгломерат людей, в котором каждый отдельный человек является лишь винтиком системы, и огромная махина в любой момент может его выбросить за ненадобностью, оставив без средств к существованию.

кадр из фильма "Два дня, одна ночь"

Военная драма «Поиск» Мишеля Хазанавичуса – это манифест по поводу губительности такого продукта цивилизации, как оружие. Оно изначально создано, чтобы убивать, и используется по назначению, калеча судьбы людей. Метафорой этому служит открывающий кадр – мы видим мертвое животное, валяющееся в грязи, и сразу же понимаем, что в схватке с цивилизацией природа потерпела поражение. Конечно, «Поиск» - лента крайне политизированная и очень спорная, но, если оставить политику за скобками, и сосредоточиться исключительно на рассмотрении затрагиваемой нами темы, то это фильм показательный. По мнению Хазанавичуса, корень бед – в изначальной порочности общественной системы. Даже очень хороший человек, попадая в «гнилое» окружение, рано или поздно становится таким же, меняясь в худшую сторону, и этот процесс необратим.

кадр из фильма "Поиск"

Что касается «Мамочки», то в этой ленте Ксавье Долан пользуется интересным приемом – внутреннее состояние героя он отражает через формат кадра. Первое впечатление, которое возникает в начале просмотра - узкие рамки экранного пространства сдавливают героев. Так же квадратный кадр напоминает так популярный ныне Instagram, и начинаешь невольно гадать, является ли квадратное изображение новым трендом еще и в кинопроизводстве. Однако это намеренный ход Долана, призванный показать, что персонажи фильма зажаты своими проблемами и комплесами, и лишь изредка, в состоянии эйфории и счастья, в те краткие мгновения, когда им удается достичь гармонии с собой и миром, пространство кадра расширяется, и мы видим изображение во весь экран. Что показательно, в эти моменты герои находятся на природе, и позади – сочная зелень. Несмотря на то, что действие картины происходит по большей части в замкнутом пространстве, изображение дышит и наполнено жизнью. При этом противопоставляются дом как семейный очаг, способствующий укреплению семейных уз, и государственные учреждения, порабощающие человека. Недаром в финале Стив все-таки предпринимает попытку вырваться из холодных стен медицинского центра для трудных подростков, чтобы вновь почувствовать себя свободным.

кадр из фильма "Мамочка"

Природа и урбанизм, на первый взгляд, представляют собой две противоборствующие силы, однако они любопытным образом сливаются в фильме Андрея Звягинцева «Левиафан». С одной стороны, действие происходит в глубинке, на берегу Баренцева моря, и уже в первом кадре мы видим мощную природную стихию, по сравнению с которой человек кажется беспомощным. С другой стороны, в финале мы наблюдаем, как машины, созданные человеком, уничтожают то, что было так дорого главному герою – его дом, являющийся для него ценностью и олицетворением памяти предков. К тому же, когда сын Николая убегает из дома, чтобы побыть наедине с собой, он присаживается рядом со скелетом кита, словно говорящим, что ничто не вечно и даже природа изнашивается под действием времени. В итоге кажется, что противодействие этих двух начал не имеет конца, потому что оба сильны, и возможно, этот конфликт не может быть разрешен.

кадр из фильма "Левиафан"
Автор:
Фаина Фардо
Реклама