67 Каннский кинофестиваль: Жюри и победители делятся впечатлениями
24 мая 2014 года состоялась торжественная церемония награждения лауреатов 67-го Каннского международного кинофестиваля. Жюри под председательством Джейн Кэмпион решило присудить Золотую пальмовую ветвь Нури Бильге Джейлану за фильм «Зимняя спячка», в то время как российскому режиссеру Андрею Звягинцеву достался приз за лучший сценарий. После официальной церемонии прошли пресс-коференции жюри и победителей.
По традиции, сначала на вопросы журналистов ответили члены жюри, в которую вошли австралийский режиссер Джейн Кэмпион (председатель), французская актриса Кароль Буке, американский режиссер и сценаристка София Коппола, иранская актриса Лейла Хатами, южнокорейская актриса Чон До Ен, американский актер Уиллем Дефо, мексиканский актер, режиссер и продюсер Гаэль Гарсиа Берналь, датский режиссер, сценарист и продюсер Николас Виндинг Рефн и китайский режиссер, сценарист и продюсер, обладатель одной из наград прошлогоднего Каннского кинофестиваля Цзя Чжанке.
Джейн Кэмпион поделилась своими впечатлениями от работы в жюри Каннского кинофестиваля: «Это была очень насыщенная неделя, очень трудная, однако я очень довольна. Это удивительный опыт – узнавать, чем живет кинематографический мир, погружаться в новые удивительные истории. Режиссеры, фильмы которых мы оценивали, поражали нас своим разнообразием и удивительным, присущим только им почерком. Это всегда праздник – смотреть такое замечательное кино». Уиллем Дефо добавил: «За это время мы стали настоящей семьей. Мы ругались, мирились, обсуждали самое сокровенное. Это был прекрасный фестиваль. Очень жаль, что он подошел к концу».
София Коппола, говоря об ответственности жюри за возможную негативную реакцию режиссеров, оставшихся без наград, отметила: «Да, для нас это большая ответственность, однако не стоит забывать, что это совершенно нормально – чувствовать себя разочарованным. Это фильм, который ты делал на протяжении нескольких лет. Разумеется, его хочется защитить. Но мы не можем угодить всем – приходится выбирать».
Джейн Кэмпион рассказала о причинах, которые побудили жюри присудить столь оригинально приз жюри – самому молодому участнику конкурса 25-летнему Ксавье Долану и самому пожилому участнику конкурса – 83-летнему Жан-Люку Годару: «Мы не гнались за тем, чтобы в глазах публики и критиков это выглядело эффектно. Самым важным для нас было отметить достойный работы, и лента «Мамочка», снятая удивительным молодым режиссером Ксавье Доланом, вносила свежую струю в конкурсную программу. С другой стороны, лента Жан-Люка Годара также является новаторской работой. Дело не в возрасте. В душе Годар столь же молод, как и Долан. Оба эти режиссеры делают одно и то же, но добиваются своей цели разными средствами. Мы никого не ставили в привилегированную позицию и оценивали фильмы исключительно с точки зрения их качества и принадлежности к искусству».
Николас Виндинг Рефн поделился своим видением кинопроизводства: «С появлением новых технических изобретений, которые вошли в обиход, кино перестает быть привилегией избранных, теперь любой желающий может взять камеру и рассказать историю. Поэтому сейчас нет никаких оправданий тем, кто хочет снимать кино, но не делает этого».
На вопрос, не влияли ли политические соображения на решение о присуждении или неприсуждении наград, в частности, российской картине «Левиафан», Виндинг Рефн отметил следующее: «В первую очередь нас интересовало кино, а не политика, и мы не оценивали фильмы с точки зрения их политической ориентации, или страны производства, или по каким-либо иным критериям, которые отличаются от искусства. Нас интересовал талант режиссера и его способность рассказать историю, сделав это таким образом, чтобы зритель ему поверил и начал сопереживать, все остальное нас не интересовало». Кароль Буке добавила: «Да, нам очень понравился «Левиафан». Вы даже не представляете, сколько мы обсуждали его. В нем столько смыслов, слоев, тайных подтекстов, это поразительно целостное и глубокое произведение».
Говоря о том, чем так поразила жюри картина «Зимняя спячка», завоевавшая в итоге Золотую пальмовую ветвь, Джейн Кэмпион сказала: «Еще до просмотра фильм поразил своей продолжительностью. Мы все испугались, решив, что уснем задолго до окончания, однако в итоге лента нас так захватила, она сделана с невероятной страстью и любовью, что это передается в зрительный зал. Так что я думаю, будь фильм еще длиннее, это бы не испортило его и наше решение осталось бы прежним».
Сам же обладатель главного приза Нури Бильге Джейлан, для которого «Золотая пальмовая ветвь» стала уже шестым призом Каннского фестиваля, рассказал о своих впечатлениях на пресс-конференции лауреатов смотра: «Я чувствую себя очень странно. Я дважды завоевывал Приз жюри, да и вообще у меня много фестивальных наград, однако я заметил, что есть разница между ощущениями от Приза жюри и Золотой пальмовой ветви. Все-таки быть первым и быть вторым – это разные вещи. Сценарий я писал, не думая о коммерческих аспектах. Награды всегда приятны, но ощущение того, что ты был признан лучшим, ни с чем не сравнимо. Я посвятил свой фильм турецким людям, пожертвовавшим своими жизнями за свободу и права». Также режиссер рассказал о том, что им движет, когда он принимает решение взяться за картину: «Моя мотивация – это исследование темной стороны моей души».
Ксавье Долан, разделивший с Жан-Люком Годаром Приз жюри, поделился впечатлениями: «Со стороны жюри это невероятная щедрость – наградить нас обоих, но я считаю, что это оправдано – в конце концов, мы оба занимаемся в кино тем, что ищем свободу, только делаем это мы разными способами». Также режиссер много и эмоционально рассказывал о том, почему он добился успеха: «Вы замечали, что многие звезды, прославившиеся на весь мир, часто говорят о том, что росли в глубинке и никто из окружающих не верил, что они когда-нибудь достигнут в жизни успеха. Со мной похожая история – у меня очень много амбиций. Чем выше планка, тем большего ты можешь добиться. Никогда не нужно бояться мечтать – мечты возвышают и заставляют работать над их осуществлением».
Режиссер Аличе Рорвахер, завоевавшая Гран-при за фильм «Чудеса», уверена, что этот приз – настоящее чудо: «Это моя вторая работа – первая участвовала в секции Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров». И вот Гран-при! Это потрясающе. На церемонии награждения я так нервничала, что с трудом подбирала слова, так хотелось поблагодарить всех, кто мне помогал. К тому же, это великая честь – получить приз из рук кинематографической иконы - Софии Лорен. Мне казалось, что я прикоснулась к исторической мощи всего итальянского кино. Я невероятно польщена!»
Однако самым польщенным лауреатом выглядел Тимоти Сполл, получивший приз за лучшую мужскую роль. Каждый ответ на вопрос он сопровождал фразой: «Я так горд… я невероятно горд… я чрезвычайно горд…» Впрочем, его можно понять, потому что приз стал для актера большим сюрпризом: «Мне позвонили и просили приехать в Канны на церемонию награждения. Я и не думал, что речь идет о призе. В конце концов, у меня очень много ролей, но большинство из них – это роли второго плана. Раз в 5-6 лет мне перепадают главные роли, и каждая из них очень дорога для меня, но я даже и не мечтал о такой чести – быть в числе лауреатов Каннского кинофестиваля». И тут же, разумеется, добавил: «Я так горд!».
А вот Андрей Звягинцев, завоевавший приз за лучший сценарий, был очень сдержан. Он выразил сожаление, что в Каннах сейчас нет его соавтора Олега Негина: «Я считаю, что это больше его приз, чем мой. Мы с Олегом сделали три совместные картины, и у нас есть еще три готовых сценария. Надеюсь, что с одним из них мы запустимся очень скоро. А вообще я не понимаю, какая должна быть реакция у человека, которого зовут на сцену получать приз. Счастье. И одновременно паника, потому что нужно что-то сказать, а слов нет. Но вроде бы я справился».
Гораздо многословнее оказался Беннетт Миллер, признанный лучшим режиссером. Однако говорил он вовсе не о призах – журналистов прежде всего интересовали актеры . Миллер разъяснил: «У нас в команде были потрясающие актеры: Ченнинг Татум, Стив Каррел, Марк Руффало и другие. Если бы не они, фильм бы не «выстрелил». Все началось с того, что я обратился к Ченнингу Татуму, и он согласился легко и быстро. Всех особенно поражает Стив Каррел, потому что для него это отход от традиционного комедийного амплуа. Когда мы с ним обсуждали возможность его участия в ленте, то я сомневался, однако он предлагал удивительные вещи, при этом смотрел на меня с таким серьезным лицом, что я сразу понял – передо мной Джон Дюпон. Относительно Марка Руффало я сразу знал, что не буду делать фильм без него. Но важно учесть еще и тот факт, что недостаточно собрать на площадке прекрасных актеров – между ними должна быть химия, искра, и в данном случае она очень хорошо видна на экране».
Что же касается 67-го Каннского кинофестиваля, то его искры гаснут, чтобы с новой силой зажечься уже в следующем году, представив на суд профессионалов киноиндустрии и зрителей фильмы, которые вызывают споры и восхищение.