Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 мая 2014 02:42

67 Каннский кинофестиваль: Жюри и победители делятся впечатлениями

67 Каннский кинофестиваль: Жюри и победители делятся впечатлениями

24 мая 2014 года состоялась торжественная церемония награждения лауреатов 67-го Каннского международного кинофестиваля. Жюри под председательством Джейн Кэмпион решило присудить Золотую пальмовую ветвь Нури Бильге Джейлану за фильм «Зимняя спячка», в то время как российскому режиссеру Андрею Звягинцеву достался приз за лучший сценарий. После официальной церемонии прошли пресс-коференции жюри и победителей.

67 Каннский международный кинофестиваль, закрытие, пресс-конференция жюри

По традиции, сначала на вопросы журналистов ответили члены жюри, в которую вошли австралийский режиссер Джейн Кэмпион (председатель), французская актриса Кароль Буке, американский режиссер и сценаристка София Коппола, иранская актриса Лейла Хатами, южнокорейская актриса Чон До Ен, американский актер Уиллем Дефо, мексиканский актер, режиссер и продюсер Гаэль Гарсиа Берналь, датский режиссер, сценарист и продюсер Николас Виндинг Рефн и китайский режиссер, сценарист и продюсер, обладатель одной из наград прошлогоднего Каннского кинофестиваля Цзя Чжанке.

Джейн Кэмпион поделилась своими впечатлениями от работы в жюри Каннского кинофестиваля: «Это была очень насыщенная неделя, очень трудная, однако я очень довольна. Это удивительный опыт – узнавать, чем живет кинематографический мир, погружаться в новые удивительные истории. Режиссеры, фильмы которых мы оценивали, поражали нас своим разнообразием и удивительным, присущим только им почерком. Это всегда праздник – смотреть такое замечательное кино». Уиллем Дефо добавил: «За это время мы стали настоящей семьей. Мы ругались, мирились, обсуждали самое сокровенное. Это был прекрасный фестиваль. Очень жаль, что он подошел к концу».

София Коппола, говоря об ответственности жюри за возможную негативную реакцию режиссеров, оставшихся без наград, отметила: «Да, для нас это большая ответственность, однако не стоит забывать, что это совершенно нормально – чувствовать себя разочарованным. Это фильм, который ты делал на протяжении нескольких лет. Разумеется, его хочется защитить. Но мы не можем угодить всем – приходится выбирать».

67 Каннский международный кинофестиваль, закрытие, красная дорожка, жюри основного конкурса

Джейн Кэмпион рассказала о причинах, которые побудили жюри присудить столь оригинально приз жюри – самому молодому участнику конкурса 25-летнему Ксавье Долану и самому пожилому участнику конкурса – 83-летнему Жан-Люку Годару: «Мы не гнались за тем, чтобы в глазах публики и критиков это выглядело эффектно. Самым важным для нас было отметить достойный работы, и лента «Мамочка», снятая удивительным молодым режиссером Ксавье Доланом, вносила свежую струю в конкурсную программу. С другой стороны, лента Жан-Люка Годара также является новаторской работой. Дело не в возрасте. В душе Годар столь же молод, как и Долан. Оба эти режиссеры делают одно и то же, но добиваются своей цели разными средствами. Мы никого не ставили в привилегированную позицию и оценивали фильмы исключительно с точки зрения их качества и принадлежности к искусству».

Николас Виндинг Рефн поделился своим видением кинопроизводства: «С появлением новых технических изобретений, которые вошли в обиход, кино перестает быть привилегией избранных, теперь любой желающий может взять камеру и рассказать историю. Поэтому сейчас нет никаких оправданий тем, кто хочет снимать кино, но не делает этого».

На вопрос, не влияли ли политические соображения на решение о присуждении или неприсуждении наград, в частности, российской картине «Левиафан», Виндинг Рефн отметил следующее: «В первую очередь нас интересовало кино, а не политика, и мы не оценивали фильмы с точки зрения их политической ориентации, или страны производства, или по каким-либо иным критериям, которые отличаются от искусства. Нас интересовал талант режиссера и его способность рассказать историю, сделав это таким образом, чтобы зритель ему поверил и начал сопереживать, все остальное нас не интересовало». Кароль Буке добавила: «Да, нам очень понравился «Левиафан». Вы даже не представляете, сколько мы обсуждали его. В нем столько смыслов, слоев, тайных подтекстов, это поразительно целостное и глубокое произведение».

Говоря о том, чем так поразила жюри картина «Зимняя спячка», завоевавшая в итоге Золотую пальмовую ветвь, Джейн Кэмпион сказала: «Еще до просмотра фильм поразил своей продолжительностью. Мы все испугались, решив, что уснем задолго до окончания, однако в итоге лента нас так захватила, она сделана с невероятной страстью и любовью, что это передается в зрительный зал. Так что я думаю, будь фильм еще длиннее, это бы не испортило его и наше решение осталось бы прежним».

67 Каннский международный кинофестиваль, закрытие, пресс-конференция победителей, обладатель "Золотой пальмовой ветви" Нури Бильге Джейлан

Сам же обладатель главного приза Нури Бильге Джейлан, для которого «Золотая пальмовая ветвь» стала уже шестым призом Каннского фестиваля, рассказал о своих впечатлениях на пресс-конференции лауреатов смотра: «Я чувствую себя очень странно. Я дважды завоевывал Приз жюри, да и вообще у меня много фестивальных наград, однако я заметил, что есть разница между ощущениями от Приза жюри и Золотой пальмовой ветви. Все-таки быть первым и быть вторым – это разные вещи. Сценарий я писал, не думая о коммерческих аспектах. Награды всегда приятны, но ощущение того, что ты был признан лучшим, ни с чем не сравнимо. Я посвятил свой фильм турецким людям, пожертвовавшим своими жизнями за свободу и права». Также режиссер рассказал о том, что им движет, когда он принимает решение взяться за картину: «Моя мотивация – это исследование темной стороны моей души».

67 Каннский международный кинофестиваль, фотоколл победителей, Ксавье Долан (приз жюри)

Ксавье Долан, разделивший с Жан-Люком Годаром Приз жюри, поделился впечатлениями: «Со стороны жюри это невероятная щедрость – наградить нас обоих, но я считаю, что это оправдано – в конце концов, мы оба занимаемся в кино тем, что ищем свободу, только делаем это мы разными способами». Также режиссер много и эмоционально рассказывал о том, почему он добился успеха: «Вы замечали, что многие звезды, прославившиеся на весь мир, часто говорят о том, что росли в глубинке и никто из окружающих не верил, что они когда-нибудь достигнут в жизни успеха. Со мной похожая история – у меня очень много амбиций. Чем выше планка, тем большего ты можешь добиться. Никогда не нужно бояться мечтать – мечты возвышают и заставляют работать над их осуществлением».

67 Каннский международный кинофестиваль, церемония награждения лауреатов, Аличе Рорвахер и София Лорен - «Гран-при» - фильм Le Meraviglie (The Wonders)

Режиссер Аличе Рорвахер, завоевавшая Гран-при за фильм «Чудеса», уверена, что этот приз – настоящее чудо: «Это моя вторая работа – первая участвовала в секции Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров». И вот Гран-при! Это потрясающе. На церемонии награждения я так нервничала, что с трудом подбирала слова, так хотелось поблагодарить всех, кто мне помогал. К тому же, это великая честь – получить приз из рук кинематографической иконы - Софии Лорен. Мне казалось, что я прикоснулась к исторической мощи всего итальянского кино. Я невероятно польщена!»

67 Каннский международный кинофестиваль, фотоколл победителей, Тимоти Сполл (Лучшая мужская роль)

Однако самым польщенным лауреатом выглядел Тимоти Сполл, получивший приз за лучшую мужскую роль. Каждый ответ на вопрос он сопровождал фразой: «Я так горд… я невероятно горд… я чрезвычайно горд…» Впрочем, его можно понять, потому что приз стал для актера большим сюрпризом: «Мне позвонили и просили приехать в Канны на церемонию награждения. Я и не думал, что речь идет о призе. В конце концов, у меня очень много ролей, но большинство из них – это роли второго плана. Раз в 5-6 лет мне перепадают главные роли, и каждая из них очень дорога для меня, но я даже и не мечтал о такой чести – быть в числе лауреатов Каннского кинофестиваля». И тут же, разумеется, добавил: «Я так горд!».

67 Каннский международный кинофестиваль, фотоколл победителей, Андрей Звягинцев (Лучший сценарий)

А вот Андрей Звягинцев, завоевавший приз за лучший сценарий, был очень сдержан. Он выразил сожаление, что в Каннах сейчас нет его соавтора Олега Негина: «Я считаю, что это больше его приз, чем мой. Мы с Олегом сделали три совместные картины, и у нас есть еще три готовых сценария. Надеюсь, что с одним из них мы запустимся очень скоро. А вообще я не понимаю, какая должна быть реакция у человека, которого зовут на сцену получать приз. Счастье. И одновременно паника, потому что нужно что-то сказать, а слов нет. Но вроде бы я справился».

67 Каннский международный кинофестиваль, фотоколл победителей, Беннетт Миллер (приз за лучшую режиссуру)

Гораздо многословнее оказался Беннетт Миллер, признанный лучшим режиссером. Однако говорил он вовсе не о призах – журналистов прежде всего интересовали актеры . Миллер разъяснил: «У нас в команде были потрясающие актеры: Ченнинг Татум, Стив Каррел, Марк Руффало и другие. Если бы не они, фильм бы не «выстрелил». Все началось с того, что я обратился к Ченнингу Татуму, и он согласился легко и быстро. Всех особенно поражает Стив Каррел, потому что для него это отход от традиционного комедийного амплуа. Когда мы с ним обсуждали возможность его участия в ленте, то я сомневался, однако он предлагал удивительные вещи, при этом смотрел на меня с таким серьезным лицом, что я сразу понял – передо мной Джон Дюпон. Относительно Марка Руффало я сразу знал, что не буду делать фильм без него. Но важно учесть еще и тот факт, что недостаточно собрать на площадке прекрасных актеров – между ними должна быть химия, искра, и в данном случае она очень хорошо видна на экране».

67 Каннский международный кинофестиваль, церемония награждения лауреатов, победители

Что же касается 67-го Каннского кинофестиваля, то его искры гаснут, чтобы с новой силой зажечься уже в следующем году, представив на суд профессионалов киноиндустрии и зрителей фильмы, которые вызывают споры и восхищение.

Автор:
Нина Ромодановская, Матвей Ромодановский
Реклама