Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 июня 2014 15:04

Киноиндустрия в Европе и в России: Национальные модели. Общий рынок

Киноиндустрия в Европе и в России: Национальные модели. Общий рынок

7 июня 2014 года на 25-м «Кинотавре» прошел круглый стол, посвященный продвижению кино в Европе, цель которого познакомить профессиональное сообщество с нестандартными схемами, по разным причинам, недостаточно востребованными или неизвестными в России. Новую для российского рынка организацию Euuropean Film Promotion (EFP) представляли сооснователь EFP Клаудиа Ландебергер и директор по проектам Карен Дикс.

Также на круглом столе выступали представитель России в Eurimages Леонид Демченко, немецкий продюсер Симона Бауман, программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева.

Открывая мероприятие, модератор круглого стола Андрей Плахов сказал, что его цель познакомить профессиональное сообщество с нестандартными для отечественного рынка схемами продвижения кино в Европе, доступными и для России, но по разным причинам недостаточно востребованными или вовсе неизвестными его участникам.

European Film Promotion (EFP) – европейская фабрика звезд

Существенную часть круглого стола составил доклад Клаудии Ландебергер и Карин Дикс, представляющих организацию, занимающуюся раскруткой европейских фильмов и имен - European Film Promotion (EFP). EFP была основана в 1997 году, с офисом в Гамбурге для поддержки небольших национальных кинематографий на европейском уровне. Как сказала сооснователь EFP – в конце 90-х пришло понимание, что необходимо объединить усилия нескольких стран для совместного продвижения своих фильмов и актеров на европейский и мировой рынок.
В каждой стране-участнице EFP представляет отдельная организация – это может быть государственный орган (министерство культуры, агентство по кинематографии и др.), либо негосударственная  организация (ассоциация, национальный институт и т.п.), но в любом случае некоммерческая организация, имеющая достаточную компетенцию, а также бюджет на продвижение и уплату членских взносов. Из членских взносов и взносов коммерческих партнеров формируется бюджет EFP, который тратится на различные проекты организации.
Самый известный проект EFP — Shooting Stars, запуская который организаторы ставили своей целью вывести выдающихся европейских актеров на уровень голливудских звезд. Ежегодно каждая страна участник делегирует для участия в проекте актера, которого она считает наиболее важным для раскрутки. Как правило, это уже национальная знаменитость, пока еще плохо известная за пределами своей страны. Затем следует целый комплекс работ. Например, на Берлинале проходит несколько дней непрерывных встреч с крупнейшими мировыми продюсерами и кастинг-директорами. Завершается цикл очень красивым мероприятием в рамках Берлинале: в фестивальном дворце устраивается специальная церемония со звездной дорожкой, дорогими нарядами, журналистами и участниками рынка.  
Проект Shooting Stars открыл миру Дэниэла Крэйга, Кэри Маллиган и Людивин Санье, которые сегодня по праву считаются звездами мирового уровня.
Второй проект EFP – West Wind. Он заключается в том, чтобы промотировать снятые и отобранные странами-участницами фильмы, а также создавать условия для появления новых копродукций. Функционирует она аналогично программе Shooting Stars: каждая страна отбирает фильм, который впоследствии входит  в число фильмов демонстрирующихся как на крупнейших фестивалях, на всех континентах, так и в рамках специальных недель европейского кино.
Подобное мероприятие уже проходило в Москве в 2013 году, основной фокус был сделан на привлечение внимания профессиональной аудитории. В октябре 2014 года аналогичное мероприятие вновь планируется провести в Москве, но сделать его более зрительским. Каждый фильм программы будет представлять режиссер или актер.
Подобная практика, по мнению присутствовавших на круглом столе экспертов, способствует увеличению интереса к европейской киноиндустрии.
Россия пока не участвует в EFP по причине отсутствия в нашей стране организации партнера EFP. Но принципиально такое участие возможно. Андрей Плахов, завершая презентацию, в шутку сказал: «Мы все никак не можем понять, Европа мы или нет, а когда и если поймем, что мы Европа — обязательно присоединимся к программе EFP».

Eurimages: количество проектов растет

С 1 марта 2011 года Россия стала членом фонда поддержки европейского кино Eurimages, созданного старейшей в Европе международной политической организацией - Советом Европы. Представитель России в  Eurimages Леонид Демченко рассказал об успешном опыте работы организации, которой в этом году исполняется 20 лет.
Высокий уровень отбора проектов подтверждается высокими наградами. За время существования фонда поддержанные им фильмы 8 раз получали награды самого престижного фестиваля – Золотую пальмовую ветвь, в том числе подряд три предыдущих года: «Любовь» Михаэля Ханеке, «Жизнь Адели» Абделатифа Кешиша и «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана.
Годовой бюджет организации – 25 миллионов евро. Преимущественно он тратится на поддержку проектов в производстве (выделяемая сумма на проект не может превышать 500 тысяч евро, или 17% бюджета картины).
Все российские фильмы, которые претендовали на поддержку фонда, ее получили. Этот беспрецедентный результат свидетельствует о хорошем уровне подготовки проектов отечественными продюсерами.
Решения о поддержке принимаются на специальных заседаниях фонда, которые проходят 4 раза в год. Леонид Демченко отметил, что подобная практика позволяет получать поддержку именно тогда, когда она нужна.
Все это приводит к росту заинтересованности в сотрудничестве с Eurimages продюсеров и росту числа заявок. Например, в летнюю сессию, которая пройдет в конце июня, планируется рассмотреть около 60 проектов, что значительно больше, чем обычно.
Кроме поддержки проектов в производстве, Eurimages выделяет финансирование на кинопрокат и кинопоказ. В России поддержкой фонда пользуются сегодня всего семь кинотеатров, московские «Пионер» и «35 мм», а также кинотеатры из Калининграда и Санкт-Петербурга. Для получения поддержки в 15 тысяч евро необходимо, чтобы от 45-50%  репертуара кинотеатра составляло европейское кино. Если демонстрируются фильмы, поддержанные Eurimages, то кинотеатр получает ежегодный бонус в размере 5 тысяч евро.
Кроме того, Eurimages  имеет программы по цифровизации кинотеатров, демонстрирующих европейское кино, которые позволяют получать дополнительно около 30 тысяч евро.

Российские продюсеры не заинтересованы в копродукциях?

Как отмечают некоторые эксперты, в последнее время в России намечается спад интереса к копродукции, и наши компании тяготеют к национальному производству. Немецкий продюсер Симона Бауман сообщила, что из всех стран Германия за последние десять лет сделала больше всех копродукций с Россией, и два года назад было даже подписано соглашение с Фондом кино о совместном кинопроизводстве. Однако полтора года назад, по словам Симоны Бауман, российская сторона расторгла это соглашение в одностороннем порядке, и на многочисленные запросы от Германии Министерство культуры не дало ответа. Впрочем, нельзя сказать, что процесс создания копродукций остановился совсем. Например, на вторую половину лета намечено начало съемок российско-немецкого проекта «Милый Ханс, дорогой Пётр». По словам Бауман, российские продюсеры отказываются от проектов с миноринарным участием, но охотно работают на проектах, где выступают мажоритариями.
Завершая круглый стол, Андрей Плахов выразил надежду на продолжение развития плодотворных и взаимовыгодных отношений с Европой.
Автор:
Матвей Ромодановский
Реклама