Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 февраля 2015 13:23

Берлинале 65: Русская история, албанская девственница и международный секс

Берлинале 65: Русская история, албанская девственница и международный секс

65-й Берлинский международный кинофестиваль / Berlin International Film Festival (5-15 февраля 2015 года) близится к финалу. В конкурсе показали «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, «Эйзенштейна в Гуанахуато» Питера Гринуэя, а также неожиданно интересное и вдохновенное кино дебютантки из Италии Лауры Биспури «Клятвенная девственница».
Идеалисты недостроенной России
Эпическая лента «Под электрическими облаками» Алексея Германа разбита на несколько глав о разных людях из разных времен между прошлым и будущим. Связывает их недостроенный дом, к которому по ходу фильма предлагают то достроить купол или шпиль, то вообще снести. Герои – архитектор дома, дети архитектора, инвестор строительства, оформлявший сделку нотариус, сотрудники заповедника, который собираются уничтожить, чтобы освободить место под строительство того самого дома. Толпа лишних людей, ненадежных, одиноких. Поминают про большую войну (фильм снимали в копродукции с Украиной и работу начали до всех сегодняшних событий). Сюрреалистичные и одновременно узнаваемые пейзажи, переодетые гусарами сотрудники заповедника и роботы, инертность пополам с мечтательностью, отсутствие настоящего и вечная надежда на будущее.
кадр из фильма "Под электрическими облаками"

Понятно, что речь идет о судьбах родины, что недостроенный дом – символ новой России, которую пытались построить после крушения Советского Союза, что ничего не получилось, но идеалисты все еще надеются, хотя вокруг руины, а в воздухе витает ожидание войны. По масштабу поставленной задачи и ее реализации это лучший и самый большой на сегодня фильм Алексея Германа. Является ли он продуктом исключительно для внутреннего потребления – вопрос. «Под электрическими облаками» в любом случае – кино сложное, что для иностранцев, что для отечественных зрителей (очень хочется надеяться, что до зрителя в России фильм Германа дойдет, потому что пока ситуация неопределенная). Понять эту систему можно, лишь представляя себе историю постсоветской России. Русскому зрителю из тех, кому «за 35», это проще. Но не стоит думать, будто история этого периода для современного западного мира темный лес. Распад Союза был важнейшим историческим событием, и те, кто интересовался окружающим миром, хотя бы в общих чертах представлял себе постсоветскую историю, сложить дважды два сумеют.
Секс в Берлине
Популярной темой фестиваля стал секс, сексуальные преступления, сексуальная и гендерная самоидентификация.
В программе Berlinale Special Gala показали «Пятьдесят оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон. Режиссер адаптировала для экрана роман о страсти практикующего садо-мазо миллиардера и выпускницы литературного факультета университета. Книга начиналась как фанфик по «Сумеркам», автор Э. Л. Джеймс написала два продолжения. То ли из-за того, что зрели «Пятьдесят оттенков серого» на старых дрожжах «Сумерек», то ли из-за эротического содержания, но вся трилогия стала бестселлером.
кадр из фильма "Пятьдесят оттенков серого"

Экранизацию «маминого порно» (такое прозвище закрепилось за серией по причине того, что ее особо полюбили замужние женщины за 30) от кавалера ордена Британской империи Тейлор-Джонсон ждали с интересом. Интерес подпитывали и слухи о вражде, царившей на съемочной площадке между режиссером и автором романа. Фильм получился довольно смешным – какие-то аспекты повествования режиссер довела до абсурда. Ожидаемое садо-мазо на экране вышло причесанным и гламурным. Сыгравшая главную женскую роль Дакота Джонсон (кстати, дочь Дона Джонсона и Мелани Гриффит) проявила актерскую отвагу, а вот ее партнер по фильму Джейми Дорнан ничего неприличного не показал.
Зато всевозможное неприличное появлялось крупным планом в хулиганской и эксцентричной конкурсной картине «Эйзенштейне в Гуанахуато» Питера Гринуэя. Британец – давний поклонник Эйзенштейна, он познакомился с его творчеством еще в 17 лет, на сегодняшний день собрал в своей библиотеке все биографии своего кумира, хорошие и плохие. Фильм Гринуэя – история путешествия Эйзенштейна в Мексику, где тот планировал снимать фильм «Да здравствует Мексика!» По Гринуэю, русский режиссер, находящийся на пике славы, приезжает в эту страну и поддается очарованию своего мексиканского сопровождающего. Тот и лишает его невинности: соответствующая сцена лишения показана медленно, основательно и во всех подробностях. Красавец-мексиканец одержим темами смерти и секса, эта одержимость поражает Эйзенштейна, после этого путешествия он вернется в Советскую Россию другим человеком.
фото со съемок "Эйзенштейн в Гуанахуато"
В разделе спецпоказов программы Panorama показали «Меня зовут Майкл» Джастина Келли с Джеймсом Франко и Закари Куинто. Продюсер проекта – Гас Ван Сент. Как-то он прочел в The New York Times статью о гей-активисте, который перековался, женился, стал пастором и проповедником семейных ценностей. Ван Сент позвонил Франко с предложением делать кино, основанное на этой истории, а в режиссеры пригласил своего протеже Келли. Франко же и сыграл в фильме главную роль. Его Майкл, молодой, успешный, счастливый в личной жизни человек, вдруг начинает испытывать приступы паники и страха смерти. Он становится все более религиозным, решает отречься от своей гомосексуальности, пытается обрести истинное «я» и находит его в библейском колледже в Вайоминге. Там же он знакомится со своей будущей женой (Эмма Робертс).

кадр из фильма "Майкл"
Ван Сент и Келли сделали хитрый финал, давая понять, что к сердечным проблемам героя бог никакого отношения не имеет, а значит, и проснувшаяся в Майкле вера основана на фикции. Впрочем, и режиссер, и актеры общались с прототипом – он оказался поклонником Ван Сента и был счастлив, что играть его будет Франко, фильм смотрел вместе с женой и претензий не имел, как говорил в своих интервью Келли. В Берлине состоялась европейская премьера фильма, мировая была неделей раньше на «Санденсе».
Еще один «санденсовский» участник берлинской «Панорамы», также неожиданно раскрывающий тему – «Противный ребенок» Себастьяна Сильвы. Это история пары, которая хочет завести ребенка, родить им должна их близкая подруга – парни поочередно сдают анализы, но в целом живут как и прежде. Неожиданно троица привлекает внимание соседа, называющего себя «Бишоп», который их буквально преследует. Ровно на этом моменте фильм делает крутой поворот и из политкорректного высказывания о праве всех на семью, превращается в совсем иное, морально двусмысленное кино о том, что человек способен на все, а потом способен жить дальше.
Из женщины в мужчину и обратно
Под занавес Берлинале показали фильм «Клятвенная девственница», режиссерский дебют итальянки Лауры Биспури, который неожиданно вызвал ажиотаж. Пресс-показ немного задержали, и перед входом во дворец фестиваля выстроилась огромная очередь. В пресс-центре смели со столов пресс-кит фильма. И еще до показа пошли слухи, будто эта картина имеет хорошие шансы на какой-нибудь из главных призов.
Юная Ханна после смерти своих родителей отправляется жить к дяде с тетей, сближается со своей одногодкой-кузиной Лилей, постепенно замечает, что мир вокруг принадлежит мужчинам. Женщинам много чего нельзя, от глобального до нелепого (мать семейства зачитывает целый список), нарушение карается сурово. Пройдут годы, Лиля влюбится и сбежит с любимым в Италию. Хана найдет другой путь, она станет клятвенной девственницей. По традиции в Албании женщина могла стать мужчиной: сменить имя, переодеться в мужское и получить все права мужчин, но взамен и отказаться от секса и семьи. И отношение к таким людям в патриархальной Албании совершенно нормальное. После смерти дяди и тетя Ханна, которая теперь стала Марком, едет к Лиле в Италию. В мир, не заточенный исключительно под мужчину. И в этом мире Марк пройдет свой обратный путь от мужчины к женщине.
кадр из фильма "Клятвенная девственница"
Тема тела, сексуальности, гендера – одна из самых исследуемых в современном искусстве. Но даже в таких условиях Биспури удалось сделать нечто свежее. Кроме самой темы, связанной с реальной социальной практикой на Балканах, кроме мощной идеи о том, что все это происходит не где-то за океаном, не в джунглях Амазонки, а в нескольких часах на пароме от Италии, у итальянки очень четкая и цепкая режиссура. А кроме того у нее была идеальная исполнительница главной роли Альба Рорвахер, которая отлично справилась со своей интереснейшей задачей – сыграть мужчину в женщине и превращение этого мужчины обратно в женщину. Критика в один голос сравнивает Рорвахер с Тильдой Суинтон.
кадр из фильма "45 лет"
О том, оправдаются ли прогнозы и слухи, узнаем очень скоро. Впрочем, очевидного фаворита у критики все же нет. Согласно рейтингу журнала Screen, самые высокие оценки (3,4) пресса выставила драме «45 лет» Эндрю Хэя. Больше трех баллов получили и «Перламутровая пуговица» документалиста Патрисио Гусмана, «Клуб» Пабло Ларраина, «Такси» Джафара Панахи и «Вулкан Иксканул» Хайро Бустаманте. Самые низкие оценки у фильма-открытия «Никому не нужна ночь» Изабель Койшет (1,7), а также у «Дневника горничной» Бенуа Жако (1,7), «Королевы пустыни» Вернера Херцога (1,9) и «Когда мы мечтали» Андреаса Дрезена (1,9). Но последние рейтинги были опубликованы до того, как в Берлине показали фильмы Гринуэя, Германа и Биспури.
65-й Берлинский кинофестиваль закроется вечером 14 февраля, на церемонии закрытия имена победителей назовут члены международного жюри под председательством режиссера Даррена Аронофски
Автор:
Марина Латышева из Берлина
Реклама