Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 июня 2015 14:50

Волчья стая на 37-м Московском кинофестивале

Волчья стая на 37-м Московском кинофестивале

Сегодня, 19 июня 2015 года фильмом Жан-Жака Анно «Тотем волка» откроется 37-й Московский международный кинофестиваль. Создатель «Имени розы», «Семи лет в Тибете», «Врага у ворот» также возглавляет и жюри конкурса, кроме того, в рамках фестиваля пройдет и его ретроспектива. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов назвал его главным гостем фестиваля.

Никто из животных не пострадал

«Тотем волка» - о двух китайских студентах, приехавших прямо со своими книгами в степь внутренней Монголии, к кочевым пастухам. Те буднично ведут борьбу с волчьими стаями за место обитания. Но в последнее время появилась еще одна напасть - чиновники, у которых свои представления о том, как надо управляться с местной природой. Причем, если с волчьими стаями пастухи образуют вполне стройную систему сосуществования, то с чиновниками труднее. Один из студентов – четвертая сторона в этих непростых отношениях. Глядя вокруг, он испытывает скорее душевный трепет, чем желание немедленно все освоить для процветания народа. По причине этого трепета однажды он утаил от пастухов случайно выжившего волчонка и принялся выращивать его на цепи, пытаясь приручить.

Это двухчасовое фантастически красивое кино – конечно размышление о природе, о цивилизации, о природе цивилизации и о том, что человечество, выражаясь словами агента Смита из «Матрицы», это вирус. И хотя на послефильмовой пресс-конференции режиссер просил не считать «Тотем волка» чисто анималистической лентой, сложно отвлечься от самой картинки (изумительная операторская работа Жана-Мари Дрюжо) и от интереснейших, временами пугающих съемок животных. Волки тут строят баррикаду из убитых овец, чтобы выбраться из загона и сбежать от пастухов, морозят мертвых антилоп в зимней степи, чтобы весной вернуться за этой оттаявшей едой. Лошади бросаются в озеро и застывают в чудовищных позах. Все это – под музыку Джеймса Хорнера. И хотя некоторые спецэффекты, разумеется, есть, «волчьи» съемки, по заверениям режиссера, почти все натуральные.

кадр из фильма "Тотем волка"

На пресс-конференции Анно прежде всего заявил, что счастлив снова быть в Москве, которую он очень любит, как и русское кино. Ну а потом рассказал о своих волках. В мире есть дрессировщики, работающие с этими зверями специально для кино. Но для «Тотема волка» нужны были именно представители вымирающей породы, обитающие в Монголии. Потому для работы над фильмом он пригласил самого именитого дрессировщика, Эндрю Симпсона. Тот четыре года жил в Пекине, выращивал волчат для фильма. Съемки начались летом 2012 г. и длились почти год (в целом работа над «Тотемом волка» заняла семь лет). Дрессировщик также отвечал за безопасность и комфорт животных, и во время съемок не было ни одного инцидента. По словам Анно, сентиментальный Симпсон привязался к животным и добился того, чтобы ему разрешили вывезти их в Канаду. Теперь снимавшаяся в фильме стая живет у него в окрестностях Калгари.

В расписании Московского кинофестиваля много интересного, и по традиции в основном все самое интересное сосредоточено вне основного конкурса. Обо всем этом «Профисинема» еще будет рассказывать. Пока же обратим внимание на две очень разные спецпрограммы, посвященные двум немецкоязычным режиссерам, Ульриху Зайдлю и Райнеру Вернеру Фассбиндеру.

Ульрих Зайдль. Возвращение к истокам

Программа «Ульрих Зайдль. Грани метода» - это три фильма самого остроглазого из современных режиссеров, ретроспектива, отражающая почти два десятилетия его жизни. Программа составлена любопытно. «Звериная любовь» (1996г.) – продукт эпохи расцвета Зайдля-документалиста. Автора, обратившего внимание на самое распространенное существо привычного нам, вернее, ему, мира – с виду благополучного обывателя из среднего класса. Фильм о любителях четвероногих, вступающих в чрезвычайно интимные и эмоциональные отношения со своими питомцами. В консервативной западной, преимущественно американской прессе и по сей день распространен следующий тезис: «Эмансипированные женщины – это такие существа, которые очень любят собачек, но не выносят мужчин». Не сказать, что Зайдль снимал о таких, к тому же он обратил свой взор на оба пола. Да вообще он далек от консерватизма. Но его герои – члены огромного сообщества, при этом удивительно одинокие, не способные раскрыться друг другу и потому направляющие весь нерастраченный пыл на своих собак.

кадр из фильма "Звериная любовь"

«Собачья жара» (2001г.) – громкий дебют Зайдля в игровом кино, получивший приз жюри Венецианского фестиваля. Это истории о жителях пригорода, сатанеющих от зноя и превращающих все то же одиночество и душевную изоляцию в патологию. Зайдль несколько лет ждал нужной ему погоды, а во время съемок заставлял актеров несколько часов париться в автомобилях, чтобы они реально вспотели и, наверное, еще и для того, чтобы они слегка озверели. В этом первом для Зайдля фильме с профессиональными актерами появляется актриса, которая станет одной из его любимых – Мария Хофштаттер, которую можно увидеть, например, и в недавней «райской» трилогии.

кадр из фильма "Собачья жара"

Дальше программа перепрыгивает через все игровые работы режиссера, сразу к его прошлогодней ленте «В подвале», также документальной. Фильм впервые показали на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, в конкурсе он не участвовал, но был одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля. Это фильм основан на бытовом явлении: в Австрии (и Германии, кстати, тоже) за квартирами часто закреплено подвальное помещение, в которых владельцы складируют всякий важный хлам, а на деле – собственные необычные страсти. В этой смешной и трагической, остросоциальной и в то же время очень какой-то уютной работе, в произведении искусства и одновременно в кавалькаде бытовых нагромождений уже даже не прячется основной принцип режиссера Ульриха Зайдля. Принцип стирания грани между игровым и документальным кино, который именно в «В подвалах» достиг какой-то совсем уж запредельной четкости.

Райнер Вернер Фассбиндер. О времени и о нем

Совсем другого типа – программа «Вокруг Фассбиндера». Если ретроспектива Зайдля – четкий взгляд на творческий метод, то эта программа пытается объять необъятное и, надо признать, не без успеха. Дюжина фильмов, из которых собственно знаменитый немец представлен всего одним. Это «Эффи Брист Фонтане» с Ханной Шигуллой, адаптация одноименного романа Теодора Фонтане, попавшая в тысячу лучших фильмов всех времен по версии The New York Times.

кадр из фильма "Эффи Брист Фонтане"

Другие фигуранты программы – это, например, «Фассбиндер: любить, не требуя» (2015 г.) – портрет героя, нарисованный его близкими, с успехом показанный зимой в программе «Панорама документе» в рамках Берлинале. Датчанин Кристиан Браад Томпсон познакомился со своим героем еще в 1969 году в Берлине, во время фестиваля, они редко виделись, но оставались друзьями на расстоянии. Его работа – тонкий и подробный разбор режиссера и человека. Другой документальный портрет – «Ролевые игры. Женщины о Фассбиндере» Томаса Хоникеля (1992г.). О нем говорят четыре его звезды - Ханна Шигулла, Ирм Херманн, Маргит Карстенсен и Розель Цех. Наконец, «Разговор с Райнером Вернером Фассбиндером» Петера Янсена (1978 г.) – это сам герой, это выдержки из интервью режиссера известному кинокритику.

кадр из фильма "Фассбиндер: любить, не требуя"

Эта программа выстроена даже не только вокруг Фассбиндера. Но вокруг времени тотального насилия и стремления к тотальному же освобождению. Стоит обратить внимание и на «Непримирившиеся, или где правит насилие, помогает только насилие» Жан-Мари Штрауба (1965 г.), адаптацию «Бильярда в половине десятого» Генриха Белля, историю трех поколений немецкой семьи. И на обладателя «Золотого Медведя» Берлинале «Давида» Питера Лилиенталя (1979 г.) о еврейском парне в нацистском Берлине. Или на «Красное солнце» Рудольфа Томе (1970 г.) о революционных шестидесятых в Мюнхене, несколько даже гротескный фильм об образе жизни целого поколения. Тут и фильмы друзей и коллег-современников Фассбиндера – «Голубка» Даниэля Шмида (1974 г.) и «Королевство Неаполь» Вернера Шретера. По словам программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, не было смысла в который раз показывать фильмы классика, которые все знают. Эта программа тем и интересна, что демонстрирует контекст, показывает взгляд режиссера на самого себя, взгляд его близких на него и на само их время.

«Ульрих Зайдль. Грани метода». С 21 по 25 июня, кинотеатр «КАРО Октябрь».
«Вокруг Фассбиндера». С 20 по 25 июня, кинотеатры «КАРО Октябрь» и «Иллюзион».
Автор:
Марина Латышева
Реклама