Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 июня 2015 13:41

На 37-м Московском кинофестивале вспомнили об Украине

На 37-м Московском кинофестивале вспомнили об Украине

В выходные, 20 и 21 июня 2015 года в конкурсе 37-го Московского кинофестиваля показали в том числе «Арвентур» Ирины Евтеевой, непростую и изысканную смесь Александра Грина и даосской притчи от режиссера-экспериментатора, работающей на стыке игрового кино и анимации. Ну а перед журналистами появились члены жюри основного конкурса ММКФ и конкурса документальных фильмов. Речь зашла и о политике.

Открыватели окон

Оба состава жюри дали свои пресс-конференции в субботу. Жюри под руководством Жана-Жака Анно говорило о Москве и Никите Михалкове, а также о том, от чего их оторвал Московский кинофестиваль. К примеру, Жаклин Биссет заявила, что ни от чего: на данный момент обладательница «Золотого Глобуса» свободна, но недавно закончила работу сразу над двумя фильмами, в частности над адаптацией романа «Пьер и Жан» Ги де Мопассана. Фернандо Соколович и Фред Брайнерсдорфер заняты комедиями. Причем, для немецкого сценариста, написавшего «Последние дни Софии Шолль» и «13 минут» (которые как раз и показывают на нынешнем ММКФ), это будет первая комедия. Впрочем, она все равно посвящена политике – теме мигрантов Германии. Алексей Федорченко занят подготовительным процессом научно-фантастического триллера «Малыш» по повести братьев Стругацких. Но об этом его проекте было известно и раньше.

37 Московский кинофестиваль, пресс-конференция жюри основного конкурса, актриса Жаклин Биссет

Гости России активно признавались в любви к Москве и к ММКФ. Жаклин Биссет заявила, что для нее Московский фестиваль есть продолжение личности Никиты Михалкове, человека элегантного и важного. А Фред Брайнерсдорфер фактически сравнил президента фестиваля с Петром Великим: «Каждый фестиваль, - заявил немецкий сценарист, - это большое окно, открывающееся в мир кино, и Никита Михалков – великолепный открыватель окон».

37 Московский кинофестиваль, пресс-конференция жюри основного конкурса, режиссер Алексей Федорченко

Алексей Федорченко не стал впадать в подобную образность, зато высказался по одной из самых актуальных политических тем. «Мне одновременно поступило два предложения для участия в жюри двух значимых фестивалей, Московского и Одесского. Я с удовольствием согласился и рассматриваю это как свой вклад в дело нормализации отношений между нашими странами».

Жюри документального конкурса также говорило о политике. По словам председателя жюри, израильского прокатчика и продюсера Филиппы Коварски, лучшее в документальном кино – это как раз смесь художественных достоинств и актуальных тем из реальной жизни. «Режиссер-документалист может сделать многое, пример тому – работа Джошуа Оппенхаймера, я вижу, что его фильмы оказали большое влияние на сегодняшнюю Индонезию, - сказала Филиппа Коварски. – Самое важное – поддерживать свободный дух в кинематографии. И даже если эти фильмы не будут очень широко идти в кинотеатрах, появление их на фестивалях помогает поддерживать этот дух».

37 Московский кинофестиваль, пресс-конференция жюри документального конкурса

О важности для документалистики фестивалей вообще и ММКФ в частности говорил и еще один член жюри, режиссер Алексей Вахрушев. По его словам, Московский фестиваль дает отечественным документалистам шанс встроиться в мировую индустриальную канву. «В России настоящее документальное кино не имеет доступа к миллионам, наше телевидение девальвировало само понятие документального кино, - считает он. – Если автор рассчитывает на художественный и социальный эффект своего фильма, то без того, чтобы войти в эту воду и плыть рядом с мировым мейнстримом в документальной мировой индустрии, не получится ничего. ММКФ дает нам возможность питчинговать, смотреть, учиться, за что ему большое спасибо».

Перевод с неизвестного

Что касается конкурсной программы ММКФ, то в выходные показали «Арвентур» Ирины Евтеевой. Фильм состоит из двух частей – «Фанданго» по новелле Александра Грина и «Тайна морского пейзажа» по мотивам даосской притчи. В первой герой из зимнего Петербурга попадает совсем в другой, яркий и солнечный мир с его морем и прибоем, павлинами и цветами, золотыми пиастрами. Случайно увиденное им полотно неизвестного автора – ключ к этому путешествию. Во второй император решил казнить художника, так как не имеет власти над тем миром, который тот создает своей кистью. Обе новеллы об отношениях художественного мира и реальности, будь то экономическая реальность холодной России или политическая древнего Востока.

37 Московский кинофестиваль, пресс-конференция фильма "Арвентур", режиссер Ирина Евтеева 

Ирина Евтеева, обладатель многих наград, в том числе «Серебряного Льва Св. Марка» Венецианского кинофестиваля за короткометражку «Клоун», работает в необычной манере, снимая сцены с актерами, а затем делая анимационную съемку картины. Она прорисовывает кадр, смешивая проекции на стекле. Многие ее фильмы связаны с именами художников, писателей, поэтов. Это, например, «Демон» (Врубель, Лермонтов), «Маленькие трагедии» (Пушкин), «Лошадь, скрипка… и немножко нервно» (Маяковский), «Эликсир» (Гофман). Но ее метод как-то особенно подходит для адаптации Грина. Ее необычное кино кажется таким же «переводом с неизвестного», каким был мир, созданный этим писателем.

37 Московский кинофестиваль, пресс-конференция фильма "Арвентур", продюсер Андрей Сигле

Процесс работы над фильмом занял три года. В ролях актеры, уже работавшие с ней - Владимир Кошевой, Владимир Аджамов, Сергей Дрейден. На пресс-конференции, прошедшей после показа картины, продюсер и композитор фильма Андрей Сигле заявил журналистам, что считает Евтееву звездой российского и мирового кинематографа. Впрочем, прокатные перспективы у «Арвентура» сложные, и продюсер это, кажется, осознает, предпочитая работать с тем, что нравится ему самому. «Заниматься коммерческим кино у меня не получится, я совершенно не понимаю, кто ходит в кинотеатры, я не знаю зрителя, – сказал он. – Так что кино таких очевидных мастеров, как Евтеева, для меня – беспроигрышный вариант».

Кое-что еще

И напоследок – о двух важнейших международных хитах, которые показывают в программах ММКФ «8 ½» и «Тропическая эйфория». И, пожалуй, это главные фильмы нынешнего фестиваля. Это, соответственно, «Такси» Джафара Панахи и «Рыцарь кубков» Терренса Малика. Первый – опальный иранский режиссер, великий, впрочем, не по причине своей опальности, а потому что действительно великий, способный при этом быть простым и понятным, и именно «Такси» это лишний раз доказывает. Второй – американский гений, чьих фильмов ждут каждый раз словно откровения, и потом в половине случаев долго думают, что это было.

кадр из фильма "Такси"

В первом сам Панахи в роли самого себя колесит по городу таксистом, подвозит людей (знакомых и незнакомых), ведет беседы о свободе, о кино, о политике, о своей стране, а также становится объектом внимания двух таинственных мотоциклистов. Во втором в кадре Кристиан Бэйл в роли вроде бы успешного сценариста, живущего в Лос-Анджелесе, бродящего по вечеринкам, по побережью и по волнам своей памяти. Примерно в тех же местах бродят актрисы Натали Портман, Имоджен Путс, Кейт Бланшетт. Оба фильма в некотором смысле о кино, но по сути – о главном вопросе жизни, вселенной и всего такого, только Панахи отвечает на него максимально конкретно, на собственном примере, а Малик утекает в такие абстракции, что ему уже даже сюжет не нужен.

кадр из фильма "Рыцарь кубков"

Оба фильма показали в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Только «Такси» взяло там «Золотого медведя», а заодно и награду ФИПРЕССИ, а «Рыцаря кубков» оставили без наград, приняли крайне холодно, хотя освистать на показах все же не решились. «Такси» уже куплено в Россию (дистрибьютор – компания «Артхаус»), насчет «Рыцаря кубков» кинобазы пока молчат. Наконец, оба фильма имеют шанс пройти на ММКФ без аншлага. По крайней мере, вчера вечером, за несколько часов до сеанса, билеты на «Такси» Джафара Панахи все еще можно было купить в кассах кинотеатра «Октябрь».

37-й Московский международный кинофестиваль продлится до 26 июня. Показы проходят в кинотеатрах «Октябрь», «Иллюзион», «Центр документального кино», «Пионер», «Летний Пионер».
Автор:
Марина Латышева
Реклама