Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3893
на печать
11 Мая 2016 13:23

Короткометражный фильм — визитная карточка или полноценный продукт?

Короткометражный фильм — визитная карточка или полноценный продукт?

18 мая 2016 года на кинорынке Marché du Film при 69 Каннском фестивале «Студия «Пассажир» презентует короткометражный игровой фильм режиссёра Валерия Харькова «Сейф». Это уже вторая короткометражная картина производства компании «Студии «Пассажир», которая специализируется на авторском кино, и за минувший год помимо полнометражных картин «Братья Ч», «Милый Ханс, дорогой Пётр» выпустила два короткометражных дебюта - «Закат» Андрея Анненского и «Сейф» Валерия Харькова

Как продвигать короткий метр, чтобы он был не только визитной карточкой режиссёра, а и полноценным продуктом?

Производство фильма «Сейф» Валерия Харькова завершилось в феврале 2016 года, и в самом начале фестивального пути авторами было решено отправить фильм в Short Film Corner Каннского фестиваля. 18 мая в небольшом зале в Palais des Festivals пройдет показ «Сейфа», который, по расчету создателей, поможет привлечь международных дистрибьюторов. «Наша команда представит картину на Каннском кинорынке, и сейчас тщательно готовится к этому мероприятию. Мы занимаемся организацией показа и рассылаем приглашения – хотим заинтересовать в просмотре как можно больше профессионалов. Информацию о фильме можно будет найти в каталоге Catalogue du court, уголке короткого метра, а также на российском стенде», — рассказывает продюсер картины Мария Антонова.

съемки фильма "Сейф", Карен Манасерян, Андрей Анненский, Валерий Харьков, Кирилл Шувалов

В то же время второй короткометражный проект «Студии «Пассажир» уже обзавёлся европейским дистрибьютором. Работа над фильмом режиссера и сценариста Андрея Анненского «Закат» завершилась в августе 2015 года. Менее чем за год картина успела стать победителем первого этапа 35-ого Международного фестиваля ВГИК, принять участие в фестивалях: Los Angeles CineFest, «Короче» в Калининграде, «Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Шорты» в Туле, а также была представлена в конкурсной программе крупнейшего фестиваля короткометражного кино в Клермон-Ферране. Последнее событие стало для авторов самым эффективным. Андрей Анненский и Мария Антонова лично представляли картину в Клермон-Ферране и проводили переговоры. В итоге спустя пару месяцев был подписан лицензионный договор с французским дистрибьютором – компанией Gonella Productions, который реализует все виды прав на распространение фильма – кинотеатральный прокат, DVD, VOD.

кадр из фильма "Закат"

По словам Марии Антоновой, в понимании французских кинематографистов короткометражные фильмы — это не только визитная карточка или презентация молодого режиссёра. Существует нормальная практика, когда и признанный автор таким образом может реализовать свои творческие амбиции. Многие режиссеры во Франции могут себе это позволить, поскольку государство поддерживает производство, а финансирование существует на разных уровнях — региональном, штатном, национальном. Соответственно, количество выпускаемых в год фильмов во Франции в разы превышает их количество в России. И самое важное, они выходят не в пустоту — спрос рождает предложение. Во Франции существуют компании-дистрибьюторы, специализирующиеся на коротком метре, множество локальных кинофестивалей, а также телеканалы Canal + и Arte покупают фильмы за деньги, которые позволяют продюсеру частично покрыть расходы на производство. 

«В России такой отлаженной системы нет. Фестивалей короткого метра становится больше, но их всё же недостаточно. Я сейчас занимаюсь продвижением картин, и соотношение российских и европейских фестивалей составляет примерно 1/100, — отмечает Мария Антонова. — Естественно, у нас нет и дистрибьюторов, которые специализируются на короткометражном кино. Хотя это странно, потому что в кинотеатрах короткий метр всё больше пользуется спросом — зрители ходят на «Каннских львов», Future shorts и другие программы зарубежных короткометражек». 

съемки фильма "Сейф"

Члены творческого коллектива «Студии «Пассажир» уверены, что не стоит опускать руки — надо стараться продвигать короткометражное кино, как продукт, используя все возможности. Мария Антонова считает, что пока российские коллеги в этом направлении ведут себя достаточно пассивно:
«В Клермон-Ферране я не видела ни одного российского дистрибьютора, ни одного российского стенда, при наличии довольно серьезной бизнес-площадки - международного кинорынка короткометражных фильмов. Из российской делегации были только авторы конкурсных фильмов и Сергей Тютин, президент фестиваля «Арткино», который сейчас в России, пожалуй, активнее всех работает над продвижением короткого метра». 

Мария Антонова также ездила в Париж на круглый стол, посвящённый проблемам альтернативного финансирования короткометражного кино.

«Мы делились опытом с французскими коллегами. Они были удивлены, что российские молодые кинематографисты самостоятельно ищут деньги на производство короткометражного кино, привлекают инвесторов, и при этом зачастую члены съёмочной группы работают без заработной платы», — рассказывает Мария Антонова

кадр из фильма "Закат"

Но непростые условия действительно стимулируют развитие альтернативных способов привлечения средств и продвижения кино. Например, в России набирает обороты краудфандинг, который, по словам Марии Антоновой, хоть и не стоит рассматривать, как основной способ финансирования, но как сопутствующий источник и маркетинговый инструмент, он работает. 

Как правило, путь в большое кино для молодых режиссёров начинается с короткого метра. И если обычно эти фильмы остаются лежать на полке, то «Студия «Пассажир» имеет уже первый положительный опыт дистрибьюции короткометражной картины - фильм «Закат» Андрея Анненского.

Автор:
Кристина Манжула

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Другие статьи по теме Кинокомпания «Студия Пассажир»

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама