Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 августа 2016 13:07

«Балтийские дебюты» 2016: Человек и корабль, фильм бывшего теннисиста и любовь без общего языка

«Балтийские дебюты» 2016: Человек и корабль, фильм бывшего теннисиста и любовь без общего языка

С 23 по 27 августа 2016 года в городе Светлогорске Калининградской области пройдет XIII Международный кинофестиваль «Балтийские дебюты». Конкурсная программа смотра представит новые работы молодых режиссеров Балтийского региона. В этом году в конкурсе будет участвовать девять фильмов. Интернет-портал «ПрофиСинема» начинает знакомить читателей с картинами-участницами смотра.

«Мёртвый груз»
Германия/Финляндия, 2016
88 мин
Режиссёр: Аксель Коэнзен

кадр из фильма Мертвый груз

Как всегда главный критерий отбора «Балтийских дебютов» – абсолютная новизна фильмов для российского зрителя. Так, на фестивале впервые в России покажут немецко-финляндскую картину «Мертвый груз» («DEADWEIGHT»). Мировая премьера состоялась в программе «Форум» Берлинского кинофестиваля в феврале 2016 года, где лента также участвовала в конкурсе Берлинале на лучший дебют.

Фильм рассказывает о человеке по имени Ахти Иконен, капитане большого морского судна — контейнеровоза. Находясь в порту Саванны, Ахти нарушает правила, согласившись помочь местным докерам в разгрузке. В результате погибает один из членов экипажа, и капитан оказывается виновным. Новость об инциденте распространяется, и в следующей гавани он сталкивается с протестом профсоюза портовых рабочих. Ахти оказывается зажатым между «линиями фронта» и пытается разобраться в случившемся, но ситуация становится все более противоречивой.

Аксель Коэнзен, будучи ребенком, часто ходил в море со своим дядей, капитаном. Он считал моряков самыми свободными людьми в мире, однако исследуя тему для фильма, понял, что реальность в море не так прекрасна, как кажется.

«Море — это царство иллюзии. На самом деле, его бесконечность кажется бесконечно устрашающей. Исследование стало разрушением моей собственной утопии», — рассказывает режиссёр. Отправной точкой в создании образного ряда картины стало судно и люди, которые работают на борту. В самом начале Аксель Коэнзен обратился в судоходную компанию Hamburg, которая поддержала идею исследовать корабль изнутри. «Мертвый груз» — игровой фильм, но в нем присутствует документалистика. 

Режиссёр говорит о сочетании этих элементов следующее: «Кинематографически это было для меня, конечно, трудно. Однако я знал, что снимать необходимо на реальном корабле — только так можно передать настоящие чувства моряков, однако делать это нужно было с помощью профессиональных актёров. Художественный вымысел стал способом показать эту систему».

Съёмка на настоящем корабле была тяжёлой задачей для оператора Александра Георгиу – он снимал в узких пространствах и условиях постоянной тряски. Решение снимать ручной камерой было принято буквально накануне съёмок. Вслед за этим при редактировании практически заново был переписан сценарий, а в итоге фильм почти полностью состоит из импровизированных сцен.

Корабль дураков (картина Иеронима Босха)

Несмотря на то, что режиссёр избегает романтизации жизни на море, вместо планов концентрирует внимание на важных деталях, тема мореплавания не может содержать лишь социальный подтекст. Корабль — это мифологема, главный образ множества классических произведений. Однако, говоря об источнике вдохновения, Аксель Коэнзен вспоминает не аргонавтов и не «Моби Дика»: «Есть рисунок Иеронима Босха «Корабль дураков», изображающий корабль, проросший из тела человека. Когда я его увидел, задумался о том, как сосуществуют человек и машина вместе. Что первично в их движении — сила корабля или сила разума? На рисунке мужчина шагает самостоятельно, а корабль, получается, лишь плод его воображения».

«Мертвый груз» — это также история о единстве человека и морского судна, и фильм таит ответ на вопрос, что же в этом организме является определяющей силой.

«Кампер»
Польша, 2016 год
89 мин.
Режиссёр: Лукаш Гржегоржек

кадр из фильма Кампер

Польский режиссёр-дебютант, в прошлом — профессиональный теннисист, Лукаш Гржегоржек, привезёт на фестиваль комедию об отношениях молодой супружеской пары, потерявшей былую страсть. Мировая премьера фильма состоялась в конкурсной программе «К востоку от запада» 51-го МКФ в Карловых Варах в июле 2016 года.

Казалось бы, у главного героя,  Кампера, есть все, что нужно для счастья: любимая жена, большая квартира, крутой автомобиль и работа мечты. Однако молодой человек внезапно для себя сталкивается с кризисом: выясняется, что супруга ему изменяет, он перестаёт заботиться о своей карьере главы разработки видеоигр. В своем стремлении разобраться, в какой момент жизни всё пошло не так и как это исправить, Кампер понимает, что у него есть два варианта: вырасти и преодолеть себя или начать всё сначала, но в одиночестве. 

«Я хотел снять фильм, полный парадоксов, — рассказал «ПрофиСинема» Лукаш Гржегоржек. — Главный герой живёт непростой жизнью: его судьба удивительно сложна в своей простоте. Я старался в своей истории раскрыть болезненную тему через юмор и иронию, описать характер мальчишки-мечтателя во взрослой реальности. Потерянного, несовершенного, но честного. Разочарование Кампера приводит его во взрослый мир, где он наконец-то сталкивается с реальными проблемами и решает их».

Увлекательная оптимистичная картина примиряет зрителя со знакомой многим ситуацией, когда мы стоим на пороге взрослой жизни и вынуждены пересмотреть многие поступки в прошлом и наработанные с годами привычки, включая отношения с близкими. Лукашу Гржегоржеку в определенный момент также пришлось принять твёрдое решение и изменить свою жизнь. Он окончил юридический факультет Варшавского университета и профессионально занимался теннисом, но был вынужден признать, что не обладает достаточным талантом, чтобы стать великим игроком.

кадр из фильма Кампер

«Когда вы питаете большие надежды, не добиваясь ожидаемого результата, чувствуете себя разочарованным. Я всегда любил кино, с детства смотрю новинки и классику разнообразных жанров — фильмы B-класса, артхаус, блокбастеры. Ещё, будучи ребёнком, мечтал снимать своё кино, когда стану старше».  

Символично и, по всей видимости, неслучайно, первая картина в новой жизни Лукаша Гржегоржека рассказывает историю героя, тоже находящегося на пороге новой жизни. 

«2 ночи до утра» 
Финляндия/Литва, 2015 год
84 мин. 
Режиссёр: Микко Купаринен 

кадр из фильма 2 ночи до утра

Ещё одна премьера в России в рамках «Балтийских дебютов» — мелодрама совместного производства Финляндии и Литвы с актрисой Мари-Жозе Кроз в главной роли. 

Всё действие в фильме разворачивается в рамках двух дней, а точнее — ночей. Каролин, архитектор из Франции, и Яако, финский DJ, встречаются в отеле Вильнюса — между ними вспыхивает страсть, несмотря на то, что мужчина и женщина разговаривают на разных языках. Каролин и Яако не рассчитывают, что отношения продолжатся после одной ночи, но ситуация принимает неожиданный оборот, когда из-за поднявшегося облака вулканического пепла аэропорт города отменяет все рейсы.

Режиссёр Микко Купаринен признаётся, что «2 ночи до утра» — очень личная картина, в которой многое построено на собственных переживаниях и наблюдениях автора: «Я думаю, что каждый хотя бы втайне хотел повстречать незнакомца или незнакомку и сразу же испытать невероятную страсть. Может быть, где-то за границей, вдали от дома и повседневной рутины. Но что, если в глубине души вас не оставляет дерзкая надежда не потерять этого человека? Вы бы осмелились вопреки стереотипам продолжить отношения или оставили мимолётный роман в памяти? Мой фильм о неумении людей слушать самих себя, свое сердце против решимости, способности отступить от плана и последовать настоящим чувствам». 

кадр из фильма 2 ночи до утра

Картина награждена призом за лучшую работу режиссера на Международном кинофестивале в Монреале, где впервые была показана в 2015 году. Это второй полнометражный игровой фильм финского режиссёра. Дебютом стала романтическая мелодрама Body fat index of love. Однако «2 ночи до утра» — первая его работа на английском языке. Микко Купаринен рассказал «ПрофиСинема», что, несмотря на опыт производства коммерческого кино за рубежом, изначально был взволнован задачей снимать на неродном языке: «Однако в процессе я был рад обнаружить, что фактическая работа очень похожа на то, что я делал раньше».

Автор:
Кристина Манжула
Реклама