Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 сентября 2016 13:11

Дебюты и эксперименты в программе российского кино фестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард»

Дебюты и эксперименты в программе российского кино фестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард»

27 августа — 2 сентября 2016 года в Оренбурге и Оренбургской области проходит Девятый Международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард». В конкурсную программу российского кино «Сплетенные параллели» отобраны десять фильмов 2015 – 2016 годов. Фестиваль проявляет большое внимание к новым именам в киноиндустрии: подавляющее количество участников — дебютанты в игровом кино.  

«Российское кинопроизводство пережило много непростых этапов: послевоенное «малокартинье», распад индустрии в конце 80-х годов. Сейчас мы набираем обороты и делаем всё, чтобы наш зритель шёл в кинотеатры на отечественное кино. Одним из важных видов популяризации киноискусства остаётся фестивальное движение», — говорит в своём приветствии президент фестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард», режиссер, продюсер, лауреат международных кинофестивалей, генеральный директор кинокомпании «Россфильм», Татьяна Воронецкая.

В российской программе «Восток&Запад. Классика и Авангард» нашлось место, как достойным классическим историям в жанре комедии, драмы и детектива, так и интересным авторским экспериментам. Многие из участников уже прокатились по крупным российским фестивалям и хорошо знакомы кинематографическому сообществу.

кадр из фильма Огни большой деревни

Так, например, в программе «Сплетенные параллели» представлены картины «Огни большой деревни» и «Я умею вязать», премьеры которых состоялись на 27 Открытом фестивале «Кинотавр» в Сочи.

«Огни большой деревни» — дебютный фильм Ильи Учителя, сына известного режиссёра Алексея Учителя, о 20-летнем киномеханике провинциального кинотеатра «Родина» Феде, который задумал снять фильм, чтобы спасти «Родину» от местных властей. В компании продюсера-дембеля, свадебного оператора-философа и актрисы-каратистки он похищает Дмитрия Дюжева, который предстаёт в фильме скандальной, высокомерной и грубой звездой. Эта комедия, снятая командой молодых кинематографистов, сочетает современный, молодёжный, временами даже чёрный юмор с провинциальной романтикой, доброй историей и стилистикой советских фильмов. «Огни большой деревни» отмечен на «Кинотавре» специальным дипломом жюри с формулировкой «За лучшее кино о кино».

«Я умею вязать» — фильм, также снятый начинающими кинематографистами, дебют режиссёра Надежды Степановой, которая во время съёмок ещё училась на режиссёрском факультете ВГИКа, и сценаристки Татьяны Богатырёвой, выигравшей конкурс журнала «Искусство кино». И эта картина находится в огромном контрасте с работой Илья Учителя, концентрируясь на проблеме самоидентификации молодого человека в мире и поиске смысла существования. Основанная на личном опыте автора сценария,  меланхоличная история 20-летней девушки Тани, которая разочаровалась в жизни и после попытки самоубийства попала в больницу. У Тани осталось одно увлечение, с помощью которого она ощущает связь с окружающим миром, — вязание. Но это скромное хобби трансформируется с переменами и открытиями в жизни девушки в нечто большее — в способ творческого самовыражения.

на съемках фильма "Дефиле", актриса Анна Махлина

Ещё один пример серьёзного молодого кино, которое исследует проблемы поколения, — «Дефиле» Виталия Суслина, первый игровой проект, реализованный продюсерским центром «ВГИК-Дебют».

В основе сюжета — история троих друзей, которые встречаются в родной деревне после долгого отсутствия. Вовка работал на севере, Таракан – в районном городе охранником, у Олега в это время родился сын. Жизнь идет своим чередом, пока одним утром издалека в деревню не приезжают седой старик и две красивые девушки Даяна и Маша, в которую Вовка влюбляется. Герои фильма – собирательные портреты наших современников. «Дефиле» — фильм о людях разных поколений, со своими мирами, желаниями, которые оказываются вместе в одно и то же время.

В программу российского кино вошла ещё одна комедия — режиссёрский дуэт дебютантов в полнометражном кино — Дарьи Крыловой и Андрея Майовера — «Завтра утром». Накануне фильм был представлен в программе «Кино для детей» фестиваля «Балтийские дебюты». Добрая подростковая история о первой любви, которой пытаются препятствовать обстоятельства. Главный герой — 15-летний велосипедист Леха из Санкт-Петербурга, который в компании троих друзей приезжает в спортивный лагерь, расположенный в живописном лесу в Карелии. Неподалеку находится другая тренировочная база, причем воспитанники двух этих спортивных сообществ постоянно конкурируют друг с другом. Детям даже запрещено общаться с их «врагами». Всё потому, что руководители этих лагерей когда-то вместе занимались фигурным катанием, а потом вдруг разругались. Однако юный герой фильма «Завтра утром» тут же влюбляется в Виолу (Алина Ерохина), девушку из соседнего лагеря, занимающуюся синхронным плаванием.

кадр из фильма Прикосновение ветра

Примечательный формат у участника программы «Сплетенные параллели» — фильма «Прикосновение ветра» — независимый авторский полнометражный фильм от дебютировавших в художественном кино Ольги Веремеевой и Елены Демидовой. Лента совмещает разные виды кинематографа: игровой и документальный. Уникальный эксперимент, в котором актёры играют написанные роли и одновременно живут своей жизнью на экране — зритель не может отличить постановочные сцены от реальных.

Картина снималась в Бурятии, в центре буддизма России, где расположен Иволгинский дацан, в котором находится Драгоценное неиссякаемое («нетленное») тело Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, XII главы буддистов Восточной Сибири начала прошлого века. Тело его сохранно по сей день, и восемь раз в году, по большим буддистским праздникам тысячи паломников приезжают сюда, чтобы встретиться с ним и воочию увидеть этот феномен. Именно в такой день героиня фильма впервые попадает в дацан. В картине много сцен на грани между игровым и документальным: буддистские ритуалы, национальные празднества и единоборства, диалоги с местными жителями.

Рядом с таким экспериментальным проектом в программе фестиваля полнометражный дебют Филиппа Абрютина, консервативный детектив «Трагедия в бухте Роджерс». Режиссёр рассказывает, что ориентировался на советские фильмы про освоение Севера, полярные станции, и использовал в своей картине ту же ритмику и монтаж. В итоге получилась статичная, классическая, основанная на реальных события история, которая отвечала бы традициям кинематографа 1930-х. События в фильме происходят в 1935-м году. Место действия — полярная научная станция на острове Врангеля — форпосте СССР на крайнем Севере, куда прилетает инспектор управления Главсевморпути Николай Жердев. Ему предстоит разобраться в причинах трагедии, произошедшей на полярной станции: в результате несчастного случая здесь погиб доктор Вольфсон. Николай довольно быстро понимает, что Вольфсона убили, и, вопреки указаниям начальства, начинает собственное расследование. Теперь жизнь Жердева тоже в опасности.

кадр из фильма "Трагедия в бухте Роджерс"

Картина, которая успела вызвать обсуждение в прессе и получить полярные отзывы, — социальный триллер «Психи» Алексея Китайцева. Одни называют его «самый странный фильм, снятый в России за последнее время», а на ежегодном международном фестивале Hollywood Boulevard в Лос-Анджелесе эта кинолента названа лучшей драмой мая. В любом случае она заслуживает внимания, хотя бы потому что рассказывает о теневых национально-социалистических движениях молодёжи. Или хотя бы потому что Кристина Асмус предстаёт здесь в очень нетипичном для актрисы амплуа девушки-готки с длинными чёрными волосами.

Интересную остросоциальную и болезненную тему также поднимает ещё один участник программы «Сплетённые параллели». «Рядом с нами» — второй игровой фильм Протоиерея Александра Владимировича Новопашина, основателя Новосибирского братства во имя Святого Александра Невского, глава информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе. В 2009 году он снял документальный фильм «Перелом», в 2011 — «Царь Болгарский», в 2013 дебютировал в игровом кино, сняв полнометражный фильм «Меня это не касается».

Новая картина «Рядом с нами» — история русской девушки, влюбившейся в молодого человека, который вовлекает ее в секту террористов-смертников и готова на бесчеловечные «подвиги». Фильм исследует причины, по которым здоровый в психическом и духовном плане человек по своей доброй воле становится самоубийцей и готов своей смертью перечеркнуть жизни еще нескольких десятков и сотен людей. И предполагает, что одна из основных проблем — равнодушие окружающих.

кадр из фильма "На позднем перелете"

Отборщики фестиваля, формируя программу российского кино, обращались преимущественно к новым именам, но не обошли вниманием яркие, не примелькавшиеся проекты известных кинематографистов. Драма «Райские кущи» Александра Прошкина снята по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». До этого она экранизировалась только один раз — Виталием Мельниковым в 1979 году («Отпуск в сентябре»). У Александра Прошкина получилась совершенно новая история:  действие происходит в современности, и сюжет отличается злободневностью. Креативный циник и остроумный бабник, Виктор Зилов (Евгений Цыганов) осыпан подарками судьбы: карьерный взлет, возродившаяся страсть в отношениях с чудесной, умной, красивой женой, новая квартира в элитном квартале, в «кущах» местного провинциального рая. Но как вынести пустоту души и пошлость благополучия? С такими, как он, трудно жить, но их невозможно не любить.

«Тень» режиссёра Дмитрия Светозарова, c Михаилом Пореченковым и Юрием Стояновым, также рассказывает историю человека, который преуспел в жизни, но при всем благополучии, не может обрести счастье. Бизнесмен Борис Гордин молод, красив и имеет все, о чем многие лишь мечтают: успех, семью, большой дом. Но ничто не наполняет его жизнь смыслом, не вызывает подлинный интерес, не дает импульса почувствовать себя хоть на мгновение по-настоящему живым, наполненным эмоциями, светом, теплом и силой простого человеческого счастья. Пока однажды Гордин не оказывается в старинном доме, на месте которого собирается построить торговый центр, и не находит в нем фото звезды немого кино. Его настолько завораживает красота актрисы, что он решает найти современную девушку, как две капли воды похожую на нее. Ведь он уверен, что только она способна спасти его жизнь, наполнив ее радостью и смыслом. История о поиске настоящего превращается в погоню за тенью.

на съемках фильма Тень, актеры Михаил Пореченков и Оксана Базилевич

Соответствуя своему названию фестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард» представляет картины, многие из которых складываются между собой в контрастные комбинации: классические и экспериментальные, снятые начинающими режиссёрами и признанными профессионалами, исследующие социальные и внутриличностные конфликты. Однако под пристальным взглядом в этих противоположностях прослеживаются и общие закономерности. Современный молодой кинематограф способен быть, и экспериментальным, и абсолютно консервативным, обращаться к разнообразным темам и жанрам, а мэтры выводят взрослых героев, которые, как и их юные единомышленники, испытывают проблемы с самоопределением и поиском счастья в жизни. 

Другие статьи по теме Международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард»

Фоторепортажи по теме Международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард»

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама