Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 мая 2017 09:42

Канны 2017: Великолепное «Сияние» чистой красоты

Канны 2017: Великолепное «Сияние» чистой красоты

24 мая 2017 года юбилейный 70-й Каннский кинофестиваль уверенно перевалил экватор. Показано две трети фильмов конкурсной программы, отгремели празднования по поводу круглой даты. Критики продолжают обсуждать конкурс, традиционно говорят о его слабости. Как всегда, в Каннах одна и та же картина разными изданиями может быть объявлена и шедевром, и полным провалом. Столь же неоднозначные оценки в фестивальной прессе вызвала работа Наоми Кавасе «Сияние».

кадр из фильма Сияние

Наоми Кавасе, как и большинство режиссеров – участников конкурса далеко не первый раз в Каннах, «Сияние» ее седьмой фильм, участвующий в фестивале, в 1997 году картина «Судзако» здесь получила «Золотую камеру», а в прошлом году режиссер была председателем жюри конкурса короткометражных фильмов и программы «Синефондасьон».  

Наоми Кавасе рассказывает трогательную историю девушки Мисако, которая делает аудиоверсии фильмов для людей частично или полностью лишенных зрения. Работа над новым проектом сводит ее с бывшим успешным фотографом Накамори, зрение которого стремительно ухудшается. Попытки Мисако словами описать визуальную красоту, игру красок света, неба, моря, леса, натыкаются на его жесткую критику. Из этого конфликта постепенно вырастает взаимное чувство. Мисако пытается понять, как воспринимается окружающий мир глазами незрячих людей, а Накамори принять несправедливость судьбы, которая по воле злого рока не дает увидеть бывшему фотографу красоту окружающего мира. 

кадр из фильма Сияние

Вторая линия фильма – это поиск Мисако способа примирения с потерей в своей собственной жизни. Ее отец таинственно исчез несколько лет назад, и она все еще не свыклась с этой мыслью, теперь должна еще и поддерживать стареющую мать, которая уходит в туман слабоумия. Мать живет в небольшой деревне, и зритель видит любовно воспроизведенный режиссером традиционный сельский уклад в современной Японии.

Хрупкость и великолепие красоты окружающего мира безупречно передается через потрясающие кадры синего неспокойного моря, покрытого белыми барашками волн, желтых песчаных дюн и зеленых холмов с волнующимися под сильным ветром деревьями. Все это залито нежным, медово-золотым светом восходящего или закатного солнца. Красота визуальная дополняется красотой слова, описывающего природу и красотой тактильных ощущений. Интимная сцена, когда потерявший зрение Накамори ощупывает лицо Мисако, выглядит более эротичной, чем поцелуй в следующем кадре.
«Сияние» продолжает идею предыдущего фильма Наоми Кавасе «Ан»: этот мир надо принимать таким каким он есть, что бы ни случилось, и жить дальше.

кадр из фильма Сияние

Некоторые каннские журналисты посчитали показанную в картине красоту чрезмерно слащавой и навязчивой, а саму картину сопливо-доброй. Возможно, они просто не уяснили, что красота без доброты умирает невостребованной. Также как отсутствие в фильме страстей, насилия и жестокости – это не признак слабости, а другой, не побоюсь этого слова, цивилизационный подход к искусству. Что решит жюри, мы узнаем уже совсем скоро – в ближайшее воскресенье 28 мая.

Автор:
Матвей Ромодановский
Реклама