Канны 2018: «Айка» - о бедном мигранте замолвите слово



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу

19.05.2018 18:02:00

Завершается 71 Каннский международный фестиваль / Festival de Cannes (8-19 мая). Одним из последних в основном конкурсе был показан российский фильм «Айка». Режиссер Сергей Дворцевой не новичок в Каннах, в 2008 году его «Тюльпан» был признан лучшим фильмом в параллельной секции «Особый взгляд», а также получил призы молодёжного жюри и Министерства образования Франции.

71-й Каннский международный кинофестиваль, премьера фильма Айка, актриса Самал Еслямова

В первых кадрах фильма мы встречаемся с молодой мамой, 25-летней Айкой (великолепная роль Самал Еслямовой), которой только что в палату принесли новорожденного. Вместо того, чтобы покормить малыша, она сбегает через окно туалета и бросает сына в московском роддоме. Из больницы Айка идет прямиком в цех по переработке птицы, где занята ощипыванием и разделкой кур. В конце дня выясняется, что работодатель сбежал, не заплатив девушке и таким же несчастным женщинам-мигрантам двухнедельное жалованье. Айке срочно нужны деньги, чтобы расплатиться с кредиторами, больше похожими на бандитов. Большую часть фильма Айка ищет работу, скрываясь от ростовщиков. Разрешение на работу у нее истекло год назад, поэтому она может довольствоваться только случайными подработками. Кроме того, она еще не оправилась после родов и ей необходима помощь врача.

71-й Каннский международный кинофестиваль, пресс-конференция фильма Айка, режиссер Сергей Дворцевой

Злоключения героини происходят на фоне засыпанной снегом бело-серой Москвы. Для большей достоверности в фильме демонстрируются сюжеты ТВ, посвященные рекордным снегопадам прошедшей зимы. Серый и черный – это доминирующие цвета картины: серое свинцовое небо, грязный снег, темные подворотни, «хостел», где живет Айка. Москва готовится к чемпионату мира по футболу – хорошая возможность заработать, обслуживая туристов и болельщиков, но это все летом, которое наступит не скоро. А сейчас, зимой, мегаполис очищается от нелегалов, Айке приходится бегать еще и от ментов, которые обирают и избивают таких же как она мигрантов.

71-й Каннский международный кинофестиваль, пресс-конференция фильма Айка, съемочная группа картины

В фильме нет драматических поворотов, есть одна сюжетная линия, которая ничем не заканчивается. Похоже, что выработанный режиссером специфический метод кинопроизводства – на ходу, без сценария, который, по словам Дворцевого, был отложен на 20-й минуте, сыграл злую шутку. Отсутствие предыстории героини оставляет массу вопросов: как она попала в финансовую кабалу, почему решилась родить ребенка, почему у нее просрочено разрешение на работу, чем так для нее страшна депортация на родину, наконец. Автор буквально заставляет зрителей любить героиню используя простые и навязчивые противопоставления: люди – животные, мигранты – благополучные жители Москвы, менты – нелегалы. Параллель с собакой в ветеринарной клинике, кормящей щенков и Айкой, бросившей младенца в роддоме, как бы говорящий, что к животным в мегаполисе относятся лучше, чем к людям, по нашему мнению, чересчур спекулятивна и прямолинейна. Поэтому сочувствие и сострадание, как любой человек, которому плохо Айка вызывает, но вот полюбить ее не получается. Вообще вся картина держится на очень выдержанной, подчеркнуто безэмоциональной роли Самал Еслямовой. Айка не жалуется и не унижается, она терпит и лихорадочно ищет выход. 

71-й Каннский международный кинофестиваль, премьера фильма Айка, съемочная группа картины

Работу Сергея Дворцевого в Каннах приняли тепло и с пониманием. Обзоры критиков скорее нейтральные и умеренно-положительные. Европа сама находится в ситуации наплыва мигрантов из третьего мира, и проблемы, с этим связанные, здесь стоят как никогда остро. 


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал



Автор: Матвей Ромодановский




Просмотров: 747   |      





Фильм: «Айка»  

Все новости о фильме

21.08.2018EFA 2018: пять российских претендуют на звание лучшего европейского фильма
21.05.2018Канны 2018: «Айка», «Нож+сердце» и «Дикая груша» VS «Пылающий»: Финальные итоги рейтинга журнала Screen
19.05.2018Канны 2018. Итоги: «Магазинные воришки» получили Золотую пальмовую ветвь
19.05.2018Канны 2018: «Пылающий» побил рекорд неофициального рейтинга журнала Screen
09.05.2018Канны 2018: Асгар Фархади и немножко нервно
08.05.2018Канны 2018: Российское присутствие
19.04.2018Канны-2018: В программу добавлены фильмы Ларса фон Триера, Терри Гиллиама, Сергея Лозницы и Сергея Дворцевого

Все статьи по теме Каннский международный кинофестиваль

08.08.2018«Экстаз»: локализованный трейлер
17.07.2018Канны 2019: «Двухнедельник режиссеров» сформировал программный комитет
01.06.2018Канны 2018: Итоги работы стенда Roskino на кинорынке Marché du Film
25.05.2018Канны 2018: «Лето» завоевывает международные территории
21.05.2018Канны 2018: На Marche Du Film прошло мероприятие Международного экспортно-импортного клуба

Фоторепортажи по теме Каннский международный кинофестиваль

71 Каннский международный кинофестиваль: Закрытие и лауреаты71 Каннский международный кинофестиваль: Основные мероприятия70 Каннский международный кинофестиваль: Церемония награждения победителей






 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.