Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 мая 2018 21:38

Канны 2018: Гэри Олдман – шутник и «Мистер Нет»

Канны 2018: Гэри Олдман – шутник и «Мистер Нет»

На 71 Каннском международном кинофестивале особой популярностью у публики пользовалась серия встреч «Каннский мастер-класс», в рамках которой прославленные кинематографисты делились своим опытом работы в кино и театре. Особый ажиотаж вызвала беседа с Гэри Олдманом – зал Buñuel не смог вместить всех желающих. Актер с юмором рассказывал о жизненных ситуациях, отношении к профессии и знаменитых киноролях, которые он отклонил, но те все равно «догнали» его.

71 Каннский международный кинофестиваль, церемония закрытия, актер Гэри Олдман

О выборе профессии Олдман не задумывался до пятнадцати лет, пока вдруг случайно не увидел рекламу фильма «Бешеная луна» Брайана Форбса с Малкольмом МакДауэллом в главной роли. «Она невероятно меня захватила. Я сказал матери: «Сегодня вечером показывают это кино, и мы обязательно должны его посмотреть». Когда картина началась, мне казалось, комната засияла. То, как Малкольм исполнял свою роль, - наверное, и было той причиной, которая удерживала меня у экрана от первой секунды просмотра и до последней. Он удивительным образом миксовал различные эмоциональные состояния, и я просто не мог понять, как это в принципе возможно. И тогда что-то щелкнуло у меня в голове, и я сделал выбор: актерская профессия – это то, чем я хочу заниматься», - рассказывает актер.

Следующим шагом было поступление в театральную школу. «Но в 15 лет это не так-то просто – мне отказывали всюду. Больше всего я мечтал учиться в Королевской академии драматического искусства (Royal Academy of Dramatic Art). В свое время ее выпускниками были Алек Гиннсес, Питер Селлерз, Питер О’Тул и другие блестящие актеры. У меня не было ни малейшего шанса. Как и следовало ожидать, я провалил собеседование», - говорит Олдман. В конце концов, он поступил (и впоследствии окончил) театральную школу Rose Bruford College. «Сейчас они обучают лучше, чем раньше», - добавляет актер. 

Олдман, отвечая на вопрос, стал бы он смотреть дома вечером по телевизору картину со своим участием, считает, что все зависит от фильма. С особой теплотой он вспоминает драму «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», снятую в 1991 году, где он воплотил на экране образ Ли Харви Освальда: «Я смотрел этот фильм и не мог поверить – настолько он великолепен. Я не знал, к чему придраться. Любопытно, что многие не знают, что я снимался в нем, а когда им говорят об этом, то не могут вспомнить, кого я играл. Это хороший знак – значит, образ персонажа затмил актера, вот к чему нужно стремиться».

71-й Каннский международный кинофестиваль, мастер-класс актера Гэри Олдмана

Впрочем, вероятность того, что Олдман тут же переключит канал, наткнувшись на ленту со своим участием, очень велика: «Дело не в том, что я испытываю неловкость при просмотре своих старых работ (сейчас я, конечно же, сыграл бы лучше), просто к одним своим фильмам я не испытываю особой симпатии. Другие мне нравятся больше, некоторые – меньше, но все они – атрибуты прошлого, а нужно двигаться вперед. Это можно сравнить с работами художников. Сначала ты рисуешь в одном стиле, затем в другом, и возвращаться к истокам не имеет смысла – ты их перерос. Даже если эти полотна обрели всемирную славу и повлияли на тысячи других художников и любителей искусства по всему миру, для тебя самого в них уже нет той ценности, что раньше. Когда меня спрашивают: «Какая из ваших ролей самая любимая?», то ответ неизменен: «Следующая»

Как известно, карьера Гэри Олдмана началась с театра – долгое время его можно было видеть исключительно на театральных подмостках. Пока однажды ему ни предложили роль в ремейке «Баунти», главные роли в котором сыграли Энтони Хопкинс и Мел Гибсон. «Я готов был согласиться, но в это же время меня позвали на гастроли по Великобритании с пьесой, которая была настолько хороша, что затмила все другие предложения. Мой агент даже угрожал мне, но все было без толку, я так и не снялся в этом фильме. Но вот в чем секрет – чем чаще ты говоришь «нет», тем быстрее они возвращаются. «Они» - это деньги. И предложения. Вскоре подвернулся другой проект, - «Воспоминания» (1982). От него я тоже отказался. Не знаю как, но агент на этот раз все же сумел меня уговорить «сменить гнев на милость». В итоге эта картина стала первым кинофильмом, в котором я снялся», - вспоминает Олдман. 
Также у актера были сомнения относительно участия в фильме «Сид и Нэнси» (1986), который впоследствии стал культовым: «Я думал – ну кому сегодня нужна эта дурацкая история любви? Никто не пойдет это смотреть. Но я присмотрелся к истории лучше, и что-то в ней меня зацепило».

Отвечая на вопрос, что проще – от театральных ролей перейти к кино, или наоборот – Олдман не дает однозначного ответа: «Про себя могу сказать – лично мне перейти из театра в кино было несложно. Я стараюсь держать баланс: фильм – пьеса, фильм – пьеса, фильм – пьеса, и т.д. Хотя был период, когда я был сконцентрирован исключительно на работе в театре и репетировал пять пьес одновременно. До сих пор удивляюсь, как я не сошел с ума. Наверное, спасли редкие и непродолжительные сеансы дневного сна.
Но есть и другие примеры. Посмотрите на Кристиана Слейтера. Он начинал с кинофильмов еще в юном возрасте, а теперь практически не появляется на экранах, но почти каждый вечер его можно увидеть на театральных подмостках. Каждый находит себе то, что больше подходит ему в данный момент»


Говоря о своем режиссерском опыте, Олдман начинает издалека (и не обходится без иронии): «Есть большая разница между «я хочу это сыграть» и «у меня это получится». Откуда я могу знать точно? Если ты хороший актер (или стремишься им стать), то прежде всего ты заинтересован в персонажах, которых никогда до этого не играл. Но откуда уверенность, что ты справишься? Любая новая роль – это вызов. Всегда приходится начинать с чистого листа. Но ты никогда не узнаешь, получится ли у тебя что-то, пока не попробуешь. Долгие годы у меня так было с режиссурой. Я хотел снять фильм, но не был уверен, что справлюсь. Многие через это проходят. Но как я смогу узнать, что не справлюсь, если я даже не попробовал? В итоге я снял экспериментальную работу «Не глотать» (1997). Несколько знакомых как-то не очень убедительно пытались меня подбодрить: «Ничего, в этом что-то есть». Но самое главное – я задумал фильм и снял его!» Хотя тут Олдман лукавит – лента попала в число претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» 50-го Каннского кинофестиваля и получила две премии BAFTA в категориях «Лучший британский фильм» и «Лучший оригинальный сценарий».

71-й Каннский международный кинофестиваль, мастер-класс актера Гэри Олдмана

Одна из самых известных ролей актера в кино – знаменитый вампир из «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы. Разумеется, сначала Олдман отказался сниматься в проекте. «Не хватало еще одного Дракулы в кино! С другой стороны, картину снимал Коппола, один из величайших режиссеров современности, и я решил ему довериться. Будь это любой другой постановщик, я бы сказал «нет», но он меня вдохновил. Хотя были в сценарии моменты, которые казались мне глупыми, особенно несколько фраз. Я думал: «Да никто бы на свете так не произнес эту реплику». Но в какой-то момент я услышал голос внутри себя, произносящий именно эту фразу, и она звучала настолько органично, что это было похоже на мистику. Мне даже казалось, что я не способен артикуляционно и технически воспроизвести эту фразу так, как я ее услышал у себя в голове, поэтому начал специально работать над дикцией, чтобы добиться нужного звучания», - делится актер. 

Любопытно, что премьера «Дракулы» состоялась в 1992 году, а в 1993 году Гэри Олдман вошел в состав жюри основного конкурса Каннского кинофестиваля, членом которого также был Люк Бессон, работавший в тот момент над «Леоном». Именно под впечатлением от Дракулы, сыгранного Олдманом, он предложил актеру одну из ролей в фильме,  персонаж Гэри убивает родителей Матильды (Натали Портман). Но сам Олдман не считает эту роль значительной, предпочитая отшучиваться и раздавать советы молодым актёрам:
«Когда у меня просят совета, я даю сразу два: «Знай свои реплики наизусть и приходи раньше других». Последнее, поверьте, самое ценное, и не раз пригодится в вашей актерской карьере. Именно так – не вовремя, а раньше других. Не представляете, сколько раз это меня выручало, даже жалко делиться этими сакральными знаниями», - смеется артист.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Фаина Фардо
Реклама