Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
698
на печать
10 Февраля 2019 23:40

Берлинале 2019: «Гарет Джонс» против политический агитации

Берлинале 2019: «Гарет Джонс» против политический агитации

9 февраля на 69 Берлинском международном кинофестивале/Berlin International Film Festival прошла мировая премьера фильма польского режиссера Агнешки Холланд «Гарет Джонс», представленного в основном конкурсе. Номинант на Оскар за лучший фильм на иностранном языке («В темноте», 2012) и обладательница премии Альфреда Бауэра 67 Берлинского кинофестиваля за детективную драму «След зверя» на этот раз обратилась к трагичным страницам украинской истории.

События в ленте разворачиваются в 1933 году. Главный герой - Гарет Джонс (Джеймс Нортон) - прекрасно образованный, честный, обладающий высокими моральными качествами и профессиональным чутьем, но немного наивный журналист из Уэльса отправляется в Москву, чтобы взять интервью у Иосифа Сталина. В российской столице в компании местного журналиста, руководителя московского бюро The New York Times (Питер Сарсгаард) Джонс знакомится с московской жизнью, слушая рассказы о том, как продуктивна проводимая государством политика модернизации, обещающая гражданам страны массу возможностей и высокий уровень жизни.

Питер Сарсгаард, премьера фильма Гарет Джонс

В сердце «советской утопии» герой знакомится с журналисткой Адой Брукс, которая рассказывает ему о голоде в СССР. Джонс садится в поезд из Москвы в Харьков и отправляется на поиски правды. В своем путешествии англичанин сталкивается со всеми ужасами Голодомора: кругом он натыкается на трупы людей, погибших от голода, видит детей, вынужденных заниматься каннибализмом, чтобы выжить, и встречает представителей советской спецслужбы, полных решимости не допустить того, чтобы правда просочилась в массы. Становится очевидным, что никаких процветающих ферм, о которых рассказывают СМИ, и в помине нет, технологический прогресс фальсифицирован, а Сталинская принудительная коллективизация сельского хозяйства привела к нищете и разорению, стала фактически массовым убийством.

Преисполненный желанием изменить мир, герой пытается распространить шокирующие новости дома, на Западе, публикуя статью, где описаны все ужасы, свидетелем которых он стал. Публикация, как и ожидалось, вызывает сильный резонанс, но сохраняется он не надолго: усилий одного человека оказывается слишком мало, чтобы пойти против системы.

Пресс-конференция фильма "Гарет Джонс"

Сценарий «Гарета Джонса», который написала дебютантка Андреа Чалупа, основан на повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор», называемой также антиутопией. «Скотный двор» — аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России, в ней показано перерождение революционных принципов и программ, постепенный переход с идей всеобщего равенства и построения утопии к диктатуре и тоталитаризму.

На конференции, посвященной фильму, Агнешка Холланд прокомментировала, что Голодомор - одно из ужаснейших преступлений против человечности в XX веке, сотворенных людьми или режимом. Для нее работа над проектом была моральным долгом.

Режиссер также заметила, что, несмотря на все ужасы, описанные в фильме и являющиеся частью истории, о Сталине сложно говорить однозначно: безусловно, он виноват в гибели миллионов людей, но война при нем все-таки была выиграна. В то же время режиссер выразила недоумение по поводу российской ностальгии по советскому прошлому, что говорит о «порабощении ума». «Я боюсь, мы придем к тому, что германский народ скажет, что Адольф Гитлер был одним из величайших немецких лидеров», - заявила режиссер.

Пресс-конференция фильма "Гарет Джонс"

Помимо трагического периода истории в фильме затронуты темы более общие и актуальные для настоящего времени. Картина поднимает вопрос, что для человека значат СМИ и как они могут влиять на людей. Сегодня, спустя 85 лет после описанных событий, никуда не исчезли такие проблемы, как коррумпированность СМИ и политическая агитация, а свобода слова во многих странах очень условна. Все это вместе в любое время формирует картину дня и взгляды основной массы людей, что открывает грандиозные возможности для манипуляций, исключает возможность демократии и может привести к ужасающим последствиям.

Говоря на пресс-конференции о Голодоморе, исполнители главных ролей - британец Джеймс Нортон и американец Питер Сарсгаард рассказали, что до работы над проектом они об этих событиях почти ничего не знали, как не знают многие другие люди в Европе и в мире. Несмотря на то, что сейчас правительство уже другое, незаинтересованное в сокрытии тайн 85-летней давности, в нужное время СМИ сделали свое дело, не дав обнародовать правду. Но, возможно, теперь рассказать широкой общественности о некоторых вещах и явлениях проще и эффективнее с помощью кино.

 

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Виктория Беликова

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Европейский кинорынок/European film market (EFM)

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама