Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
575
на печать
17 Мая 2019 11:30

Канны 2019: на Лазурном берегу показали «Дылду» Кантемира Балагова

Канны 2019: на Лазурном берегу показали «Дылду» Кантемира Балагова

С 14 мая во Франции проходит 72 международный Каннский кинофестиваль. В «Особом взгляде» показали «Дылду» Кантемира Балагова. В основном конкурсе запомнился «Козодой» Клебера Мендонсы Фильо и Жулиано Дорнеля. В основном тем, что это кино вполне могло бы претендовать на победу в несуществующей номинации «что это было?»

Двое в городе

Ленинград, первая послевоенная осень. Демобилизовавшаяся после войны высоченная Ия по прозвищу Дылда (Виктория Мирошниченко, которую The Hollywood Reporter уже вполне восхищенно сравнил с Тильдой Суинтон и Гвендолин Кристи) работает медсестрой в госпитале, где всё ещё продолжают выхаживать раненых и наблюдать за страданиями тех, кому не помочь. Ию ценят врачи и пациенты, живёт она в коммуналке, по соседству со сварливыми старухами. Еще у неё есть малолетний сын Пашка а также фронтовая подруга Маша (Василиса Перелыгина), которая приезжает к ней в Ленинград. Дальше история будет совершать такие повороты, которых трудно ожидать от нас с нашей грандиозной, но негибкой традицией кино о Великой Отечественной войне.

72 Каннский международный кинофестиваль, Александр Роднянский, Виктория Мирошниченко, Василиса Перелыгина и Кантемир Балагов

Сюжет развивается от реплики к реплике, вскрывается слой за слоем - сценарий Балагов писал вместе с Александром Тереховым, лауреатом «Большой книги» и «Национального бестселлера». А источник вдохновения, как он признавался – «У войны не женское лицо» лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич. «Эта книга открыла для меня целый новый мир, я осознал, как мало знал о войне и о роли в ней женщин, - отмечает Балагов. - И это привело меня к вопросу о том, что случится с женщиной после окончания войны, когда в её разуме и её характере произойдёт тектонический сдвиг». Неудивительно, что при наличии в сюжете внушительного числа мужчин фокус почти все время на двух женщинах. С какого-то момента на трёх – в кадре внезапно появляется Ксения Кутепова в роли матери влюблённого в Машу мальчика из привилегированной семьи, женщины с идеально накрашенными губами, с белой борзой, домом с колоннами, супницей (почему-то особенно зацепила эта супница) и домработницей. И назвать бы её роль эпизодической, но не выйдет. Сцена разговора её и пришедшей на смотрины Маши – одна из самых мощных в фильме.

72 Каннский международный кинофестиваль, Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина

Можно рассуждать о технике работы Балагова и его коллег - ещё стоит обязательно упомянуть великолепную работу оператора Ксении Середы, - даже о цветовой гамме, о концентрации на красном и зеленом (Маша – красный, Ия – зеленый), согласно колористике, двух комплиментарных цветах, из которых складывается идеальное сочетание, но оно же и самое сложное. Но дело даже не в этом, а в самой теме.

72 Каннский международный кинофестиваль, режиссер Кантемир Балагов

В «Тесноте», своём дебютном полном метре, за который Балагов два года назад получал в Каннах награду Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, автора интересовала структура семьи в рамках локального общества. «Дылда» имеет дело со структурой общества войны, вернее, с последствиями существования в этом обществе. Военное общество консервативнее мирного. И особенно в отношении женщины (за подробностями – к Светлане Алексиевич). Пожив в этом обществе, худо-бедно найдя там место, попробуй вернуться назад. Тема женщины на Второй Мировой и после неё - сегодня она универсальна в том смысле, что всё ещё нуждается в осмыслении в разных странах. Потому что в общем и целом табуирована. В Германии это один аспект. И связи немок с угнанными в Германию пленными (на которые, в отличие от связей солдат вермахта с девушками на оккупированных территориях, сквозь пальцы не смотрели). И отношение солдат-победителей к немкам – об этом книга «Женщина в Берлине» и последовавшая экранизация Макса Фэрбербёка с Ниной Хосс и Евгением Сидихиным, с которой проблемы были и в Германии, и в России. В Норвегии и Франции (особенно во Франции) – другой. Девушек, у которых во время войны и оккупации были романы с немцами, а то и дети от них, после освобождения там подвергали прилюдной экзекуции. У России – третий. Разработка этой темы непростое дело. И общее для всей Европы.

В широкий прокат фильм выйдет 20 июня 2019 года, дистрибьютор Пионер.

Американская история

В основном конкурсе пока самое сильное впечатление от фильма «Козодой» бразильцев Клебера Мендонсы Фильо и Жулиано Дорнеля. Прежде всего потому, что сам просмотр вызывает чистую и почти не испорченную скрытыми смыслами радость.

Действие начинается с вида на Землю из космоса, он постепенно оборачивается видом на дорогу в сельской местности Бразилии, по которой очень выразительно едет грузовик, а в нем – водитель, доставляющий жителям городка Бакурау воду, да молодая пассажирка. Пассажирка торопится на похороны бабушки, старожилки Бакурау. По приезде девушка получает порцию объятий и зачем-то таблеточку под язык. Похороны бабушки похожи на народные гуляния с электрогитарой и ди-джеем. Местная алкоголичка едва их не сорвала, но время покажет, что вообще-то она смелый человек и настоящая дочь своего города (в этой роли Соня Брага, известная синефилам по предыдущему фильму тандема «Водолей», а широкой общественности – по роли художницы-авангардистки и любовницы Саманты в «Сексе в большом городе»). Сам городок - одна улица, рынок, церковь, бордель и исторический музей. Последний выполняет функцию чеховского ружья, которое ближе к развязке обязательно выстрелит.

72 Каннский международный кинофестиваль, съемочная группа "Bacurau"

Все начнется с того, что учитель с учениками не смогут найти на карте в интернете свой Бакурау, упоминание о нем просто исчезло из мировой географии. Потом сюда явится пара пестро одетых байкеров. Дойдет дело даже до летающей тарелки, пусть и очень небольшой. Параллельно в кадре будет группа граждан первого мира, приехавших сюда с целью совершения идеологически окрашенных убийств. Возглавляет эту группу полуклерков-полурэмбо персонаж в исполнении Удо Кира, и с его появлением история сразу приобретает намек на активность выживших в Южной Америке фашистов (соответствующие шутки персонажей в ассортименте). Горожане и пришлые рано или поздно схлестнутся. А ближе к финалу выяснится, что за информация хранится в историческом музее и кто на самом деле местные жители. Местные победят пришлых, причем, некоторые из них сделают это, будучи абсолютно и вопиюще голыми.

72 Каннский международный кинофестиваль, съемочная группа фильма "Bacurau"

Тут, конечно, можно усмотреть какие-то скрытые мотивы и параллели с реальностью, процветающее сегодня на самых разных территориях негативное отношение к США (а уж в Южной Америке оно цветет особенно пышно) и критики нового президента страны Жаира Болсонару, ярого правого, истового глобалиста, обещавшего сделать страну более открытой для иностранного бизнеса, но при этом сразу же сократившего расходы на образование. Но история так лихо скачет из жанра в жанр, от вестерна к магическому реализму, от фильма про летающие тарелки к наркотическому кинотрипу, что делать этого, наверное, не стоит. Прокатно-фестивальная судьба фильма в России неочевидна. Впрочем, если жюри с перепугу выдаст ему какой-нибудь важный приз, всякое возможно.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Другие статьи по теме Кинорынок Marche du Film

Другие статьи по теме Режиссер Кантемир Балагов

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама