Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 августа 2008 11:43

Испытание на прочность

Испытание на прочность

Настроение четвёртого дня кинофестиваля “Окно в Европу” создала дипломная неигровая короткометражка Марии Миро “Человек из меди”. Разрабатывая идею предыдущей “Угольной пыли” (там были шахтёры, теперь рабочие медеплавильного завода), Мария идёт дальше и выше: тяжёлый и неблагодарный труд трактуется как некое действо во искупление человеческих грехов, попросту говоря, наказание Божие.

Тема могла получить довольно наивное и схематичное воплощение, но Маша нашла неожиданных героев – рабочего, желающего стать священником и православного священника, выросшего в мусульманской семье. К картине можно относиться по-разному, но одного у неё не отнимешь – роскошной операторской работы Николая Карпова (он обеспечил половину успеха и “Угольной пыли”). Такие “кадры”, как Николай, на дороге явно не валяются, и вот результат – он будет работать по контракту в Америке. Пожелаем ему удачи.

Присутствие Бога ощущается и в кислотном безумии “Нирваны”, полнометражного игрового дебюта Игоря Волошина (конкурс “Выборгский счёт”). Правда, присутствие это может показаться даже кощунственным – лик Мадонны, Богоматери мы находим на рваной майке подлеца Мёртвого (Артур Смольянинов). Тем не менее, волноваться не стоит: вся режиссёрская экспрессия c агрессивной, “вырви глаз”, цветовой палитрой и сумасшедшими ракурсами направлены на то, чтобы вызвать почти физиологическое отторжение от этого инфантильно-криминального мира. Хороши актрисы в главных ролях – Ольга Сутулова и Мария Шалаева, их героини вызывают сочувствие, ведь они стали подругами, хоть и по несчастью (а несчастье это называется наркомания)… Искренний интерес вызывает и сам Игорь Волошин. Молодого и перспективного режиссёра можно было бы назвать религиозно ориентированным человеком, если бы не обезоруживающая эмоциональность, даже страстность его творческой натуры.

Гранджевая стилистика “Нирваны” уступила затем место скромной, неброской интонации “Придела ангела”, дебютной картины Николая Дрейдена о молодом “красном” разведчике, получившем задание убить Маннергейма, благополучно это задание провалившем и ставшем впоследствии священником. “Придел…” (основной конкурс), не Бог весть какое выдающееся произведение киноискусства, возобновит споры о том, каким должно быть хорошее православное кино. В данном случае мы имеем одно неоспоримое достоинство: священники изображены не сусальными или отрешёнными от мирской жизни существами, а простыми, хозяйственными мужиками, подверженными простым человеческим эмоциям и слабостям. Но их возвышенность и одухотворённость от этого не меркнет.

Будь то тяжёлые условия труда, выморочная жизнь мегаполиса или исторические катаклизмы – всё испытывает человека на прочность. В “Мираже” Тиграна Кеосаяна (основной конкурс) на прочность испытываются не герои, а сам жанр. Начавшийся как иронический вестерн, фильм под эмоциональным напором авторов в последней трети с хрустом ломается, поскольку становится каменно-серьёзным, натуралистичным и псевдопатриотичным (в духе “рашнс побеждашнс”). Не помогает даже пародийная отсылка к “Неуловимым мстителям” и титр “Продолжение следует”. Вот этого, как говорится, не надо! Хотя опять же, даже в случае с “Миражом” убеждаешься, что актёры (Алёна Хмельницкая, Дмитрий Марьянов, Алексей Чадов и другие) при энергичной режиссуре могут вытянуть “вагон с прицепом”, коим “Мираж” по сути, и является.

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама