Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 августа 2008 18:33

«Кавказская нота» «Золотой рыбки»

«Кавказская нота» «Золотой рыбки»

Может, трагические события в Южной Осетии так обострили зрительское восприятие, а может, так само собой вышло, но первый день XIII фестиваля анимационного кино «Золотая рыбка» в Ярославле прошёл с яркой «кавказской нотой».

Началось всё утром, 28 августа, с иронической стилизации под названием «Сказка про волка» (режиссёр — Милана Федосеева), а закончилось вечером также иронической стилизацией «Гордый мыш» из серии «Гора самоцветов» (автор сценария и режиссёр — Наталия Березовая). Даже в фильмах, не предполагавших обязательное наличие благородных сынов гор, звучали знакомые мотивы («Про мыху», автор сценария, режиссёр и художник — Константин Арефьев; «Дождь сверху вниз», автор сценария, режиссёр и художник — Иван Максимов). О чём были эти сказки? Да всё о том же: о любви к ближнему, о преодолении гордыни, о терпимости к тем, кто ведёт себя не так, как остальные... Короче, общечеловеческие ценности торжествовали, как и уверенный профессионализм их создателей — без особых откровений, но с выразительными деталями и приятной лирической интонацией.

Надо сказать, конкурс «Золотой рыбки» включает себя три направления — профессиональное кино, студенческое кино и фильмы детских творческих студий, которым и отдавалось предпочтение все 12 лет фестивального существования. Детские студии, смею надеяться, порадуют нас позже, а пока из студенческих работ удивила мелодраматическая лента Александры Лукиной «Дочки-матери» (по секрету скажем, что Саша — дочь идейного вдохновителя и продюсера «Золотой рыбки» Виктории Лукиной). Непритязательный, мягко говоря, сюжет о житейской драме взрослеющей девочки преобразился в нервную, трепетную, метафоричную поэму о душе, мятущейся в тисках обстоятельств, не позволяющих ей раскрыться в полную силу.

Из конкурсных картин, просмотренных в первый день, хотелось бы выделить «Искусника» (режиссёр — Фёдор Дмитриев), в изящной форме призывающего маленьких рисовать (в широком смысле — творить) и соцартовского «Дворника на луне» (автор сценария и режиссёр — Константин Голубков), хотя к анимации для детей его можно отнести с трудом (впрочем, как и «Человека с ветром в голове» Хихуса (Павла Сухих), любопытный образчик социально-философской сатиры и абсурдистской притчи «в одном флаконе»).

Cветская жизнь «Золотой рыбки» бьёт ключом: члены жюри, а также некоторые представители пишущей прессы были просто завалены роскошными подарками: здесь вам и портвейн «Порто Аллегро», и двухтомник Фёдора Хитрука «Профессия — аниматор», и двухтомник Юрия Норштейна «Снег на траве» (плюс «Ёжик в тумане» и «Сказка cказок»). Для всяких нужных и ненужных мелочей выделили даже стильный рюкзак в оранжево-чёрных тонах. Прошло два торжественных ужина (в честь прибытия гостей и Дня российского кино 27 августа и в честь открытия фестиваля), на втором играла популярные мелодии отличная местная джаз-банда с трубачом-солистом... 29 августа ожидается поездка в знаменитое Пошехонье, чудесный городок со своими традициями и благодарными, как говорят, зрителями. Есть отчего впасть в восторг, однако, хотелось бы узнать, почему программу зарубежного кино сделали внеконкурсной, ведь тогда фестиваль становится международным исключительно из-за состава жюри (там уважаемые люди из Украины, Белоруссии, Болгарии, Германии, Португалии...).

Почему дети Ярославля и области не имеют возможности посмотреть больше «мультиков», познакомиться с тем, что делают за рубежом, ведь они до сих пор кормятся в основном американской коммерческой анимацией (вроде «Кунфу Панда», её они посмотрят на «Золотой рыбке», в этом даже и сомневаться не приходится). А другого они в будни не видят, к сожалению, только во время фестиваля...

Для одного фильма, юмористической миниатюры «Полярная яма», произведённой в Венгрии, сделали исключение и поставили в конкурс потому, что режиссёр — наш земляк, Алексей Алексеев (то же самое произошло на фестивале в Выборге). Но одной Венгрии в конкурсе очень мало. В силу этих объективно-субъективных причин жюри уединяется в конференц-зале гостиницы «Ring Premier Hotel» и в режиме прокрутки смотрит фильмы, предназначенные для более широкой аудитории. C жюри смотреть, конечно, очень интересно — оно по ходу дела рассуждает о бюджете, качестве мультипликата, с одной восьмой взгляда различает в российском фильме по финскому заказу влияние диснеевской анимации. Но ещё интереснее наблюдать реакцию ребятишек. Хоть и реагируют они в основном на тычки и подзатыльники, но, я думаю, их маленькие сердца замерли бы от сострадания к «Мальчику» Дмитрия Геллера, картине не простой по киноязыку, но очень трогательной и человечной. Для понимания и адекватного восприятия таких картин нужна соответствующая аура добра, чуткости, обострённой чувствительности даже, которая витает среди гостей и участников фестиваля и дозированными порциями передаётся в зал мамам, папам и их славным детишкам.

Автор:
Игорь ПЕРУНОВ, специально для портала www.proficinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама