«Московская премьера»: скромное обаяние классики
Действие романа в «Шуге» перенесено в современность, а так как в нашем времени всё идёт на понижение, то соответственно, понизился и социальный пафос, и герои психологически обмельчали, они вообще лишены каких бы то ни было психологических мотивировок. «Анна» (та самая Шуга) — просто красивая женщина, от которой веет космическим холодом; «Вронский» (Аблай) — скользкий тип, связанный с криминальными структурами и прожигающий свою жизнь за выпивкой и картами; «Левин» смотрит «Анну Каренину» Александра Зархи, с хрустом поедая яблоко; «Долли» постоянно ходит с каменным выражением лица, а «Каренин» вообще похож на героя Такеши Китано в каком-нибудь фильме про якудзу. Режиссёру, создавшему этот холодный, стылый, бесчувственный мир, остаётся только одно: «парад мизансцен», одна красивее другой. При отсутствии хоть сколько-нибудь значимых актёрских работ приятные глазу картинки «большого кино» явно не делают.
В отличие от «Шуги» с трагическим финалом, «Невинные создания» - это комедия (правда, опять в видеоформате...), предсказуемо и неожиданно смешная. Предсказуемо, потому что за высокое качество юмора Аркадия Аверченко не поручится только ленивый, а неожиданно, потому что не часто на наших экранах встретишь по-настоящему смешную комедию. Забавные истории о детях и взрослых, перевоспитывающих друг друга, сдобрены сентиментально-ностальгической интонацией, а некоторые сцены стилизованы под немое кино. Что же касается актёрских работ, стоит выделить, я бы сказал, убийственно органичного Алексея Панина в роли незадачливого вора. Да, если и говорить о скромном обаянии классики, то вот оно — в «Невинных созданиях»!