Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 января 2009 12:45

Большие заботы маленьких людей

Большие заботы маленьких людей

На фестивале архивного кино “Белые Столбы-2009” начались рабочие просмотры. С раннего утра до позднего вечера гости и участники будут смотреть кино, снятое большими режиссерами, но за давностью лет и короткой человеческой памятью малоизвестное, полузабытое (это принципиальная установка).

Так, в рубрике “200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя” показали несколько очень любопытных картин: одну игровую - “ПальтоРоберто Латтуады (Италия, 1952; по мотивам “Шинели”) и две анимационные – “Нос майора Михаила Лисового (Россия, 1997) и просто “НосАлександра Алексеева и Клер Паркер (Франция, 1963). “Пальто”, снятое в кризисное для неореализма время, предвосхитило некоторыми своими мотивами творчество Федерико Феллини: здесь и ирония, и гротескные персонажи, отмеченные “печатью” потустороннего мира. Всё это было и у Гоголя, но у Латтуады то, что в повести дано одной строчкой, намёком, разворачивается в масштабные картины, горькие и страшные одновременно. Анимационные фильмы убедили в том, что Гоголя можно считать одним из первых литераторов-абсурдистов. Во французской картине звучит колоритная вьетнамская музыка (композитор – Хай Минь), а значит, перед нами ещё и восточная медитативная притча, смысл которой не совсем ясен, но оттого она не становится менее притягательной.

В программе “Великие столетия: Владислав Микоша” зрители увидели уникальные кадры разрушения Храма Христа Спасителя, снятые талантливым оператором (из 2000 метров плёнки отобрано 500, то есть четверть отснятого материала). Но и четверти оказалось достаточно, чтобы понять, какой великий символический “акт расчленения” церкви как “тела Христова” был осуществлён в Москве 1931-1932 годов. Немонтированная хроника оказалась настолько самоценной, что её использование в целях антикоммунистической пропаганды сейчас кажется, мягко говоря, неуместным (имеется в виду фрагмент неигрового фильма “Храм Христа Спасителя” из цикла “Истина и костёр”, режиссёр Виктор Рыжко, Россия, 1991).

У так называемых “маленьких людей” всегда были “большие” заботы: кто-то разрушает храмы, как оказывается, из чисто практических соображений (золото куполов можно обменять на валюту); кто-то озабочен покупкой шикарного пальто, чтобы быть поближе к власти, дабы не обижала (“Пальто”); кто-то, как Аннычка в одноимённом фильме Бориса Ивченко (СССР, 1968), делает осознанный политический выбор: выходит замуж за гитлеровца, а сердцем принадлежит романтическому советскому партизану (эх, шестидесятые!). Если “маленький человек” не получает желаемого в этом мире, он получает моральное удовлетворение после смерти, как герой “Пальто”, превратившийся в призрака и стягивающего одежду у ничего не подозревающих прохожих… В советском кино, если действие картины происходит во время войны, “маленькому человеку” чаще всего суждено шагнуть прямиком в “оптимистическую трагедию” (Аннычка в финале погибает от руки своего отца).

А что остаётся нашему современнику? При неисчерпаемых духовных и материальных возможностях человечества вопрос остаётся открытым.

Другие материалы о фестивале "Белые столбы-2009":

“Белые столбы”, опус XIII: думать, но не напрягаться

Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама