Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 февраля 2009 16:38

Находки, слёзы, фейерверк

Находки, слёзы, фейерверк

31 января завершился тринадцатый фестиваль архивного кино "Белые Столбы". В программу этого года вошли рубрики не только традиционные ("Великие столетия", "Конфронтация", «In memorial»), но и новые, посвященные 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя и 70-летию второй мировой войны.

Редкое кино — не всегда удачное кино, и те фильмы, которые в предыдущем репортаже были названы «изюминками», если и оправдали ожидания, то частично. Действительно, «Воздух Парижа» оказался изящно сделанной, но построенной на штампах драматической комедией о боксе с хорошими актёрами (Жан Габен и Арлетти) и актуальной темой — заботой о физическом здоровье и достойном моральном облике выходцев из социальных низов. Единственная «фишка» устаревшей ленты — песня Ива Монтана о Париже, которая идет пять минут перед вступительными титрами на абсолютно тёмном экране. Зрители от такого «авангарда», понятное дело, отвыкли... «Все мы убийцы» Андре Кайятта лихо начинается как черная комедия о всеобщем военном и послевоенном «озверении», а продолжается и заканчивается философским диспутом о приемлемости смертной казни. Во второй половине «...убийц» о каком-либо кинематографическом мышлении не могло быть и речи.

Самым интересным на тринадцатых «Белых Столбах» стал последний день. В рубрике «Архивные находки» были показаны бодренькая «Цветущая юность» Александра Медведкина (1939) — короткометражная лента о параде физкультурников на Красной площади в Москве, впервые снятая «трёхцветным методом», то есть наложением красного, зеленого и синего цветов на трёх плёнках; первый фильм Маргариты Барской «Кто важнее, что нужнее» (1930), любопытный не столько «научно-популярной» составляющей, а тем, как удачно вписались в идеологию «врагов народа» всяческие сельскохозяйственные вредители. После часовой «промывки мозгов» крестьянину оставалось всего ничего — или вступить от греха подальше в колхоз, или прослыть всеми обруганным «единоличником». Кроме того, живой интерес публики вызвала программа специалиста по анимации Георгия Бородина, ярко показавшая, насколько сильное идеологическое давление испытывало и советское мультипликационное кино. Так, перемонтажу и доработке был подвергнут альманах «Весёлое звено» (1974; режиссёры — Анатолий Петров, Геннадий Сокольский, Валерий Угаров), мультфильм, рассчитанный на пионерскую аудиторию. Стихи Даниила Хармса, познавательная часть о древнегреческих воинах через призму популярной тогда книги Анатолия Митяева и последняя комическая, без лобового назидания новелла о пользе учёбы вселили большую тревогу в кинематографическое начальство. В результате доделок и переделок на экран вышло идеологически выдержанное кино под другим названием («Проделкин в школе») с обилием стихов Александра Тимофеевского — хорошего поэта, но, прямо скажем, не для «Весёлого звена».

Ну, и напоследок грянули «Первороссияне» (1967) Александра Иванова и Евгения Шифферса, полулегендарная широкоформатная историко-революционная «фильма». Я не оговорился, поскольку сверхзадача этой картины — не столько прославить в веках подвиг российских коммунаров, сколько вернуть в культурно-исторический контекст изобразительную эстетику 20-х годов. Тем же делом занимались Михаил Швейцер с Софьей Милькиной («Время, вперёд!»), Геннадий Полока («Республика ШКИД», «Интервенция»), но мастера делали сюжетное, повествовательное кино с формальными изысками. Сюжет «Первороссиян» можно пересказать одной строчкой, а главной становится именно формальная сторона — протяжённые крупные и общие планы, схематичные герои, застывшие в томительном ожидании или изысканно уходящие за кромку кадра, разнообразные сочетания белого, красного и чёрного цветов, от размашистых в сцене похорон и торжественной клятвы и утончённых в эпизодах на лоне природы. «Первороссияне» авангардной эстетикой «прорвали» своё время, показав обречённость утопической идеи, но сейчас воспринимаются памятником всё-таки советской эпохи. Тем не менее, замечательно, что, благодаря Госфильмофонду, где сохранилась единственная в мире негативная 70-миллиметровая копия «Первороссиян», фильм был показан в том виде, каким был задуман, но в DVD-проекции. Специально для такого случая в Белые Столбы приехала Наталья Данилина, исполнительница одной из главных ролей. Она рассказала о трудной судьбе фильма (он имел в своё время крайне ограниченный прокат и быстро сошёл с экранов), о премьере 1967 года, а в конце речи не удержалась и расплакалась. Кстати, Госфильмофонд планирует сделать 35-миллиметровую копию «Первороссиян», чтобы их, по возможности, смог увидеть интересующийся зритель.

На церемонии закрытия фестиваля архивного кино по традиции вручались дипломы и призы. Фильм Наталии Яковлевой «Pro молодёжь» получил два приза — от «Литературной газеты» и поощрительный от Госфильмофонда. Всероссийский государственный университет им. С.А. Герасимова (не ВГУК, а по-прежнему ВГИК) награждён дипломом за большую многолетнюю работу по воспитанию кинематографических кадров для Госфильмофонда России и в связи с 90-летием со дня основания. Приз имени Виктора Дёмина за большой вклад в развитие отечественного кино получил Армен Медведев. Небольшую порцию радости получили и киноведы с кинокритиками. Диплом в номинации «Российский кинокритик/киножурналист» достался Ларисе Малюковой, а в номинации «Российский теоретик и историк кино» - Майе Туровской. Лучшей телепрограммой о кино признаны «Шедевры старого кино» (канал «Культура», режиссёры Ольга Лобанова и Сергей Антонов).

Такое интересное мероприятие, как кинофестиваль, даже при недостаточном финансировании, не может не закончиться чем-нибудь ярким, эффектным. Он и завершился традиционным фейерверком. И надеждой на то, что «Белые Столбы» вновь вернутся к обычному, внекризисному формату.

Другие материалы о фестивале "Белые столбы-2009":

“Белые столбы”, опус XIII: думать, но не напрягаться

Большие заботы маленьких людей

Как мир готовился к войне

Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама