Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 марта 2009 12:34

Капля крови, капля миро

Капля крови, капля миро

Программмы Открытого конкурса студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» (который со временем повысился до фестиваля) всегда были «густонаселёнными». Лично меня, побывавшего на нескольких таких конкурсах, 246 картин, заявленных на шестнадцатый фестиваль, не шокирует. Да и количество просмотровых площадок тоже — кроме Центрального дома кинематографистов это кинотеатры «Фитиль» и «Художественный». Если учесть, что в «Фитиле» обожают показывать артхауз, в «Художественном» так называемый «культурный мейнстрим», а в ЦДК с удовольствием смотрят и то, и другое, то всеобъемлющая, «всеядная» формула «Святой Анны» не потеряла своего притягательного блеска и на этот раз.

Растроиться, чтобы посмотреть абсолютно всё, не получится (да и не надо, наверное), и значит, единственным пристанищем для вашего покорного слуги останется, скорей всего, Дом кино.

Из 14 картин, показанных в первый фестивальный день (режиссёрскую версию «Стиляг», при всём к ней уважении, вынесем за скобки), можно выделить две — анимационную «Балладу» Ильи Якищёнка (Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, мастерская Ю.Б. Дворкина) и неигровое «Померанье» Марии Мурашовой (СПБГУКиТ, мастерская И.П. Калининой, М.С. Литвякова). Что нового, казалось бы, в состоянии добавить скромная работа Мурашовой к теме провинциальных заводов и фабрик, переживших своё время и обречённых на медленное разрушение, умирание? Однако, Маша простыми, но очень изящными кинематографическими приёмами превращает территорию фабрики в царство призраков, где призрачно буквально всё — от потрёпанных, обессмыслившихся «социалистических лозунгов» до вполне реальных кошек, банальной метафоры одиночества и запустения.

«Баллада», не менее изящная, хотя и немного статичная стилизация средневековой живописи, поражает красотой и тщательной проработкой компьютерной графики, тонкой игрой на грани реальности, сна, фантастики и религиозной символики (cуть фильма - борьба человека с Единорогом, противопоставление греховности и божественной справедливости).

Как это обычно и бывает, драгоценные камешки, где искусство оставило свой вдохновенный след, соседствуют с робкими попытками порезвиться в жанре комедии положений («После тринадцатого», игровой, режиссёр Евгения Хрипкова, Cанкт-Петербургская академия театрального искусства, мастерская Б.И.Гершта) или посерьёзничать в пространстве религиозно-философского диспута («Исповедь», игровой, режиссёр Юрий Фарима, ВГИК, мастерская Ю.М. Беленького). Вообще, поиски духовной опоры как противоположности распаду и гибели, привели к тому, что молодёжь заговорила о Боге — не отвлечённо-иронично, а со всей серьёзностью, на какую только способна. Случались и переборы — как в неигровых фильмах «Посланник Патриарха» (режиссёр Татьяна Мирошник, дебют, студия «Кинопрограмма XXI век»), испорченном нервозной интонацией закадрового комментария, и «Кровь за кровь» (режиссёр Ирина Прокудина, дебют, телеканал «Россия»), где интересное по фактуре исследование феномена кровной мести у горских народов привязано к целям контрпропаганды (в условиях информационной войны между Грузией и Россией).

С уверенностью можно сказать — экран «Святой Анны» в первый день и кровоточил, и мироточил. Президент фестиваля Михаил Пореченков в приветственном слове на церемонии открытия говорил о «любящем сердце» молодого творца, а Никита Михалков  в последних строках своего обращения «граду и миру» остался-таки Председателем Правления Союза кинематографистов России. Неким «рашн постмодерном» прозвучала в концертном номере балалайка.

Скажете, похоже на «Золотой Витязь» или «Волоколамский рубеж»? Если бы не «Стиляги», было бы действительно похоже. Впрочем, «Святая Анна», насколько я помню, никогда не была набожной или чересчур либеральной и экстремальной. Она позволяла себе похулиганить, но не теряла очарования молодой женщины. Посмотрим, как она будет вести себя дальше. Впереди ещё шесть фестивальных дней.

Другие материалы по фестивалю:

Праздник молодого кино объявляется открытым!

Большие ожидания: пресс-конференция кинофестиваля «Святая Анна»

Автор:
Игорь ПЕРУНОВ специально для портала ProfiCinema.ru
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама