Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 мая 2009 13:32

Кинофестиваль в пивной столице Европы.

Кинофестиваль в пивной столице Европы.

В чешском городе Плзень, известном на весь мир своим пивоваренным заводом «Плзеньский Праздрой», с 19 по 26 апреля состоялся кинофестиваль чешских фильмов «Финале». Девиз фестиваля: «Все, что вы хотите узнать о чешском кино, вы узнаете в Плзне». Кинематограф Чехии, прежде принадлежавшей к социалистическому лагерю, всегда вызывал пристальный интерес как ее соседей с восточной стороны, так и с западной. Афиша к фильму «Поезда особого назначения».Еще в 60-е Чехословакия обратила на себя внимание мирового киносообщества творчеством Милоша Формана, вынужденного эмигрировать в США после вторжения в республику войск Варшавского договора в 1968 году, и Иржи Менцеля – лауреата премии «Оскар» за фильм «Поезда особого назначения» (1966).

«Золотые 60-е» в чехословацком кино продемонстрировали умение чехов не только варить лучшее в мире пиво, но и снимать фильмы, которые могли соперничать с лучшими образцами советской «оттепели», французской «новой волны» и немецкого «молодого кино». Подчас эти картины имели более провокационный характер, нежели яркие, но все же сдержанные попытки советских кинематографистов противостоять политическому давлению и добиться права говорить свободно. Протестный кинематограф Чехословакии стал одной из ступеней процесса демократизации общества в 1968 году, вошедшего в историю как «Пражская весна» и печально закончившегося в августе того же года, когда войска пяти «братских» держав оккупировали маленькую, возмечтавшую о свободе страну в сердце Европы.

С тех пор многие звезды чехословацкого кино, такие как Иржи Менцель, Ян Немец, Вера Хитилова, Юрай Херц и другие, в течение 20-ти лет не могли снимать кино без оглядки на жесткую цензуру. До ноября – декабря 1989, когда страны социалистического лагеря обрели долгожданную свободу, дожили не все. Но те, кто шагнул в новое время, не взирая на пожилой возраст, продолжили активно снимать кино. Так, Вера Хитилова – лидер экспериментальной волны в чехословацком кино 60-х, ставшая известной во всем мире, благодаря абсурдистской притче «Маргаритки», в течение последних двадцати лет сняла около 10-ти полнометражных картин.

Кадр из фильма «Маргаритки».

Вера ХитиловаНа кинофестивале «Финале» прошел вечер, посвященный 80-летию первой дамы чешского кино с участием именинницы. Вера Хитилова по-прежнему полна острого юмора, творческой энергии и уверенности, что снимет еще не один фильм. На вечере состоялся показ документального фильма о творчестве юбилярши и презентация книги «Сопротивление и сострадание Веры Хитиловой», рассказывающей о том, как ее героиня мужественно пробивала дорогу своим фильмам к зрителю.

Киноиндустрия Чехии – страны с 10-тью миллионами жителей – ежегодно производит около 20-ти художественных и документальных фильмов. На фестивале «Финале» в течение недели было показано 198 картин в 16-ти секциях, включая ретроспективы чехословацкого кино минувших десятилетий, а также новинки европейского и китайского кинематографа. Призы международного жюри вручались по результатам двух конкурсов – игрового и документального фильма. В игровом конкурсе были представлены 12 картин самого различного тематического и визуального содержания: от традиционных для чешского кино абсурдистских трагикомедий до чистых бессюжетных экспериментов. Жюри оценило специальным призом с формулировкой «За освещение расовых и социальных проблем в Европе» драму «El paso» режиссера Зденека Тыца – захватывающий сюжет из жизни цыганской семьи в Чехии, рассказанный с документальной достоверностью и сочувствием к жертвам расовой нетерпимости.

Мария Прохазкова и Доротка Дедкова с призом «Золотой Зимородок».Главный приз фестиваля «Золотой Зимородок» (так зовется миниатюрная птичка с яркой расцветкой, которая гнездится на берегах рек и мелких озер и очень боится зимних холодов) достался трогательной и немного сказочной истории режиссера Марии Прохазковой «Кто боится серого волка?» - участнице конкурсной программы Берлинского кинофестиваля. Мир взрослых, увиденный глазами очаровательной 5-летней девочки, не оставил равнодушным ни одного зрителя. Юная звезда фильма Доротка Дедкова на церемонии закрытия фестиваля поблагодарила зрителей, едва дотянувшись до микрофона.

В документальном конкурсе соревновались 24 новые картины, но главный приз был присвоен фильму молодого режиссера Павла Абрахама «Чешская РЭПублика». Фильм в ироническом ключе показывает процесс создания музыкальных композиций в стиле «Рэп» и «Хип-хоп». На протяжении полутора часов вместе с чешскими рэпперами зритель встречается с профессором лингвистики, с детьми из цыганского района, учениками начальной школы в Праге и сторонниками классического чешского языка. Монтаж фильма подражает ритму Рэпа, но особую изюминку ленте придает словесная игра и своеобразное соперничество между традиционным языком и музыкальным жаргоном. Современным динамичным звучанием «Чешская РЭПублика» резко выделилась на фоне остальных фильмов, что не оставили без внимания члены жюри.

В документальном конкурсе также была представлена нашумевшая в Европе картина чешской документалистки с мировым именем Хелены Тржештиковой «Рене». В прошлом году фильм получил Гран-при Европейкой киноакадемии (так называемого европейского «Оскара») и главный приз Международного фестиваля документальных фильмов в Лейпциге.

Кадр из фильма «Рене».

Автор более 50-ти документальных фильмов Хелена Тржештикова использует метод длительного наблюдения за героями. Ее новый фильм стал результатом 20-летего слежения за судьбой Рене Плачила – вора - рецидивиста, который, впервые попав за решетку в 16 лет, стал постоянным обитателем тюрьмы. Краткие минуты на свободе становятся для него более тяжелым испытанием, нежели бесконечные монотонные часы в «родных» стенах тюремной камеры. В очередной раз Рене арестовывают за кражу нескольких квартир, и в том числе жилища женщины, которой он исповедовался на протяжении многих лет, - Хелены Тржештиковой. Но режиссер, ко всеобщему удивлению, великодушно прощает преступление своему герою и продолжает переносить на пленку эпизоды его жизни. Здесь же в тюремной обители Рене Плачил находит и свое призвание – труд писателя. С помощью своей добросердечной покровительницы и славы звезды тюремного документа он становится популярным в Чехии писателем.

Приза зрительских симпатий была удостоена не типичная для чешского кино своей мрачностью драма «Обходчик №47» режиссера Филиппа Ренча, герой которой – бывший фронтовик - на время теряет слух в результате конфликта с любовником своей жены. Когда же слух к нему возвращается, он продолжает притворяться глухим, дабы узнать, что о нем в действительности думают люди. Приз Ассоциации чешских киноклубов получила картина «Карамазовы» Петра Зеленки – оригинальная экранизация романа Достоевского, премьера которой состоялась в Арка, венчающая вход на территорию Плзеньского пивоваренного завода.прошлом году в Москве на фестивале независимого кино «Завтра». В российский прокат фильм выходит в июле 2009 года.

Плзеньский кинофестиваль в Чехии пользуется репутацией лучшего национального киносмотра. Фильмы – лауреаты в дальнейшем становятся участниками конкурсных программ известных международных кинофестивалей. «Финале» проходит в теплой атмосфере уважения и заботы обо всех гостях мероприятия – от журналистов ежедневных газет, до звезд европейского кино. Плзень привлекает тысячи туристов славой местного пива, а также красотой и разнообразием архитектурных памятников. В старом городе величественный готический собор св. Варфоломея с самой высокой в Чехии башней –колокольней (102,6 метров) соседствуют с третьей по величине в мире синагогой, сегодня используемой в качестве концертного и выставочного зала. Одна из фестивальных вечеринок по традиции проходит на территории знаменитой плзеньской пивоварни, где гости фестиваля могут не только отведать славного чешского пива, но и увидеть собственными глазами процесс его приготовления.

Автор:
Ксения Сахарнова
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама