Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 июня 2009 16:52

Призы 49 Международного Краковского кинофестиваля

Призы 49 Международного Краковского кинофестиваля

С 29 мая по 4 июня 2009 года прошел Международный кинофестиваль в Кракове. Ведущий свое начало с 1961 года, фестиваль принадлежит к числу старейших и наиболее престижных смотров документального кино в Европе. Когда-то свои первые призы здесь получали такие признанные мастера мирового кино как Пьер Паоло Пазолини, Вернер Херцог, Клод Лелуш, Патрис Леконт, Кшиштов Кесьлевский и другие.

Ежегодно в течение первой недели июня жителям и гостям Кракова - культурной столицы Польши – представляется уникальная возможность увидеть около 500-ста фильмов со всего мира. Широкая программа фестиваля включает в себя документальные, короткометражные игровые и анимационные фильмы. Но количество документальных работ заметно превалирует ввиду того, что фестиваль снискал себе славу именно благодаря неигровому кино.

На протяжении своей почти полувековой истории кинофорум в Кракове позиционировал себя исключительно как фестиваль короткого метра, показывая фильмы, не превышающие 30-ти минут. Но в последние годы метраж документальных лент, большинство из которых делается по заказу телевидения, заметно увеличился. В результате с 2007 года в программе Краковского кинофестиваля появился конкурс полнометражного документа, ставший главной изюминкой фестиваля. В этом году приглашение возглавить жюри данного конкурса получил известный российский документалист и лауреат многих международных кинофестивалей Сергей Мирошниченко. В конкурсе соревновались между собой 12 картин, сделанных как начинающими, так и зрелыми мастерами европейского документального кино. Гран-при «Золотой рог» по праву достался ленте израильского режиссера Нати Баратца «Избранный» («Unmistaken child»). Больше четырех лет он провел бок о бок с молодым буддистским монахом по имени Тензин Зопа, исполняющим священную миссию – найти ребенка, в которого вселилась душа его великого учителя ламы Кончога. Вместе с автором зритель на протяжении ста двух минут неторопливо путешествует по затерянным в горах крохотным деревушкам, любуясь красотами загадочного и молчаливого Непала, и пытается найти ответ на вопрос – существует ли переселение душ?

фильм "Избранный"

На втором часу экранного времени главный герой все же находит ребенка, которому суждено было стать вместилищем души усопшего проповедника, и даже сам духовный лидер буддистов Далай-лама XXIV символическим постригом признает подлинность этого выбора. В финале фильма мы видим, как двухлетний розовощекий лама принимает в храме толпы страждущих, видящих в этом маленьком человечке великого учителя. А затем, утомленный долгим церковным обрядом, почивает в комнате, заполненной доверху мягкими игрушками, вдовое большими его самого. «Избранный» уже собрал ряд призов престижных киносмотров, и будет показан в программе лучших мировых документальных фильмов «Свободная мысль» на Московском кинофестивале.

Лауреатом международного конкурса фильмов, метраж которых не превышает 60-ти минут, стал также израильтянин Моше Циммерман за ленту с необычным названием «Пицца в Освенциме» («Pizza in Auschwitz»). Его герой – пожилой и неунывающий Денни Ханох - еще в детстве пережил невозможное – уцелел, побывав в пяти концентрационных лагерях. Спустя 60 лет, бывший узник возвращается в места детства вместе со своими детьми, для которых ужасы Третьего Рейха всего лишь одна из страниц давно минувшей истории. Шестидневное путешествие заканчивается в лагере Биркенау, что находился по соседству с Освенцимом. Здесь Денни исполняет свою давнюю мечту – заказывает пиццу и проводит ночь в том самом бараке и на той самой койке, где мальчишкой он пережил самые тяжелые минуты своей жизни. Картина «Пицца в Освенциме» также станет участником программы документальных шедевров «Свободная мысль» в рамках 31 Московского Международного кинофестиваля. 
 

Железная дорога, ведущая в лагерь «Освенцим-Биркенау»

Не только мучения, но и радости еврейского народа стали объектом внимания кинематографистов – участников Краковского кинофестиваля. Форум открылся картиной известного американского документалиста Пола Мазурского «Йиппи: путешествие к еврейскому счастью» («Yippee: a journey to Jewish joy»). На Украине, в Черкасской области есть небольшой городок Умань, известный лучшим в стране дендрологическим парком Софиевка, битвой под Уманью в 1941 году, а также тем, что здесь 16 октября 1810 года был похоронен основатель бреславского хасидизма Рабби Нахман. На протяжении многих лет каждый сентябрь около 25 тысяч иудеев со всего мира съезжаются в Умань, чтобы встретить здесь еврейский Новый Год (Рош Ашана) и почтить память Рабби Нахмана. В компании своих друзей еврей с Беверли Хиллз Пол Мазурский отправляется в Умань, дабы окунуться в атмосферу еврейского счастья. Имея самые поверхностные представления об иудейских религиозных обычаях, режиссер и главный герой фильма со свойственной ему непосредственностью задает окружающим вопросы: для чего евреям пейсы, что означают их одеяния, почему во время молитвы они кивают головой и т. п. Ответы сопровождаются комментариями, полными острого юмора и самоиронии. В одном из лучших эпизодов фильма Мазурский на украинском рынке осыпает комплиментами очаровательную продавщицу помидоров, подчеркивая: «За последние три дня я видел столько хасидов, что мне просто необходимо посмотреть на красивую женщину».

Кадр из фильма «Йиппи: путешествие к еврейскому счастью»

Открытием польского документального кино в этом году стала лента «Кролик по-берлински» («Królik po berlińsku») режиссера Бартека Конопки, получившая Гран-при национального конкурса. Авторы фильма предлагают взглянуть на историю берлинской стены, около 30-ти лет разделявшей столицу Германии на западную и восточную части, глазами кроликов, которые жили и размножались у ее подножия. Вначале кролики ютились на лужайке между противотанковыми ежами, прячась от солнца в их тени. Затем для безопасности маленьких зверьков была возведена берлинская стена, а к ней приставлены солдаты, чтобы никто не нарушал покой кроликов. Когда же их стало чересчур много, солдаты принялись расстреливать невинных тварей. В общем, кролики много повидали на своем веку. Режиссер смело отказался от всяческого присутствия людей в фильме, за исключением теней солдатов и Фиделя Кастро с Хрущевым, которых привозят к берлинской стене, чтобы показать ушастых обитателей города. Работа над этой польско-немецкой картиной, почти целиком сложенной из хроники с участием кроликов, заняла у создателей фильма больше 4-х лет. Сегодня лента заслуженно собирает призы международных кинофестивалей.

фильм «Кролик по-берлински» («Królik po berlińsku»)

Лауреатами вторых призов международного и польского конкурсов стали представители известной семьи польских документалистов Марцель (отец) и Павел (сын) Лозинские. Классик школы польского документального кино Марцель Лозинский представил короткометражную работу «До востребования» («Poste restante») – печальный поэтический рассказ о письмах, которые никогда не дойдут до адресата, потому что в графе «кому» авторы писем пишут: «маме и папе», «добрым людям», «Господу Богу». Сын режиссера Павел Лозинский также остановил внимание на вещах далеко не радостных, сняв картину «Химия» («Chemia») – 50-минутное наблюдение за больными раком людьми, готовящимися пройти курс химиотерапии.
Многочасовые фестивальные просмотры сопровождались оригинальными тематическими вечерами. В один из них гости получили уникальную возможность,  вернуться на несколько часов в уже подзабытое социалистическое прошлое. У входа в кинотеатр «Киев», где проходят основные фестивальные показы, гостей поджидали два желтых автобуса, уже давно выведенных из эксплуатации. На этих автобусах делегация отправилась в отдаленный район Кракова, а прежде самостоятельный город – Новая Хута. Здесь находится один из самых больших сталелитейных комбинатов в мире, при социализме носивший название Хута им. Ленина. Комбинат и пятиэтажный город рабочих вокруг него возводились с конца 40-х годов по указу Сталина и должны были символизировать мощь и бескомпромиссность социалистического строя. Здесь работали десятки тысяч людей, съезжавшихся в «город будущего» со всей Польши. Долгие годы производственные отходы отравляли легкие жителей Хуты и Кракова. Сегодня комбинат на 70 процентов выведен из строя. Желтые автобусы останавливаются на площади, где более 30-ти лет возвышался суровый монумент Владимиру Ильичу, у ворот в комбинат, у входа в костел, построенный в духе социалистического авангарда и вблизи других типичных для того времени построек.

Памятник Ленину на центральной площади Новой Хуты

 
Финальной точкой путешествия стал старый советский ресторан, где гости могли отведать польской водки, закусить селедкой и послушать песни минувших лет. В последние годы подобные «коммунизм – туры» приобретают все большую популярность в странах бывшего социалистического лагеря. Об истории Новой Хуты за последние 20 лет было снято около 300-ста фильмов. Два из них были показаны на фестивале в этом году. Но в Кракове есть и ряд других более традиционных достопримечательностей. Единственный уцелевший во время войны город, он сохранил атмосферу ушедших столетий. Особой популярностью как среди туристов¸ так и среди местных жителей пользуются главная Рыночная площадь с торговыми рядами, где можно приобрести по очень доступным ценам украшения из янтаря, а также старый еврейский район Казимеш с многочисленным пивными барами и ресторанами еврейской кухни. Жизнь здесь кипит всю ночь!

Рыночная площадь в Кракове

Церемония закрытия фестиваля также была тематически связана с недавним социалистическим прошлым. В июне 1989 года в Польше состоялись первые демократические выборы, по итогам которых движение «Солидарность» получило абсолютное большинство голосов. Так Польша на несколько месяцев раньше других социалистических стран обрела долгожданную независимость. За это эпохальное событие лауреаты фестиваля и члены жюри, стоя на сцене, подняли бокалы шампанского. На экране сменяли друг друга черно-белые фотографии июня-89. На одной из них была запечатлена 5-летняя девочка, раздающая газеты с подзаголовком «Солидарность».

закрытие 49 Международного Краковского кинофестиваля

Каждый из стоявших на сцене пытался сказать что-нибудь оригинальное, но особенно запомнились слова, произнесенные председателем жюри конкурса полнометражного документа Сергеем Мирошниченко: «В советские годы лауреат Краковского кинофестиваля становился другом советского союза. Я же выиграл фестиваль в Западной Германии – в Оберхаузене. И стал врагом Советского Союза».
Напоследок автор «Рожденных в СССР» признался, что всю жизнь мечтал оказаться в числе участников Краковского кинофестиваля, и поблагодарил поляков за то, что с их помощью и нам в России стало жить легче. Речь председателя жюри была поддержана бурными аплодисментами зала.

В следующем году Международный Краковский кинофестиваль отметит свой 50-летний юбилей. Организаторы фестиваля обещают сделать его незабываемым.

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама